Русская линия
Столетие.Ru Александр Горбунов16.05.2007 

Православие без границ

На Вознесение, 17 мая, в жизни Русской православной церкви состоится великое событие. Сам наш народ пока еще остается разделенным народом, живущим в разных частях раздробленного Отечества. Но Церковь вновь становится единой. В пасхальный день первоиерархи, представлющие Московский патриархат и Зарубежную церковь, подпишут акт о каноническом общении. Синоптики говорят, что с середины недели в столице начнется лето. Может быть мы все — свидетели прообраза исполнения пророчества Серафима Саровского, сказавшего о временах возрождения: «Среди лета пропоют Пасху».

Вероятно, в суете мы не вполне поймем и почувствуем смысл происходящего. Но со временем он будет раскрываться. Наступил день, когда вновь становится целостной самая глубокая, самая важная основа бытия России. Поверх нее еще останутся на некоторое время многие расхождения и трещины. Но устраненение их теперь пойдет по-иному. Не так, как пытались делать это до сих пор: спешным замазыванием и боязливым умолчанием. На наших глазах навсегда уйдет в прошлое не только церковное разделение «сергианцев» и «карловчан», но и мучительное, казалось бы уже вечное, противостояние «красных» и «белых», «левых» и «правых». Создана спасительная предпосылка для единения русского, а шире российского народа перед тяжелыми испытаниями нового века.

Разумеется, если рассматривать событие в рамках продвинуто-европейского, «пострелигиозного», постмодернистского сознания, ничего особенного вроде бы не происходит. С такой точки зрения приведенные ожидания — не более чем плод наивных фантазий адептов ортодоксального вероисповедания.

Действительно, материальная, а вернее материалистическая фактология воссоединения с «зарубежниками» не может слишком сильно впечатлить современного обывателя, которого ежедневно ошеломляют потоком неимоверно раздутых, ярко упакованных, крикливых сенсационных «событий». В их контексте воссоединение не слишком многочисленной заграничной ветви с более мощной и влиятельной материнской «церковной организацией» — не более чем дополнительная строчка в новостной ленте. Но разве Пятидесятница, то утро, когда Апостолы собрались вместе, чтобы начать церковное служение, было для жителей Римской империи заметным явлением?

Даже не обладая какой-либо особой прозорливостью и обширными знаниями, невозможно не замечать, что без бесценного опыта «зарубежников», без этой части церковного организма не было полноты, была ущербность. А в данном случае самая малая ущербность — источник непоправимого, в конечном счете, вреда. РПЦЗ созидали наши соотечественники, которым по милости свыше не довелось испытать тиранию и террор со стороны богоборческих мракобесных властей. Эти православные люди сохраняли святыни и развивали учение в относительно спокойной и благоприятной обстановке, стесненные, правда, материальной нуждой. Но никто не стеснял их свободы, никто не врывался в храмы, никто не расстреливал священников, никто не взрывал и не сносил монастыри, а из учебных заведений и с работы тамошних мирян не выгоняли за принадлежность к христианской вере.

Разве не такой опыт нам нужен сейчас? Разве не несет на себе осложнений многодесятилетнего опыта принуждения, понукания, тотального контроля со стороны коммунистических властей нынешняя РПЦ? То, что она стоически, терпеливо вынесла долгие годы унижений ради сохранения Света для народа — бесспорная истина. Об этом, в частности, было сказано немало уже в трудах митрополита Петербужского и Ладожского Иоанна (вечная ему память). Надеюсь, его авторитет никакими, даже самыми яростными ревнителями, оспорен быть не может. Но великий подвиг РПЦ и великий результат этого подвига вовсе не исключает тех потерь, которые случились в ходе его совершения. Практика вынужденного сотрудничества некоторых иерархов с властями и спецслужбами, привыкание молчать и никак не вмешиваться в общественную жизнь под страхом репрессий — все это существенные потери.

Их и смогут восполнить люди, не несущие в своей генетической памяти ужаса ежедневных преследований, давления, подчас грубых, а подчас и иезуитских «наездов» состороны безбожных тиранов. Люди, с одной стороны, не привыкшие к страху перед бюрократией, а с другой, не знающие как и не желающие переплетаться с ней и с ее интересами.

Кроме того, мы существенно недооцениваем размеры и возможную роль русской диаспоры, распространенной по всему миру. Русские, сотни тысяч, миллионы, даже десятки миллионов живут во всем мире. Конечно, семьи, продолжающие традиции эмиграции «первой волны», становятся большой редкостью. Но ведь только за последние 15 лет страну покинули миллионы людей! Большинство из них не хочет отрекаться от своей русскости и, уж тем более, от религиозной принадлежности. Увидев, как распрямляется, встает, поверженная было их Родина, многие захотят вновь быть вместе с ней. Оставим упреки. Необходимо собирать всех своих. Более удачного и эффективного института, чем единая РПЦ, для собирания соотечественников придумать невозможно.

Более того, многие христиане западного происхождения (католики, особенно протестанты) начинают тянуться к Православию. Потому что официальная позиция их религиозных объединений все чаще граничит с откровенным глумлением над верой. Здесь целый спектр вопросов: от «священников"-гомосексуалистов до пересмотра евангельского сюжета в угоду так называемой «политкорректности».

Апостасийное состояние западного общества ведет к тому, что все большее число англичан, немцев, французов находят в православных приходах последнее прибежище для человека с адекватным представлением об основах христианской жизни. По-видимому, такова промыслительная роль храмов нашей Церкви по всему миру — быть ковчегами спасения для тех, кто хочет сохранить хотя бы остатки духовности, принадлежность к высшему типу существования, которое сформировалось после посещения человечества Христом. Разумеется, вновь обращенные в православную веру составляют в своих народах явное меньшинство. Но кто сказал, что «малое стадо» вдруг должно стать большим?

Прекращение параллельного сосуществования двух юрисдикций имеет еще одно очень важное следствие. Теперь у недовольных чем-либо, раздраженных какими-либо нестроениями и отступлениями от канонов, остается только один путь: отстаивать свою позицию внутри единого сообщества. Больше нет мало к чему обязывающей возможности «перейти в другую юрисдикцию».

Это выведет внутрицерковную дискуссию по многим острым вопросам на новый уровень. Известна твердая позиция зарубежников по многим спорным моментам, связанным с экуменизмом, с введением электронного контроля, с вмешательством светских властей в религиозную жизнь. Теперь уже непосредственное, а не заочное участие высокообразованных и вместе с тем жестко придерживающихся традиции богословов в обсуждении названных проблем, надеемся, привнесет весомый оздоровляющий вклад.

Ведь даже «на расстоянии» их влияние оказывало воздейстиве на многие духовные процессы. Не секрет, что осознание святости мученичества царя-искупителя Николая и его канонизация произошла задолго до того, как это сделал московский патриархат, именно в РПЦЗ. То же самое касается великой княгини Елизаветы Федоровны и многих других новомучеников.

Сближение было нелегким для обеих сторон, каждая из которых ощущала себя до определенного времени самодостотачной. Действительно, обе юрисдикции обладают полным правом называть себя каноничными. Деятельность церкви за границей была благословлена самим св. патриархом Тихоном. Под руководством выдающегося церковного деятеля Антония Храповицкого происходило ее становление и распространение по всему миру. Куда бы не приходили изгнанные и обездоленные русские люди, первое, что они делали — строили храм. Вокруг которого и сохраняли на протяжении десятилетий любимую Россию. Бывало, они заблуждались, вплоть до того, что в начале войны многие видели в Гитлере избавителя от большевистского ига. Так что о полной безупречности РПЦЗ говорить не стоит.

Не стоит, наверное, настаивать и на безукоризненности соглашений со сталинской властью, последующих попыток наладить диалог с партийным руководством, имевшего только одну страгическую цель — полностью уничтожить духовно-религиозную жизнь в стране. Что выражено лучше всего в желании Хрущева «показать по телевизору последнего попа».

Взаимные упреки позади. Как нет среди нас уже людей, имеющих какое-либо моральное право претендовать на чистоту непримиримой позиции. Кончина блаженного митрополита Виталия (12 сентября 2006 года), послужившего РПЦЗ более 50 лет, поставила точку в сопротивлении объединительным процессам со стороны отдельных групп зарубежной церкви.

Как известно, выдающийся глава РПЦЗ ушел в добровольную отставку, но после этого, пользуясь его немощным состоянием, им пыталась манипулировать группа «непрозрачных» людей, настроенных резко отрицательно к воссоединению с МП. Очевидно, что митрополит Виталий, уходя на покой, передал своим последователям, в первую очередь митрополиту Лавру, окончательное решение об объединительном процессе.

Закончилось советское время. Закончилось (теперь уже абсолютно) и ельцинское время. То, что никак не было возможно десять лет назад, стало возможным и необходимым теперь, когда появилась надежда, может быть последняя, на возрождение России. К тому же печальная судьба оторванных от РПЦ зарубежных общин во все более антихристианском западном обществе весьма легко прогнозируема: обнищание, угасание, впадание в сектантство.

Не слишком впадая в мистику, обратим внимание на дату события — 17 мая. 17 июля состоялась изуверская казнь царской семьи. Февраль и октябрь 1917 года… Кажется, даже на уровене чисел происходит незримый перелом. Поверим, что не будут обмануты чистосердечные надежды десятков миллионов православных людей, что начнется наше общее возвращение в подлинное Отечество.

http://stoletie.ru/lob/70 514 162 449.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика