Русская линия
Нескучный сад Алексей Реутский05.05.2007 

Матушки, вперед!

За Уралом есть центр православной жизни, сравнимый по значению с Троице-Сергиевой лаврой. Это Верхотурье — родина праведного Симеона Верхотурского. Наш корреспондент Алексей РЕУТСКИЙ побывал в городе Верхняя Тура и его окрестностях и познакомился со священниками и их матушками, благодаря которым православная жизнь ярка и насыщенна.

Город Верхняя Тура расположен в 187 км к северу от Екатеринбурга. Заложен как рабочий поселок в 1737 году одновременно со строительством казенного чугунно-литейного завода, т. к. поблизости были открыты большие запасы железной руды. В 1941 году Верхней Туре присвоен статус города. В городе проживает около 12 тыс. человек.

Расположенный в 100 км от Верхней Туры город Верхотурье был основан еще в 1518 году как острог на месте мансийского поселения. В XVII веке стал «воротами» из России в Сибирь, здесь находилась российская таможня. Сейчас в Верхотурье живет около 8 тыс. человек. Рака с мощами святого Симеона Верхотурского находится в Крестовоздвиженском соборе Свято-Николаевского Верхотурского мужского монастыря. С 2005 года в дни памяти пр. Симеона Верхотурского (24 мая и 30 декабря) от Екатеринбурга до Верхотурья ходит бесплатная паломническая электричка.

Верхотурский Левша

Самый известный житель Верхней Туры — инженер-самоучка Дмитрий Петунин, изобретатель деревянного автомобиля (лишь некоторые части двигателя были из металла) и миниатюрного парового двигателя (размером 15×15×20 мм), работающего от трех капель воды. Эта игрушка весом всего 4,8 грамма завоевала золотую медаль на промышленной выставке в Париже в 1900 году.

Петунин сам сделал для дочери пистолет — защищаться от хулиганов (фото внизу). На фото вверху — он сам на своем деревянном автомобиле

Со времен Петунина Тура мало изменилась: город состоит в основном из слипшихся дворами почерневших изб, привлекающих взгляд затейливыми резными наличниками. Самое высокое здание с дымящей трубой — оружейный завод, наследник старинного чугунно-литейного. Первое ощущение, когда приезжаешь сюда: здесь остановилось время и ты оказался на острове, окруженном сплошными лесами и рассеченным надвое рекой Турой с плотиной постройки 1737 года. Тут не нужны местное радио, телевидение и газеты, все новости узнаешь на рынке, в магазине, на автобусной остановке или их объявляют через репродуктор, как в тридцатых годах. Здесь все друг друга знают, и напавшего на ночной улице грабителя местный житель определит по голосу.

Одна из сопок, окружающих город, носит имя легендарного Ермака (по преданию там был его стан), на другой стоит храм Св. Александра Невского, возведенный в 1911 году на средства местных рабочих — его построили за три года, жертвуя по одному проценту с зарплаты. С его восстановления как раз и началось 17 лет назад возрождение православной жизни в Верхней Туре.

Город без абортов

В маленьком городе жизнь священника как на ладони. Здесь не столько слова, сколько дела служат проповедью о Христе. Но отличительная черта провинции в том, что проповедуют не одни батюшки, но и их матушки. Только методы проповеди у них разные. Настоятель Александро-Невского храма отец Вадим Сунцов и его матушка Ольга познакомились еще будучи студентами училища прикладного искусства в Нижнем Тагиле (она — художник-декоратор, он — камнерез). Был еще в жизни о. Вадима период, когда в Оптиной пустыни он обучался иконописи, что ему очень скоро и пригодилось. Пока батюшка воодушевлял верхнетуринцев на сбор средств на восстановление храма, чинил крышу с добровольными помощниками, изготавливал большое распятие и иконостас, матушка Ольга прониклась идеями центра «Жизнь». «По собственному опыту могу сказать — врачи, направляя на аборт по „медицинским показаниям“, перестраховываются. Например, мне удалось уговорить 38-летнюю женщину (с которой мы потом стали подругами) сохранить ребенка, несмотря на ее болезнь. Он был у нее третьим, она специально ездила в Екатеринбург, и там врач ее запугал: „У вас же уже есть дети! Что вы делаете! Вы же погибнете!“ Во время ее родов рядом с больницей дежурила реанимационная машина „скорой помощи“, была договоренность с вертолетом и Екатеринбургской больницей. Будущая мама все время молилась Казанской Божией Матери. Ребеночек родился здоровым, сами роды прошли нормально». С местным врачом-гинекологом матушка познакомилась в роддоме, когда ждала очередного ребенка. И… убедила его больше абортов никому не делать. «Ему не надо было объяснять, что такое аборт, и, наверное, его мучила совесть, ведь у него самого было четверо детей, — говорит она. — Но, видно, был нужен человек, на мнение которого можно опереться, моральная поддержка».

Вехнетуринские волхвы

Уже пять лет подряд в Рождество и на Пасху верхнетуринская ребятня валом валит на православные детские спектакли в городской Центр культуры: некоторые умудряются побывать на трех-четырех представлениях. Сценарии для рождественского или пасхального спектакля матушка Ольга Сунцова подбирает вместе с режиссером Светланой Кривцун, а большую часть костюмов изобретает сама. Например, приклеила к валенкам бумажные снежинки, кусочками меха и ярких тканей расшила старые, двадцатилетней давности, жилетки из клубного гардероба, придумала одежду волхвов, а старшим дочкам, Соне и Ксюше, поручила рисовать декорации домиков со светящимися окнами. Родители занятых в спектакле детей, глядя на матушку, тоже заражаются творческим порывом и активно помогают в подготовке реквизита.

Еще из походной палатки матушка смастерила настоящий Рождественский вертеп, укрепив на нем елочные ветки. В этот вертеп школьники и детсадовская малышня складывают после спектакля подарки для ребят из соседних Баранчинского и Кушвинского детских домов. В этом году — детские книги и канцтовары, в прошлом — теплые вещи. По традиции собранные подарки вручаются сиротам на самом последнем спектакле.

Служба «Успенье»: работа для бездомных

В соседнем райцентре Кушва настоятель храма Архистратига Михаила прот. Димитрий Меньшиков уже полтора года возглавляет фирму ритуальных услуг «Успенье». Об этом его попросила мэр города, недовольная тем, как было поставлено дело до того. Например, умерших бездомных, которые в уральском райцентре не редкость, не хоронили, пока не скопится пять трупов, закапывали всех вместе. Теперь каждого человека хоронят по-человечески. К работе ритуальной службы батюшка подключает и четверых бездомных, живущих при храме. Они роют могилы, прибирают в храме, колют дрова. Деньги, вырученные «Успением», после вычета всех налогов идут в службу «Милосердие», организованную при храме, а также на похороны безродных. Работники «Милосердия» ухаживают за оказавшимися без помощи родственников на больничной койке, отправляют в зону посылки, собранные на пожертвования прихожан, помогают бездомным и вернувшимся из заключения восстановить документы. Однажды к о. Димитрию приехал, преодолев на электричках полторы тысячи километров, бомж из Москвы. Милиция на московском вокзале сказала ему: «Езжай в Кушву, там батюшка всех принимает».

Бродячий портной

Деревня Меркушино известна всему православному Уралу тем, что здесь в XVII веке жил особо почитаемый святой — праведный Симеон Верхотурский. Как рассказывали о нем современники, Симеон происходил из знатной семьи, пришел на Урал из Европейской России и занимался шитьем шуб. В это время скорняки переходили из деревни в деревню, живя на всем готовом в доме заказчиков. Окончательный расчет они получали, когда закончат работу. Во время своей работы, общаясь с хозяйской семьей (в то время Урал населяли языческие племена — вогулы, манси), св. Симеон рассказывал им о Христе. От других скорняков он отличался еще и тем, что часто уходил от заказчика, немного не докончив работы и лишая себя денежного вознаграждения. Житие упоминает, что за незаконченную работу праведника неоднократно били. Известен случай, когда праведный Симеон вернулся в Ирбит за сто верст, чтобы отдать хозяину забытую иголку. Другим занятием Симеона была ловля рыбы. Праведник умер, прожив всего 35 лет, от какой-то внутренней болезни. Его похоронили в Михаило-Архангельской церкви села Меркушино: в ней праведного Симеона часто видели на молитве. Спустя 50 лет гроб с нетленными мощами св. Симеона сам вышел из-под земли. От его мощей стали происходить чудеса исцеления. В 1704 году мощи праведника перенесли в Верхотурье, в Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь, который находится в 70 км от Меркушина.

В Меркушине есть и еще один святой — священномученик Константин Богоявленский. 22-летнего священника здешней Михаило-Архангельской церкви вместе со старостой храма Никитой Худяковым обвинили в организации народного бунта против мобилизации в Красную армию и расстреляли. Это было в 1918 году. А спустя 80 лет экскаватор при строительных работах задел крышку гроба о. Константина, и рабочие увидели в гробу нетленное тело. Сегодня, молясь у его нетленных мощей, женщины получают исцеление от бесплодия, а меркушинские дети — благодатную помощь в учебе.

Как найти в деревне хорошую школу

В семье меркушинского священника Иоанна Лилы, настоятеля Свято-Симеоновского подворья Ново-Тихвинского женского монастыря, и его супруги Анны — шестеро детей. «В 2001 году мы приехали из Екатеринбурга в Меркушино, и я решила посмотреть, в какой школе будут учиться мои дети, — рассказывает матушка Анна. — Когда пришла в школу, мне стало не по себе: дети ходят неумытые, некоторые со вшами, одежда на них рваная, давно не стираная, в классах воровство. Некоторые ребята пьют, курят. Им не под силу выучить простое стихотворение, а о том, чтобы что-то спеть или станцевать — и говорить не стоит». Но матушка не запаниковала, а… устроилась работать в школу: стала учителем по сразу трем предметами — программированию, основам православной культуры и труду. «Захотелось, чтобы мои дети учились в нормальной школе и могли получить достойное образование, а работа учительницей — лучший способ познакомиться с учителями и как-то повлиять на детей и их родителей».

Знакомство матушка начала с организации православных праздников. Первым было Рождество Христово. Анна сама сшила всем участникам костюмы, с помощью других учителей и детей сделала декорации, через знакомых отыскала сценарии. Решили, что спектакль будет музыкальным — подобрать музыку помогла директор музыкальной школы из соседнего поселка. «Когда наши дети пришли на генеральную репетицию, у них поверх колготок были надеты носки. «Вы зачем носки надели?» — «Как зачем, мы всегда поверх колготок носки одевам». — «Ну-ка, снимайте!» А теперь, куда ни приедут, сами смеются: «Смотрите, у них носки поверх колготок одеты, эх вы, дерёвня!» — улыбается матушка Анна. Их первое рождественское представление буквально взорвало зал аплодисментами. Ребята смущенно смотрели друг на друга и не верили, что это хлопают им. Так и родился меркушинский ансамбль «Пасхалия».

Чтобы энтузиазм начинающих артистов не остыл, решено было устраивать гастроли по окрестным селам (Дерябино, Усть-Салда, Восточный). Путешествовать хотелось всем: ведь среди детей были такие, которые за 10−12 лет свой жизни никогда не видели поезда.

«Мы смеемся, называем свое творчество православной попсой, но эта простая музыка очень подходит для невоцерковленных людей, — размышляет матушка Анна. — Они воспринимают музыкальное представление как свое, а вслед за музыкой в их душу проникают и слова». Меняются и сами дети. «Вот у меня в ансамбле есть Анжела (Ангелина в крещении), у нее раньше в голове ничего, кроме дискотек и мальчиков, не было, — рассказывает матушка. — Она красивая, видная девочка, у нее красивый сильный голос. Однажды на всероссийском фестивале «Поющая Россия» Анжелу спросили телевизионные журналисты, хочет ли она стать звездой? К их удивлению, Анжела ответила «нет»». Для матушки это было откровением, ведь еще пару лет назад девчонки пытали ее: «Матушка, как вы живете такой жизнью: семья-дом-церковь? Ведь у вас же никаких развлечений!» Сейчас Анжела поет на клиросе и подумывает о том, чтобы стать матушкой. Другие меркушинские дети приходят в школу в чистой, опрятной одежде. У всех есть парадная форма. Забыли, что такое педикулез и приводы в милицию. Учителя могут не беспокоиться, оставляя на столе кошелек или сотовый телефон. Ну, а «Пасхалия» стала одним из лучших музыкальных коллективов области.

«Однажды мы выступали в летнем лагере для подростков, — говорит матушка. — Поначалу боялись, думали, засмеют. Но в зале была удивительная тишина. А по завершении спектакля несколько ребят подошли к сцене: «Девчонки, вот это да! Мы таких никогда не видели». «У вас что, девочек в Каменск-Уральске нет?» — спрашивают их. «Да они все недалекие, о чем с ними говорить? А вы же верующие!»

http://www.nsad.ru/index.php?issue=39§ ion=5&article=627


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика