Фонд «Русская Цивилизация» | Григорий Героев | 03.05.2007 |
Такое положение вещей несет в себе разрушающий характер для общества в целом. Если раньше человек чувствовал, например, под руководством компартии ответственность перед обществом, то сегодня у него ее (ответственности) нет, да он и рад, что нет. Обеспеченные молодые люди стараются жить в ногу со временем, — приобретается современная электроника, новые дорогие автомобили. Они посещают шикарные рестораны и ночные клубы. Их жизнь наполнена драйвом, удовольствием, новыми ощущениями, которые нельзя сравнить с материальным миром, но получают они это за вполне материальные деньги. Они далеки от политики и социальных программ помощи нуждающимся, потому что не считают это нужным, т.к. размеренное течение жизни несет в себе программу для получения удовольствия и в ней не предусмотрены благотворительность, сопереживание и ответственность.
Из всего выше написанного можно предположить, что я веду речь об «обществе потребления». Это еще одна идеологема современных психологов, которые не видят корня проблемы и готовы размениваться на мелочи. Нет, так называемое «общество потребления» в этом случае совсем ни причем. Потому что всем нам, в некотором роде, доставляет удовольствие совершать покупки и привносить в свою жизнь новые ощущения. Просто кому-то финансовое состояние позволяет делать это чаще, чем другим. Но суть от этого не меняется.
Приведу небольшой пример. Сегодня в стране нарастает предвыборный ажиотаж. Массы движений и организаций используют малейшие поводы для самопиара и, следовательно, для роста в рейтинговой табличке. Скандал вокруг памятника, снесенного в Эстонии, наглядно это подтверждает. Вы спросите меня, а какое это имеет отношение к описываемой проблеме? Я вам охотно отвечу — самое прямое. В стране снос памятников, несущих память о прошлом, уже давно поставлен на поток. В некоторых местах снос осуществляется по распоряжению местных властей, в других памятники банально воруют и сдают на металлолом. И никому нет до этого дела. Точнее, кое-кому есть, но их возмущенные голоса тонут в широком потоке безразличных людей новой формации, каждый их которых строит свой собственный мир. А страна, вместе с ней и народ, теряют свои памятные ориентиры, чуть ли не каждый день.
Многоликие публицисты от оппозиционных изданий в подобном всегда винят власть, которая, как водится, бездействует. А причем здесь, собственно, власть? Она, простите, не нанималась каждому сопли утирать. Памятники и мемориалы памяти — это в-первую очередь народное достояние, а не государственное. Порой памятники своим существованием полностью противоречат современным политическим дискурсам, но они должны стоять, потому что это память, это история. Именно народ должен заботиться о своих памятниках. Такое государственной власти доверять нельзя, потому что это выше государства, — это духовное и историческое наследие, которое принадлежит народу.
Политики, отвергающие памятники прошлого, всего лишь следуют своей профессиональной линии и отстаивают свои идеологические интересы. У них будут свои памятники, другие.
Ситуация с памятником — это всего лишь частный пример, в котором показано отсутствие у молодого поколения ответственности и уважения к предыдущим эпохам. Можно привести и еще ряд примеров, например — отсутствие в домах и квартирах, на видных местах фотографий родителей. Раньше люди не просто уважали своих родителей, для них они были поддержкой и опорой всегда, даже когда их рядом уже не было. Для этого и вешались фотографии в красивых рамочках на видные места, чтобы всегда чувствовать за собой, за своими делами своих родителей и быть продолжателем их дела, носителем тех жизненных ценностей, которые у них были. И так из поколения в поколение.
Быть носителем родительских ценностей — это, прежде всего большая ответственность. Именно этой ответственности так сегодня не хватает молодому поколению, которое вот-вот заменит собой предыдущее во всех отраслях жизни.
Отсутствие уважения перед прошлым, конечно, не единственная проблема, но, на мой взгляд, одна из ключевых. Ситуация критическая, но не безвыходная. Дети, которые сейчас еще находятся под покровительством родителей, должны с их помощью для себя уяснить, что память к передкам и ответственность перед ними является наиглавнейшим условием жизни. Человек без прошлого является пустым сосудом, который по мере жизненных лет наполняется удовольствиями, но ценность его от этого выше не становится. Проходит время, и сосуд заполняется до предела, и вроде бы есть возможность передать накопленный жизненный опыт дальше. Но вот только этот опыт -опыт бесплодных удовольствий — никому не нужен. Одноразовым людям не интересно воспринимать информацию от такого же одноразового человека. Кому захочется воспринимать опыт безликости, проводящей свою жизнь в серых буднях развлечений?
Человечество переполняет себя пустотой. Человечество не хочет чувствовать ответственность, нести жизненные ценности предков, вместо этого оно пытается отрицать прошлое. Но долго продолжать в таком духе оно не сможет. Лишив себя собственного наследия, оно рано или поздно лишится и воли к тому, что дается для его несения — воли к жизни.
Винить молодое поколение в том, что оно бездуховно и не признает отеческих ценностей глупо. Потому что это проблема не детей, а их родителей, которые в свое время упустили момент и не смогли им привязать ниточку традиций, тянущуюся из глубины поколений.