Русская линия
Православие и современность Ольга Новикова27.04.2007 

Под натиском гламура. Часть 2

Часть 1

Воспитание потребителя

Выходит, стремление людей к красоте является сегодня вполне реальным экономическим фактором. Иначе как объяснить столь массовое увлечение философией «велнесса» (в переводе с английского «велнесс» означает «хорошее самочувствие»), которая пропагандирует повальное посещение тренажерных залов, массажных кабинетов и соляриев, а также использование ароматерапии и необычных косметических процедур (от обертывания водорослями до обмазывания шоколадом). А чего стоит эта преувеличенная (даже несколько болезненная) забота о здоровье, объясняющая появление всевозможных биологически активных добавок вроде вытяжки из коры кактуса или хребта акулы, наводнивших магазины и аптеки? В продаже имеется также богатый ассортимент чаев «для похудения» из экзотических растений, якобы моментально очищающих организм от шлаков, а также йогуртов с полезными бактериями, регулирующими работу кишечника и обещающими «красоту изнутри». Страшно даже представить, как эта красота может выглядеть. А сколько сил и средств затрачивается на борьбу с целлюлитом, словно других проблем просто нет!

В один ряд с этими явлениями можно поставить и расцвет гламура, очевидно связанный с воспитанием массового потребителя. На это затрачены огромные рекламные бюджеты и привлечены лучшие специалисты по маркетингу, проводящие довольно агрессивную политику. Как вам понравится, например, следующее выражение из книги, посвященной основам бизнеса, согласно которой главной задачей является достижение власти над подсознанием потребителя: «Безусловно, наша концепция подразумевает в чистом виде манипулирование потребителем, постановку его в зависимость от товара или услуги, нужда в которой может быть более чем сомнительна, но такова природа человека. Люди хотят платить за возможность демонстрации своего воображаемого статуса, своей жизненной позиции, и они найдут способ сделать это. Наша же задача — совместить эти стремления подавляющего большинства людей и извлечь прибыль из этой ситуации». Впечатляет? А вот как описывается сам потребитель: «Потребитель — это индивид, требующий удовлетворения своих нужд… Помните, потребитель не любит думать и старается воспринимать все однозначно… Потребитель ленив… Потребителя можно сравнить с сумасбродным и избалованным ребенком, которого окружают тысячи „родителей“, уговаривающих его выбрать очередную „конфетку“, от созерцания усилий которых он начинает капризничать все больше».

Товар же, наоборот, представляется «олицетворением заложенной в него потребителем личностной ценности, а возможно, даже ее синонимом или подменой ее». Так, мать, покупающая дочери или сыну определенную упаковку сока, по мнению авторов этой книги, должна чувствовать, что ее выбор продиктован заботой о своем ребенке. Этим же чувством должны проникнуться и посторонние покупатели, и даже кассир. При покупке банального стирального порошка потребитель должен «не только осознавать высокое качество продукта и его моющие свойства, но и ощущать себя очень хорошим хозяином или хозяйкой», а при покупке бутылки пива — «модным или преуспевающим человеком». За державу обидно? Не то слово.

Красота и… красота

Таков циничный рыночный подход к человеку, подход, продиктованный стремлением управлять его желаниями, потребностями и мечтами. Что ж, в бизнесе прибыль первична, и, наверное, не стоит ожидать от его представителей гуманного отношения к человеку. Но победит ли гламур в войне товаров за души населения? Думаю, что все-таки нет. Основания для надежды есть, тем более что в последнее время гламур из синонима принадлежности к высшему обществу постепенно превращается в синоним пошлости. В общем, если мы будем противостоять тому, что гламур диктует нам стиль и пристрастия в одежде, способ времяпрепровождения и понимание того, насколько «удалась» наша жизнь, мы перестанем быть просто потребителями, которым навязывают выгодные продавцам поведенческие модели и стереотипы потребления.

Многие работники индустрии моды любят цитировать фразу Ф.М. Достоевского «Красота спасет мир». Однако мало кто удосужился понять мысль классика до конца и осознать, что речь идет вовсе не о фотомоделях с параметрами 90/60/90. И действительно, красота духовная — это вам не гламур. Ее просто так не купишь.

http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/02society/20 070 425.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика