Русская линия
Фонд стратегической культуры Дмитрий Седов27.04.2007 

Сотворение мифа

Судьба поставила точку в жизни первого Президента России, но не в яростной дискуссии о его роли, которая до сих пор раздирает наше общество. Бесконечные доводы pro и contra на самых различных уровнях мышления и политической ответственности словно говорят нам: Б. Ельцин ушел, но наследие его продолжает жить, и проблема легитимизации этого наследия остается предметом ожесточенных баталий.

Да, вопрос о наследии ельцинизма является наиболее актуальным для нашего общества, которое до сих пор не выработало национально согласованного понимания своего места в современном мире. Ельцинизм остается одним из основных векторов в выработке такого понимания правящей элитой. Поток славословия упокоившемуся президенту, организованный властью, вовсе не имеет целью затушевать его страшные ошибки и вину перед народом. Основная цель прославления покойного — легализация его социально-политического наследия, частью которого являются в нашей стране десятки тысяч долларовых миллионеров, теперь уже ни коим образом не согласных на введение другого способа разделения общественного богатства.

Тезис о Б. Ельцине, как историческом титане, вытянувшем страну из катастрофы, — яркий пример мифотворчества. Он был одним из моторов катастрофического развития в СССР в 1989—1991 годах, и представлять дело так, будто Б. Ельцин подставил плечи под падавшую башню, — означает искажать реальность. А кто ее валил, эту башню? Сообщать зрителю, что в 1996 году больной Ельцин был вынужден пойти на выборы перед лицом угрозы прихода коммунистов — опять умалчивать о главном: а отчего эта угроза появилась? Не оттого ли, что в свой первый президентский срок Б. Н оказался полным банкротом? И чем первый срок отличался от второго? Нет в мире такой демократии, по меркам которой президент, полностью обанкротившийся в первый срок, избирается на второй. Такого не бывает! Только поддержка мирового капиталистического сообщества, кровно заинтересованного в ТАКОЙ России, сделала возможной дикую «панаму» его перевыборов. Тогда не слышно было голосов различных международных правочеловеческих контор и наблюдателей о произволе, творившимся в российских избиркомах. Исполнялся политический заказ мирового суперправительства, и его истошные сирены молчали. В данном случае мы имеем дело не просто с мифом, а с мифом, раскрученным в международном масштабе.

Но нельзя не витеть и другую сторону дела: Россия в полной мере заслужила такого лидера, как Б.Ельцин. Ведь вся перестроечная парадигма, которую он перехватил у Горбачева, в полной мере отвечала чаяниям бывших советских людей: стать богатыми как на Западе сразу и сегодня. Издевательские «пирамиды» Мавроди были лишь показателями того духовного падения, к которому пришел русский народ в результате десятилетиями осуществлявшегося последовательного внедрения в его сознание западных ценностей при полном дебилизме правящей верхушки КПСС, так и не сумевшей выработать действенную альтернативу соблазнам агрессивного потребительства. И не могла она, убогая, этого сделать, потому что в ее догматике «бытие определяет сознание». Поэтому, когда общество, сначала потерявшее Бога, а потом и остатки ветхозаветных норм, удержанных моральным кодексом строителя коммунизма, окончательно превратилось в стадо нецивилизованных потребителей (давайте говорить правду), его закономерно возглавил вождь, поправший Бога и обуянный бесом власти. Здесь не должны вводить в заблуждения стояния Ельцина на церковных службах и даже признание греха на месте разрушенного Ипатьевского дома. Грех перед собственной историей и собственным народом признают не так, как это сделал Борис Николаевич, словно отмахнувшись от мухи. Всем известно, что в Ипатьевском доме постоянно проявлялись мистические признаки убиенной царской фамилии, в том числе и ангельское пение. Именно поэтому Ельцин приказал снести его. И уж каяться в таком грехе надо было в слезах и самоуничижении, потому что такой грех не забудется при переходе в мир иной. Но Б. Ельцин был сыном своего народа, и точно так же, как его народ до сих пор не раскаивается в своей вине за распятую Церковь, он не раскаялся за Ипатьевский дом.

Б.Ельцин — концентрированное выражение состояния России, а его наследие — это созданная в России олигархическая республика. Нет сомнения в том, что эта республика, порождающая невиданную несправедливость, будет существовать много лет. Потому что русский народ не проявляет никакой гражданской ответственности перед лицом собственных детей и готов передать им эстафету ельцинизма. Едва ли стоит говорить о духовной истощенности, социальном пессимизме и других печальных вещах, якобы одолевших русский народ. Это еще один миф, весьма выгодный олигархату. Реальная причина пассивности народа в том, что он утратил тот духовный стрежень, который делал его народом и сегодня находится в состоянии распыленности. Лишь группы организованных КПРФ пенсионеров да обманутые пайщики оживляют этот кладбищенский пейзаж, на котором все чаще устраивают театрализованные представления то «Наши», то не наши. Пока русские люди не вернутся к Богу, как жизнеутверждающему источнику духовной ответственности, они останутся нецивилизованным, управляемым и презираемым олигархатом стадом.

Отсюда и та легкость, с которой олигархат навязывает им благостный миф о Б.Ельцине. Олигархату, собственно, наплевать, верят люди в этот миф, или нет. Главное, что этот миф существует, и неважно, что в день похорон не было всенародной скорби по упокоившемуся президенту. Грядущие поколения впитают этот миф с младых ногтей и будут искренне верить, что никаких других альтернатив, кроме олигархической республики в России быть не может.

Тягостные и неловкие чувства испытывал каждый нормальный человек, когда в августе 1991 года Москва хоронила трех молодых людей, по-хулигански напавших на бронетранспортер и погибших от оборонявшихся по уставу военнослужащих. В те сумбурные дни введенные в город войска в событиях не участвовали и нападать на них не было необходимости. Парни стали, в общем-то, случайной жертвой разгулявшейся истерии. Присваивать им звания Героев России и хоронить с предельной помпой не было ни малейших оснований. Они не совершили никакого подвига, мир праху их. Но силы, прорвавшиеся к власти, нуждались в собственной героической летописи. Реальных подвигов за ними не числилось, и в ход пошли наспех состряпанные мифы. Тогда мы стали очевидцами первого акта сотворения мифа о народной поддержке ельцинской власти. Миф не прижился. Любой гражданин средних лет, не задумываясь, назовет имена настоящих Героев Советского Союза из числа молодежи — тех же Александра Матросова или Олега Кошевого, но едва ли вспомнит имена троих, погибших в августе 1991 года. Зато он не забудет лицемерное и вызывающее ощущение оскорбленной правды действо их захоронения.

Сталин тоже сотворял мифы и его технологии были до боли похожи на приведенный выше случай. Но ведь это Сталин — тиран и палач, ненавидимый всей демократической общественностью свободной России. Как же так? Свободная Россия прибегает к сталинским методам шельмования масс?! Может быть, не такая уж она и свободная, коли ей требуется инструментарий из арсенала Великого Инквизитора?

Перейдем к следующему акту мифотворчества ельцинизма — к проводам в лучший из миров самого Бориса Николаевича. Может быть, что-то станет понятней.

Не стоит принимать во внимание ритуальные стенания людей, близких Борису Николаевичу в период его нахождения у власти. Они исполнили свое предназначение и наверное, искренни в своей скорби. Но каковым было реальное предназначение Е. Гайдара, А. Чубайса, Г. Бурбулиса и других из этой группы лиц, знают только те силы, которые напустили на Россию «мор и глад». Можно попытаться обозначить эти силы как мировое суперправительство, давно зарящееся на лакомый российский пирог, а можно и просто назвать их силами духовного зла. Потому что реформы, порождающие такое истязание собственного народа, могли осуществить только люди, не имеющие в душе света Добра и равнодушные к страданиям миллионов сограждан.

«Отойдите от меня, Вы — дети Сатаны» — сказал Иисус тем, кто хотели соблазнить его земными сокровищами. Вот как немного требуется для установления родства с Сатаной. Надо только захотеть обогатиться любой ценой. Только и всего, но именно это случилось с человеческим измерением российской власти. При Ельцине это началось, а сегодня продолжается, потому что идея-фикс — ДЕЛАТЬ ДЕНЬГИ — овладела умами подавляющего числа государевых людей и они делают их, потеряв совесть и человеческое достоинство. Они делают деньги, не замечая, что уже осатанели. И когда наступает решительный момент, Сатана нашептывает им на ухо самые беспощадные способы расправы с неугодными людьми, еще вчера бывшими «товарищами», а то и близкими друзьями. И падают замертво банкиры и депутаты, бизнесмены и политики. У нас время САТАНЫ!

Известный кинорежиссер Бортко экранизировал роман Булгакова «Мастер и Маргарита» с очевидной целью десакрализации Христа. Любой непредвзятый зритель видит, что главным героем в фильме является Сатана, а Христос — всего лишь блаженный проповедник. Цель Бортко понятна, он всегда стоял на услужении «передовых сил» общества. Но едва ли он сам понял, насколько символичным отображением ельцинизма стал сюжет показа «фокусов с разоблачениями» в столичном варьете. Воланд сидит в кресле на сцене, а его подручные обрушивают на зал дождь ассигнаций. Люди в зале беснуются, демонстрируя свои самые гнусные качества. А Воланд ухмыляется, он знает, что эти ассигнации скоро превратятся в газетную бумагу. Вот она, картина сегодняшнего дня, если вообразить, что в кресле вместо Воланда сидит ельцинизм, олицетворенный своим родоначальником, а все мы — массовка, очумевшая от вида денег.

Бортко разъяснил в своем фильме всем непонятливым, что Хозяин жизни — это Сатана и внедрил эту мысль в обиход ельцинизма. Это еще один довольно искусный ход в мифологизации режима, основанного на торжестве зла.

Самый расхожий тезис сегодняшних плакальщиков по Ельцину — о том, что он принес стране свободу и демократию. Это ложь от начала до конца. Тот режим реальной свободы, которая в обстриженном виде существует в российском обществе и сегодня, был установлен в период перестройки, до прихода Б. Ельцина к власти. Власть Ельцина не принесла ничего нового уже сбросившему с себя оковы самовыражении обществу. Зато на практике показала, что у нас, как и в любом олигархическом государстве, существуют две свободы.

Первая — свобода несущественная, далекая от сферы реализации конкретных интересов власть имущих.

Это свобода слова на улице или свобода СМИ, которые могут представить угрозу властным группировкам только в том случае, если начинают целенаправленную и массированную кампанию против них. (Так было в процессе разрушения социалистического строя). Если же в СМИ организована еще и разноголосица подконтрольных органов, то отдельные авторы могут писать что угодно. Их голоса утонут в информационном шуме. Данная система была налажена при Ельцине и неплохо работает до сих пор. Добавилось лишь завидное постоянство, с которым теперь если на уровне ОПГ отстрел журналистов.

Это свобода общественных объединений, которые, не будучи политическими партиями, могут вести любую деятельность в маргинальном поле, не представляя никакой угрозы для власти. Зато перейти в качество политических партий и войти в реальную политику они могут только будучи этой власти полностью лояльными. Эта система была отработана уже в пост-ельцинский период, но вполне укладывается в логику его политики.

Вторая свобода — это свобода существенная, имеющая прямое отношение к интересам власти. Такую существенную свободу — свободу политического противостояния с президентом — имел мятежный Верховный Совет РФ, и президент показал, как он «уважает» эту свободу. Сегодня его наследники предприняли необходимые меры, исключающие мятеж в парламентских органах.

Поэтому представление о Ельцине как о носителе идеалов свободы и демократии — это еще один миф. Носитель идеалов свободы и демократии не поднимает рук на чужие жизни, даже если его вынуждают к тяжелому компромиссу. Ельцин не был способен на такого рода компромиссы.

http://www.fondsk.ru/article.php?id=695


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика