Православие и современность | Игумен Нектарий (Морозов), Марфа Антоничева | 20.04.2007 |
Подглядывать можно! Особенно — за компанию
Телевидение давно стало крупнейшим сегментом колоссальной индустрии развлечений. Но наряду с этим из некого сложного, комплексного «продукта потребления», из того, что нужно нам, оно постепенно эволюционировало в весьма действенный механизм навязывания определенных жизненных устоев. «Белого не надевать, обтягивающего не носить!». Из развлечения оно превратилось в способ зомбирования. Парадокс: люди зачастую смотрят телевизор не потому, что хотят, а потому, что не могут его не смотреть.И все же любые развлечения быстро приедаются, а конкуренция между множащимися не по дням, а по часам каналами растет. Отсюда — и постоянное сползание телевидения куда-то в «преисподнюю». Сами развлечения становятся все изощреннее, в новостные блоках все больше кошмаров, крови и убийств, а на женщинах на телеэкранах — все меньше одежды. Апеллируя к инстинктам, телевидение идет самым простым путем. Как индустрия, оно жертвует всем, что было у него когда-то доброго, и прежде всего информативностью, в пользу одного — все той же развлекательности.
Одной из наиболее специфических сфер развлекательного стал жанр реалити-шоу — этакое узаконенное право подглядывать за чужой жизнью, вплоть до мельчайших и сокровеннейших ее подробностей, не испытывая при этом «ненужного» чувства вины. Ведь это показывают по ТВ — значит, можно!
О степени популярности реалити ярче всего свидетельствует статистика -среднемировой рейтинг подобных программ с 1999 года вырос до 20%. Иными словами, около 1,3 миллиарда человек сознательного населения Земли предпочитают их всем остальным. В Европе выпуск эфирных проектов данного направления составляет 40% от всего остального телепроизводства. Подавляющие воображение цифры.
Фактически реалити-шоу формируют сегодня определенный контекст, культуру общения, которая воспринимается культурой массовой и через СМИ, в полном смысле этого слова, «входит в каждый дом». Легкость и ее оборотная сторона — поверхностность — общения, сиюминутность отношений и как следствие безответственность в них — стиль, заданный этим жанром и имеющий все перспективы стать определяющим повседневную жизнь человека XXI столетия. В совокупности с прочими составляющими данного стиля — ориентированностью на внешнее, материальное, и деньги как ключевую его ценность, легкую, «сладкую жизнь», отношением к труду как к лишней трате времени — все это и является основой «нового, дивного мира» телевизионной индустрии. Но что же именно такое реалити-шоу?
От прочих телевизионных жанров рассматриваемый нами отличается следующими особенностями: отсутствием сценария, подачей материала в эфир с первого дубля, участием в шоу простых людей вместо профессиональных актеров, условиями съемок, максимально приближенными к реальным. Ключевой здесь становится имитация реальной жизни, как в визуальном, так и в психологическом наполнении — ведь именно реакция «настоящих» людей, их эмоции оказываются той «изюминкой», благодаря которой все смотрят подобные передачи.
Если идти по пути классифицирования реалити-шоу, то можно выделить несколько отдельных его видов:
— программы, подготовленные с использованием скрытой камеры;
— любительское видео, на котором запечатлены незапланированные сюжеты;
— документальное наблюдение, не нарушающее привычное течение жизни (наблюдение за работой пожарных, полицейских, спасателей, врачей «Скорой помощи»);
— игровые шоу, в ходе которых люди специально более или менее длительное время находятся в замкнутом пространстве под наблюдением видеокамер.
От «Скрытой камеры» к «Большому брату»
Первое в истории телевидения реалити-шоу появилось на экранах американцев в 1948 году. Называлось оно «Скрытая камера» (Candid Camera). Зрителям демонстрировались ролики, отображающие реакции людей на неожиданные ситуации. Это самый старый жанр, теперь он может восприниматься как своего рода классика.Следующим ярким явлением в жанре реалити стал документальный фильм «Seven Up!». Начиная с 1964 года, разработчики шоу фиксируют в небольшом фильме то, как живут 14 человек — его герои — и как меняется их жизнь каждые 7 лет. Последняя на сегодняшний день часть шоу, «49 Up», вышла в эфир в сентябре 2005 года.
В 1973 году на канале PBS состоялась премьера программы «Американская семья» (An American Family). Ее участниками стали члены простой американской семьи по фамилии Лауд (Loud). В течение семи месяцев зрители наблюдали за тем, как эта семья постепенно распадается, вследствие чего сын уходит из дома.
90-е стали пиком развития реалити. На канале MTV (Америка) выходит программа «Реальный мир» (Real World). Согласно ее замыслу, семеро незнакомых людей (модель, танцор, писатель, художник, рэппер и два певца) должны прожить в одной квартире определенное время. Это шоу стало прообразом современных «застекольных» программ, суть которых — наблюдение за людьми, сознательно согласившимися жить ради денежного вознаграждения с порой очень странными, слишком эмоциональными и даже не вполне психически адекватными соседями. Один из принципов кастинга (подбора участников) для таких передач заключается в том, что героями реалити-шоу становятся, как правило, те люди, на которых интересно смотреть, то есть наиболее ярко выражающие себя личности. И потому совсем не удивительно, что, оказавшись вместе в замкнутом пространстве, такие люди зачастую ругаются, даже дерутся, совершенно забывают всякий стыд. В этом случае работает железная логика шоу: прежде всего развлечение, мораль второстепенна. Впрочем, на современном телевидении вопрос о морали уже давно не стоит: только развлечение, мораль — пережиток прошлого.
Еще одной из разновидностей реалити стало шоу «Выживший» (Survivor), запущенное в 1997 году в Швеции. Его сюжетное развитие строилось «по Дарвину»: выживает сильнейший. Группа людей высаживается на необитаемом острове, причем каждый снабжен комплектом снаряжения и лимитированными запасами продовольствия. Высадившиеся делятся на две команды, их цель — продержаться как можно дольше, используя при этом по максимуму свою сообразительность, силу и выносливость. Однако не обязательно, что «побеждает сильнейший»: зачастую победителем становится тот, кто хитрее и расчетливее, причем принцип «фэйр плэй» (честной игры) здесь не действует. Это воспринимается как своеобразная «драматургическая находка» разработчиков игры. И поскольку выигравшего ждет значительное вознаграждение, то тем с большей готовностью участники идут на облегчающие путь к победе компромиссы с собственной совестью. А стоит ли того заявленный приз — вопрос сугубо индивидуальный и, к сожалению, во многом риторический.
Некоторую иронию по отношению к жанру реалити можно, кажется, усмотреть в названии программы, вышедшей в эфир в 1999 году в Нидерландах на канале Veronica — «Большой брат» (Big Brother). Для тех, кто не знает или не помнит — оно позаимствовано из романа Д. Оруэлла «1984», в котором повествуется о тоталитарном государстве, где все жители следят друг за другом, а за ними в свою очередь наблюдает их правитель — Большой брат. «Большой брат следит за тобой» («Big brother is watching you»): Большие или маленькие, но факт остается фактом: миллионы телезрителей усаживались 100 дней подряд перед экранами своих телевизоров, чтобы посмотреть, как будут развиваться взаимоотношения героев шоу в замкнутом пространстве дома или квартиры. Поэтому, если создатели «Big Brother» и были людьми с чувством юмора, работали они всерьез.
Российский опыт: чем откровенней, тем популярней
В России первой ласточкой в жанре реалити, впорхнувшей в телепространство, стало шоу «За стеклом» (ничего оригинального, калька с того же «Большого брата»). Три девушки и трое юношей поселились вместе в помещении гостиницы и стали теми первыми «подопытными кроликами», за личной жизнью которых со все возрастающим интересом долгое время наблюдали еще непривычные к таким зрелищам россияне. Когда герои шоу вошли во вкус жизни-игры и раскрепостились до последнего предела, рейтинг канала ТВ-3 подскочил до небес благодаря «обогатившей» программу эротике (доходящей практически до откровенной порнографии — ради приза ее участники не стыдились ничего).Следующим известным российским проектом стал «Последний герой». 16 его участников должны были выжить в суровых условиях «островно-племенной» жизни (также калька, на этот раз с шоу «Survivor»). Они, безусловно, все выжили, да и проект имел продолжение, вышло 4 сезона, многие известные люди принимали в нем участие. Но и он ничего принципиально нового для самого жанра «Герой» не привнес — соревнования, задания: Этот жанр реалити оказался наименее гибким и практически не подверженным изменениям.
Еще один продукт творчества российских «мастеров реалити», созданный на манер «Большого брата», — проект «Фабрика» — тоже не назовешь шедевром. Молодые люди живут вместе и учатся на «звезд шоу-бизнеса». Гуманистическая сторона этого проекта — из любого человека можно сделать звезду — абсурдна, участники исчезают из этого проекта так же быстро, как и появляются на нем.
Вообще, сегодня на российском телевидении существует множество разновидностей реалити-шоу. Но самым скандальным и, следовательно, популярным до сих пор остается «Дом». Молодые люди, участники шоу, которые должны построить дом, построить любовь и выиграть этот дом, чтобы жить в нем долго и счастливо, меняются в программе, как и в случае с «Фабрикой», с поразительной скоростью. Любовь — чудо, неожиданно приходящий в жизнь человека гость, но в нее, оказывается, не так уж и трудно играть. Впрочем, о любви говорить здесь вряд ли вообще стоит. Зато Интернет пестрит рекламой порнографии с участниками «Дома». Изнанка того усердия, с которыми очередные жители вживаются в экранную роль, соткана из малопривлекательных вещей: заурядной жадности и тщеславия, готовности ради денег и сомнительной известности изображать серьезные, не многим в действительности доступные чувства. По сути — то, чему не существует денежного эквивалента. Все это распространяется СМИ, люди потребляют эту информацию, и подобное поведение закрепляется в обществе как конвенциональное, то есть общепринятое. Образуется порочный, замкнутый круг.
Если же говорить о положительных примерах, пытаясь как-то сгладить впечатление, то есть, пожалуй, всего один: «Звезды на льду». Особенность программы заключается в том, что профессиональные фигуристы должны научить непрофессионалов (звезд шоу-бизнеса) парному фигурному катанию. Каждая из пар представляет собой профессионала и непрофессионала, вместе они являются командой, конкурирующей с другой такой же парой. Его безусловный плюс — относительная «немеркантильность», обусловленная тем, что конкурс не предполагал первоначально никакого материального вознаграждения для участников и строился исключительно на интересе. К тому же, «Звезды на льду» способствовали развитию интереса людей к спорту, и это еще один плюс его разработчикам.
http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/02society/20 070 419.html