Благословение | Протоиерей Владимир Вигилянский | 17.04.2007 |
— До моего рукоположения в священники я занимался литературно-критической и редакционно-издательской деятельностью, а также журналистикой. Кроме этого, в течение десяти лет я был научным сотрудником Института искусствознания, где я изучал «эстетические проблемы средств массовой коммуникации». На «человеческом» языке это означает, что я вместе с коллегами занимался новыми техническими видами искусств: кино, фотографией, телевидением, радио, грамзаписью и т. д. Мы исходили из того, что плохих «языков» не бывает; «языки» литературы, живописи, музыки и так далее, в том числе и «языки» технических видов искусств, сами по себе нейтральны, а встречаются лишь плохие кинооператоры, бездарные телережиссеры, слабые радиоведущие, безвкусные фотохудожники. В конечном счете, я и до сих пор так думаю.
Тем не менее, есть кое-какие вещи, которые заставляют меня усомниться в некоторых моих прошлых воззрениях — например, относительно «нейтральности» телеязыка. Священник, помимо всего прочего, немного еще и социолог. Прихожане православных храмов для социологического анализа — «материал» отборный. В большинстве своем, это люди трезвые, самокритичные, ответственные, имеющие представление о ценностных приоритетах и нравственных законах, умеющие определить цель своей жизни и предназначение человека в мире.
Так вот, значительная часть православных прихожан к телевидению относятся критически. Специально о нашем телевидении я никого не расспрашивал, но то, что мне приходится иногда слышать во время исповеди и личных пастырских бесед, дает право мне сделать некоторые выводы. И речь здесь даже не идет о тех жанрах, передачах и фильмах, которые по природе своей противоречат христианству: являют всякого рода цинизм, порнографию, пропаганду колдовства и язычества, нравственную беспринципность, политическую ложь, разжигание вражды между людьми, клевету и т. д. Всего этого «добра» на ТВ очень много, и любой человек (не только христианин), соприкоснувшись с этим, чувствует себя оскверненным. А речь идет об огромном количестве как бы нейтральных передач, просмотр которых люди воспринимают как личный грех, иногда они даже стесняются признаться друг другу в том, что вчера сидели у телевизора… Язык ТВ они отнюдь не считают нейтральным. Действие ТВ в любых своих проявлениях (в игровых, новостных, развлекательных, художественных, аналитических и других жанрах) они оценивают как вредное для человеческой души.
Для христиан понятие внутренней свободы является очень важным: быть свободным — значит, быть со Христом, сообразуя свою волю с волей Божией. В этом отношении телевидение ведет себя как агрессор, оно нацелено на то, чтобы превратить человека в своего раба, оторвать его от Бога.
Происходит это так. Телевидение обладает небывалыми доселе средствами воздействия — зрительные образы, подкрепленные словесной вязью, конструируют некую новую реальность, весьма похожую на жизнь. Эта новая реальность ведет себя так, как будто она вполне самодостаточна. Зритель наблюдает ее со стороны, не замечая, что он всецело включен в эту реальность. Тем самым телевидение создает иллюзию личной свободы, иллюзию личной власти, иллюзию личной независимости. ТВ отучает человека думать, быть ответственным за все, что творится в мире. Но спросите тех людей, которые проводят по 4−8 часов в день перед экраном, то есть по сути — настоящих рабов ТВ: их взгляд будет весьма критичным, иногда даже гневным относительно просмотренных ими передач, но они никогда не согласятся с тем, что они «рабы ТВ», они искренне будут считать себя абсолютно свободными.
Свое недоверие к ТВ христиане основывают именно на этой боязни — сделаться телеманом и потерять истинную свободу. Телемания — одна из форм тяжелейшей болезни современного человека. В ТВ человек убегает, в конечном счете, чтобы не идти за Христом и не нести своего жизненного креста. Для этого он мог бы воспользоваться, кроме ТВ, в лучшем случае — компьютерными играми, детективами и фантастикой, в худшем — алкоголем или наркотиками… Тем не менее, мы не должны упускать из вида то обстоятельство, что и телевидение, и интернет смогут сыграть в наше время решающую роль в миссионерском служении Церкви. Эти каналы воздействия не могут быть оставлены без нашего внимания.
— Как Вы оцениваете государственную политику в отношении телевидения? Что Вы можете сказать о трудностях в трансляции христианских идей на телевизионных каналах?
— К сожалению, четко выраженной концепции телевещания у государства, по всей видимости, нет. Телевидение развивается стихийно, большинство «рейтинговых» передач у нас заимствовано из европейского и американского телевидения. Копируются не только шоу и игры, не только темы и жанры, но даже интонации и одежды ведущих. Российские сериалы нацелены на интерес зрителей к острым сюжетам, отсюда — бесконечные бандиты, киллеры, «менты», «братки» и т. д. Экранизация «Идиота», с феноменальным успехом прошедшая на государственном канале, выглядела подкидышем на фоне других сериалов, программ и передач.
На фестивале православных СМИ «Вера и слово» (16−18 ноября 2004 г.) говорилось, что пора нам не только заимствовать на Западе телепрограммы, но и систему, при которой телезрители контролировали бы телеэфир. На Би-би-си, например, работает более 50 комиссий и советов зрителей, от чьего мнения зависит продление лицензии для телекомпании. Говорилось также о том, что нам следовало бы обязать каждое СМИ выработать свой этический кодекс, который бы был гласным для каждого читателя или зрителя. Невыполнение этого кодекса телекомпанией могло бы служить поводом к лишению лицензии. Этический кодекс журналистов Би-би-си — это толстенная книга, подробно регламентирующая работу ее сотрудников. Может быть, таким образом мы бы поставили заслон потоку крови и безнравственности на нашем телеэкране.
Что же касается присутствия на нашем ТВ православных программ, то в этой области у нас творится что-то непотребное. Даже во Франции, в которой православных насчитывается меньше 1%, государство финансирует православную телепрограмму, которая транслируется по воскресениям. У нас же в стране, где православные составляют большинство населения, на государственном телеканале нет ни одной христианской программы. На других, частных телеканалах православные передачи есть, но количество их неадекватно потребности зрителей. Отечественные либералы страшатся какой-либо цензуры, но сами устанавливают такую цензуру, с какой можно сравнить только цензуру советских времен. Большинство заявлений Патриарха, Священного Синода, Архиерейского собора вообще игнорируются телевидением. В лучшем случае — пересказываются в искаженном виде. И это при том, что наш Патриарх в рейтинге 100 отечественных политиков и общественных деятелей, влияющих на события в стране, на протяжении многих лет стоит в первой десятке. Информационная блокада вокруг Русской Православной Церкви наталкивает на мысль, что мы живем в государстве, оккупированном его врагами.
— Сегодня официальный образ Церкви, представленный средствами массовой информации, несомненно, подвержен сильному искажению, что, в свою очередь, влечет за собой неадекватное восприятие Православия и ложное отношение к Церкви. Возможно, в сложившейся ситуации Церкви необходим независимый православный канал? Или же, на Ваш взгляд, православная миссионерская деятельность должна осуществляться косвенно, скажем, путем участия талантливых православных людей в общекультурных телевизионных проектах?
— Вопрос о православном телеканале распадается на несколько проблем. Первая: есть ли профессиональные силы — журналисты, сценаристы, режиссеры, актеры, ведущие, — способные наполнить этот канал фильмами и передачами, уровень которых был бы, как минимум, не хуже, чем существующие программы? Я уверен, что такие силы есть. На ТВ работает большое количество православных людей, многие из них ходят в церковь. В ежегодном фестивале «Православие на телевидении» участвуют православные фильмы и передачи очень высокого уровня. Вторая проблема — это финансирование канала. Вот тут — главная загвоздка. Церковь никаким образом не может содержать такое дорогое производство. За 70 лет безбожной власти Церковь в финансовом отношении совершенно обескровлена. Все средства, полученные за последние 10−15 лет, уходили и уходят на строительство и восстановление разрушенных советским государством храмов и монастырей. До революции 1917 года в Российской империи было более 60 тысяч церквей. Сейчас в России их менее 15 тысяч. Без помощи государства Церковь не может осуществить никакие дорогостоящие информационные проекты — ни открытие православного телевидения, ни организацию ежедневной общественно-политической и культурно-просветительской газеты, ни содержание круглосуточного православного радиовещания, ни даже финансовое обеспечение православного интернет-портала.
Отсутствие православного мировоззрения в нынешних телепрограммах — это еще и вина самих носителей этого мировоззрения. Православные люди сегодня очень инертны и безынициативны. Они почему-то стесняются, даже когда их спрашивают, своего православия. А если даже они пытаются что-то сказать, их тут же останавливают ведущие: «Вера — это дело интимное, личное; не будем об этом говорить». И они сразу замолкают, как будто были уличены в чем-то противоестественном. Есть некоторые ведущие, которые, как только услышат слова «Церковь», «Православие», «вера в Бога» — например, Владимир Познер, — начинают строить гримасы, как будто съели целый лимон, и махать интенсивно кистями рук, как будто испытывают боль в животе.
— Хотелось бы поговорить о конкретных проблемах современного телевидения. Каково Ваше отношение к сегодняшней практике новостных программ? Какой, на Ваш взгляд, должна быть подача новостей, связанных с жизнью Церкви?
— «Новости» в последнее десятилетие — это одно из главных достижений отечественного ТВ. Они стали разнообразнее, интереснее, тексты и картинка сопрягаются не по принципу прямой иллюстрации, а по принципу образного сопоставления. И это правильно. Однако когда показывается официальная хроника, она подается очень прямолинейно. То же самое касается и новостей, связанных с жизнью Церкви. Беда в том, что церковные сюжеты делаются людьми абсолютно равнодушными к религии. Отсюда — отсутствие трепета, возвышенности, глубины, которых так много в Православии. Пора на ТВ принимать в свой штат журналистов, свободно ориентирующихся в церковных вопросах, как это делается сейчас во многих газетах и журналах. Кроме того, к церковной теме новостные программы чаще всего обращаются тогда, когда есть какой-то скандальчик.
Есть еще одна тема, связанная с новостными программами. Это наличие в них видеоматериалов, показывающих страдание и гибель людей по всему миру. Конечно же, я не призываю отказываться от подобного рода новостей. И даже дело не в том, что количество их иногда превышает «критическую массу». Но подаются эти новости без должного нравственного осмысления. Смерть и страдания людей становятся для сознания зрителей, в том числе и детей, обыденным, повседневным делом. Жизнь человека, судя по телевизионным картинкам, теряет смысл неповторимого бесценного дара Божьего.
— Особенной популярностью сегодня пользуются всевозможные ток-шоу, ориентированные на широкого зрителя. Как Вы относитесь к этому жанру? Часто на ток-шоу приглашают и православных священников. Не снижает ли их участие в подобных передачах образ священнослужителя и Церкви? Возможен ли выход в общехристианский контекст подобных, зачастую «кухонных» посиделок?
— Популярность ток-шоу объясняется тем, что темы, поднимаемые этими программами, хотя и житейские, но очень важные. Меня как раз поражает, что православных священников, сталкивающихся ежедневно в своей пастырской деятельности с проблемами и конфликтами, обсуждаемыми на ток-шоу, очень редко приглашают в телестудии. Поверьте, им есть, что сказать людям. В Москве, да и в других городах, живут прекрасные священнослужители, умеющие хорошо формулировать свои мысли, знающие, как и чем заинтересовать зрителей. Впрочем, на последнем (декабрь 2004 года) Епархиальном собрании Патриарх предупредил священников, что если они не умеют отстаивать интересы Церкви в телепрограммах, то лучше не соглашаться на приглашение в них участвовать, что если их высказывания во время интервью могут послужить соблазном для других, то лучше промолчать.
Мне не раз приходилось выступать на ток-шоу. Некогда я туда шел с неохотою и чувствовал себя в телестудии «не в своей тарелке», но мой принцип такой: если позвали — иди, надо воспользоваться любым случаем, чтобы поставить современного человека в контекст христианских ценностей, о которых люди, к сожалению, забыли.
— В наше время с небывалым развитием компьютерных технологий все больше и больше православных людей высоко ценят неоспоримую пользу интернета. Однако в некоторых церковных кругах прочно укрепилась и обратная точка зрения. Что можете сказать Вы о сильных и слабых сторонах этого техниче-ского прорыва? Как Вы прокомментируете многочисленные попытки проводить символические параллели между внедрением в человеческую жизнь глобальной информационной сети и апокалипсическими знаками последних времен, прихода антихриста и т. п.
— Интернет, как и любые технические средства коммуникации, имеет двоякое действие. Его можно использовать для пропаганды безнравственности, а можно — для проповеди евангельских истин. Глобальная сеть сейчас — самое дешевое и самое оперативное средство доставки информации. До 2000 года в российском информационном поле существовали определенные преграды для Церкви. Даже можно было говорить, как уже было мною замечено, об информационной блокаде, не говоря уже о либеральной цензуре. Но за последние несколько лет, после того как стали появляться православные интернет-порталы и сайты, произошел прорыв этой блокады. Сегодня в интернете реально действуют сотни сайтов, с которыми вынуждены считаться все. Сейчас уже невозможно безнаказанно клеветать на Церковь. Православный голос в интернете звучит наравне с любым другим, его невозможно заглушить.
Но интернет, несмотря на уже достигнутые огромные успехи, находится только в начале своего технического развития. В недалеком будущем интернет вберет в себя и объединит почти все средства коммуникации: телефон, радио, кино, ТВ. Он поколеблет существующие ныне приоритеты и иерархии. Но в нем будет еще больше «информационного мусора», чем сегодня. Грех, царствующий в мире, заполонит и глобальную сеть. В этом смысле, безусловно, можно говорить об апокалиптических признаках интернета. Здравомыслящей части человечества предстоит продумывать системы фильтров, просеивающих «черную» информацию.
Беседовала Александрина Рынкевич
http://blagoslovenie.su/publisher/index.php?option=com_content&task=view&id=340&Itemid=1