Русская линия
Нескучный сад Павел Попович13.04.2007 

Восемь месяцев до Марса

Наша космонавтика отмечает несколько юбилеев — 150 лет со дня рождения ее основоположника Константина Циолковского, 100 лет со дня рождения Сергея Королева, 120 лет со дня рождения изобретателя реактивного двигателя Фридриха Цандера и полвека со дня запуска первого спутника. На вопросы нашего корреспондента Алексея РЕУТСКОГО отвечает Павел ПОПОВИЧ, один из шести человек, отобранных для первых полетов в космос.

Павел Романович ПОПОВИЧ — четвертый человек, отправившийся в космос в СССР и шестой по счету космонавт в мире. Родился 5 октября 1930 года на Украине. 12−15 августа 1962 года совершил свой первый космический полет, который продолжался 2 суток 23 часа, в качестве пилота космического корабля «Восток-4». Готовился к полету на Луну, затем к полетам на кораблях типа «Союз» и орбитальной космической станции типа «Алмаз». 3−19 июля 1974 года совершил второй космический полет — командиром корабля «Союз-14» и орбитальной станции «Салют-3» продолжительностью 15 суток 17,5 часа (вместе с Юрием Артюхиным). Дважды герой Советского Союза. С 1993 года — генерал-майор авиации в запасе. Член Союза писателей.

Главное — здоровье!

— Павел Романович, какими качествами должен обладать космонавт?

— Космонавт должен быть идеально здоров. Ни один врач не мог предъявить никаких претензий Гагарину, Титову, Николаеву, Поповичу, Быковскому, Нелюбову и всем остальным.

На втором месте — образование, лучше всего техническое. Для того чтобы принести максимум пользы, каждый член экипажа должен разбираться в технике, медицине, психологии. Ведь космический корабль и космическая станция — это сложнейший механизм. Это сотни систем и устройств, которые работают совершенно по-разному. Конечно, один человек не может все это объять. Поэтому обязательно должно быть какое-то разделение по направлениям. Но при этом каждый человек в критических моментах должен быть взаимозаменяем. Это особенно важно для экипажей космических кораблей. Например, командир плохо себя почувствовал, следовательно, бортинженер или инженер-исследователь должен уметь посадить корабль на Землю.

Никто из космонавтов, готовясь к полету, не знал — состоится ли его полет. Полеты часто отменялись из-за неполадок в космических кораблях. Валерий Быковский (на фото — его скафандр) стал одним из первых, кто побывал в космосе три раза. Но рекорд принадлежит Владимиру Джанибекову — он летал пять раз

Кроме того, наши психологи разработали программу тестирования, позволяющую проверить членов экипажа на совместимость. Представьте себе: коллектив в два- три-пять человек неделю-две или даже месяц работает в ограниченном пространстве, где находятся и рабочие места, и вся инфраструктура, необходимая для жизни. Естественно, существует множество поводов для конфликтов. У нас были случаи, когда мы экипажи меняли прямо перед выездом на космодром, потому что вдруг становилось ясно, что один из членов не подходит для полета в космос.

Подобные тесты проходили и мы с Юрием Артюхиным, когда готовились к совместному полету. Один из них был таким: мы сидим в разных комнатах. Не видим и не слышим друг друга. Перед каждым — прибор со стрелкой на циферблате, которую надо установить на ноль. Приборы соединены таким образом, что вращение ручки одного из них отражается на положении другого (принцип действия прибора засекречен). Я начинаю устанавливать на ноль — у Артюхина стрелка уходит в сторону. Устанавливает он — стрелка на моем приборе уходит от нуля. У нас должно быть такое взаимопонимание, чтобы мы могли понять друг друга на интуитивном уровне и одновременно свести стрелки к нулю. С Артюхиным мы настолько хорошо понимали друг друга, что, как только садились, сразу устанавливали стрелки.

И никогда у нас не было с ним ни одного конфликта, кроме одного случая. После старта наш корабль «Союз-14» шел на стыковку с орбитальной станцией, до нее осталось примерно пятьдесят метров. Вдруг на экране монитора станция почему-то начала уходить в сторону, хотя она стабилизирована и никуда с орбиты сама по себе не уйдет. Значит, это с кораблем что-то случилось. А мы сидим в скафандрах, на руках толстенные перчатки. Видимо, я не заметил, как сделал лишнее движение ручкой управления, и корабль пошел в сторону. Я остановил корабль. Теперь необходимо пристыковать его к станции. Но в таких толстых перчатках осуществить стыковку очень трудно: ручки-то управления маленькие, так и называются — пальчиковые. Тогда я решил снять перчатки, что категорически запрещено инструкцией! В этом случае разгерметизируется весь скафандр, и — мне конец. Космонавты Доб овольский, Пацаев и Волков так погибли — из-за разгерметизации. И Юра на меня закричал: «Командир, нельзя! Командир, нельзя!» Я говорю: «Юра, спокойно. Я делаю это осознанно». Я снял перчатки и навел стыковочный модуль на станцию. Мы воткнулись прямо тютелька в тютельку. Это был первый и единственный раз, когда он на меня закричал.

Если ты (это, кстати, одно из психологических качеств) не веришь в технику, не веришь в людей, которые готовили эту технику, то нечего и лететь. Не только на космическом корабле, даже на самолете лететь нечего. Ты должен железно верить и людям, и технике!

Дело техники

— Известно, что после нескольких часов полета космонавтов начинало мутить. И советские врачи разработали уникальную методику подготовки космонавтов к длительным полетам. Расскажите об этом подробнее.

— Во время полетов разных зверюшек мы заметили, что где-то через четыре-шесть часов они начинали вести себя неадекватно. Становились пассивными, отказывались от еды и воды. Но почему — неизвестно. Причина выяснилась только при полете Германа Титова. Стало ясно, что перед полетом необходимо тренировать вестибулярный аппарат.

Медики собрали в одну методику упражнения на тренировку вестибулярного аппарата, предназначенные для людей самых разных профессий, от балерин до акробатов, придумали приспособления, тренажеры и приборы… И все это обрушилось на нас. Поначалу было довольно тяжко. Но постепенно в ходе тренировок мы дошли до такого уровня, что людям из комиссии, приехавшим нас проверять, становилось плохо, когда они глядели на наши кувыркания. Зато мы чувствовали себя отлично!

Нашей главной задачей было научиться жить в невесомости. В то время о ней же вообще ничего не знали. И Сергей Павлович Королев поставил условие: Попович полетит, только если Николаев будет чувствовать себя хорошо. То есть, если через четыре-шесть часов у него не появится признаков тошноты, мне можно лететь. И когда Николаев полетел первым (я должен был стартовать вслед за ним ровно через сутки), я ему сказал: «Андриян, ты там помирай, а говори, что чувствуешь себя хорошо!» Хотя на земле никого не обманешь — на тебе же датчики висят, фиксирующие твое состояние. Но самочувствие Николаева все время полета было отличное. Тренировок на Земле нам оказалось достаточно. А саму методику подготовки к длительным полетам (от недели и более) мы хранили в большом секрете. У американцев такой методики не было, и некоторые космонавты при длительных полетах чув- ствовали себя неважно.

Причем Андриян Николаев первым в мире расстегнул привязную систему и вышел из кресла внутри корабля. Мы еле-еле убедили Королева разрешить это сделать, чтобы следующему, Леонову, можно было выходить уже в открытый космос. Королев спорил с нами и говорил Николаеву: «А если ты обратно не сможешь возвратиться в кресло, тогда что? Тебе все равно, ты погибнешь, а я-то на Земле буду мучиться, что разрешил». Николаев, насколько позволял объем корабля «Восток», около часа был в свободном парении, а потом нормально пристегнулся.

А когда я уже взлетел и оба мы чувствовали себя отлично, то мы решили проделать всевозможные движения и найти такое, когда даже натренированный космонавт чувствует себя плохо, чтобы следующий экипаж предупредить об этом. И нашли — когда подбородок к груди прижат, от невесомости тогда немножко мутит.

— Что самое сложное во время космического полета?

— Самое сложное начинается как раз после полета, потому что приходится учиться жить на Земле. Когда ты прилетаешь оттуда, все навыки утрачены. Ложка обеденная выпадает: руку поднимаешь, она идет не туда, куда обычно, потому что твой мозг привык уже, что в космосе рука по-другому себя ведет. Например, я сейчас вытянул руку перед собой, подумал — опустить, мышцы сами расслабились, и рука упала… А в невесомости думаешь — опустить руку, а она висит в том же положении. И чтобы она опустилась, нужно сделать усилие. На то, чтобы в космосе открутить гайку, уйдет минимум пять минут, а то и больше. Сначала надо ключ к руке привязать: не дай Бог, улетит — замучаешься его ловить. Потом надо самому зафиксироваться при помощи специального пояса. И обязательно ноги зафиксировать, иначе ты начнешь сам крутиться вокруг гайки. На Земле вы едите и разговариваете. А в невесомости если будешь есть и разговаривать, то пища вылетит изо рта. Поэтом надо есть со сжатыми губами.

Но самое тяжелое — это бремя славы. Теперь уже не так, конечно, но мы-то были первые! Дергают тебя постоянно, везде и всюду приглашают, а ты понимаешь, что люди хотят просто пообщаться, хотят пощупать тебя, расспросить подробности полета.

В полете, бесспорно, самое сложное — посадка. Когда идешь на старт, ты натренирован. А из полета возвращаешься обессиленным, мышцы ног атрофированы так, что трудно стоять. Поэтому физической подготовкой необходимо заниматься и в полете, ведь без нее после посадки можно получить просто скафандр с мясом, а не человека. Там, на орбите, практически все ребята в любое свободное время занимаются спортом.

При этом учтите еще одну вещь. У человека есть два круга кровообращения — большой и малый. Кровь, как любая жидкость, в свободном состоянии устремляется по кратчайшему пути. Поэтому в невесомости кровь начинает циркулировать в основном по малому кругу — голова, сердце, легкие. Это беда! Первое время у ребят на орбите идет прилив крови к голове — становится одутловатым лицо, глаза красными, голова болит. Если на Земле голова болит, то мы выпиваем таблетку, сосуды расширяются, и боль проходит. А там они и так расширены до предела. Мозг начинает это воспринимать как перенаполнение кровью организма. И дает команду в кроветворные органы уменьшить количество крови. Кроме этого организм начинает отказываться от жидкости. Например, космонавтам дается норма потребления воды — два литра в сутки. Но с каждыми сутками ты ее пьешь все меньше и меньше — не хочется пить. В конце концов всего грамм пятьсот выпиваешь за сутки, а иногда вообще не пьешь. А вниз кровь поступает в очень маленьких количествах, даже пульс на ноге иногда не прощупывается. И только делая физические упражнения по два часа в сутки минимум, ты заставляешь ее двигаться вниз.

Поэтому перед посадкой надевают противоперегрузочный костюм. Он сжимает всю нижнюю часть тела, чтобы кровь во время перегрузок туда не хлынула. Так как ее мало, она отойдет частично вниз, ты потеряешь сознание и можешь умереть.

И когда приземляешься, сразу ощущаешь непрерывную жажду. Постоянно хочется пить. Длится это до тех пор, пока не восстановится водный баланс. Восстановление продолжается примерно столько, сколько ты летал: месяц летал — месяц нужно для того, чтобы прийти в себя на Земле. Полгода летал — полгода надо.

Космический хулиган

— Из нашего разговора выходит, что рассуждения о полетах человека на Марс, о его освоении — это какая-то околонаучная фантастика. Ведь ресурсов человеческого организма будет недостаточно, чтобы провести в невесомости два с половиной года, которые потребуются для экспедиции на «красную планету"…

— С применением спорта и физкультуры ресурсов у организма хватит. И хотя пока мы не знаем, какой период человеческий организм без ущерба для себя способен находиться в условиях невесомости, наш космонавт-исследователь Валерий Поляков работал на орбите полтора года и нормально все перенес. Полет на Марс длится восемь месяцев, потом надо год и два месяца находиться на Марсе или возле Марса, пока он опять не подойдет на минимальное расстояние к Земле, и потом обратно лететь восемь месяцев. Сейчас разрабатывают новые виды двигателей для космических кораблей (атомные, электрические и др.), позволяющие достигнуть Марса в два раза быстрее.

— Как же так получилось, что американцы опередили нас, высадившись на Луне? Ведь до этого момента мы держали первенство в освоении космоса.

— Мы, космонавты, все время следили за американскими лунными репортажами и сами готовились высадиться на Луну. Кто-то должен был пойти на риск и взять на себя ответственность за полет. Это мог сделать только Сергей Павлович Королев. Но его уже не было, а остальные боялись. Космонавты писали письмо в ЦК КПСС с просьбой разрешить лететь. Мы могли бы облететь Луну раньше американцев. Сесть на Луну, наверное, не могли бы раньше, а вот облететь Луну — без проблем.

— Известно, что как-то раз вы устроили переполох в Белом доме США, якобы передав с орбиты Луны какое-то сообщение…

— А! Было такое. Когда стало ясно, что нам не удастся облететь Луну и туда отправится советский беспилотный корабль, я попросил инженеров поставить между приемником и передатчиком перемычку. И когда корабль облетал в очередной раз Луну — мы следили за ним из командного пункта управления полетами, находившегося в Евпатории, — я заговорил: «Докладываю: полет нормальный, приближаемся к поверхности, разрешите посадочный режим…» И через три секунды получили мой голос обратно — создалось ощущение, что я говорю с орбиты Луны. Как потом мне рассказывал Фрэнк Борман (астронавт, советник президента Никсона по космонавтике), американцы несколько минут были в шоке. Кто-то в Космическом центре США зафиксировал мой голос (они нас уже по голосам различали) и сразу же позвонил Никсону. Тот звонит Борману: «Почему Попович говорит с Луны?» После этого они назвали меня космическим хулиганом.

Какая она красивая!

— Когда вы в первый раз оказались на орбите, какие мысли пришли вам в голову?

— Я был потрясен красотой Земли. Юра Гагарин во время первого полета, когда обтекатели, закрывающие иллюминаторы, отвалились, увидел Землю да как закричит: «Ой, какая она красивая!» Земля действительно невероятно красивая. Она словно прикрыта голубой вуалью — атмосферой. И вот ты смотришь в иллюминатор, мимо проплывают звезды, планеты на черном фоне. И поневоле думаешь: а ведь Кто-то все это создал, что все это движется, Кто-то же этим всем управляет. Мы говорим, что все движется по законам небесной механики. Но ведь Кто-то эти законы придумал! И появляется мысль о Боге. Я верю в Бога, меня еще в детстве крестили, поэтому для меня и вопроса нет, Кто все это создал. И Он хранит все и всем управляет.

Освоение космоса: главные этапы

4 октября 1957 года. Запущен первый в мире искусственный спутник Земли (СССР).
3 ноября 1957 года. Запуск второго советского искусственного спутника Земли, в котором находилась собака Лайка.

19 августа 1960 года. Запуск корабля-спутника типа «Восток» с собаками Белкой и Стрелкой на борту. Они — первые животные, которые благополучно возвратились на Землю.

12 февраля 1961 года. Запуск ракеты-носителя «Молния» (СССР), которая впервые в истории вывела на траекторию полета к Венере советскую автоматическую станцию «Венера-1».

12 апреля 1961 года. Первый полет человека в космос. Корабль «Восток» совершил один виток вокруг Земли и благополучно доставил космонавта Юрия Гагарина на Землю.

26 апреля 1962 года. Автоматическая станция Ranger-4 (США) впервые достигла поверхности Луны.

11−15 августа 1962 года. Во время полета на космическом корабле «Восток-3» пилот Андриян Николаев успешно вышел из кресла и вернулся в него. Первый в мире групповой полет двух космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4».

1 ноября 1962 года. Запуск первой советской автоматической станции «Марс-1».

16 июля 1963 года. Полет первой женщины-космонавта Валентины Терешковой.

18 марта 1965 года. Первый выход человека в открытый космос. Продолжительность пребывания космонавта Алексея Леонова в открытом космосе составила 10 минут.

3 февраля 1966 года. Первая посадка на поверхности Луны станции «Луна-9» (СССР).

20 июля 1969 года. Первый человек на Луне. На поверхность Луны в Море Спокойствия совершила посадку лунная кабина LM-5 Eagle с астронавтами Нейлом Армстронгом и Эдвином Олдрином.

17 июля 1975 года. Стыковка на околоземной орбите пилотируемых космических кораблей «Союз-19» (СССР) и Apollo CM-111 (США).

4 июля 1997 года. Первый в мире марсоход Sojourner (США) достиг поверхности Марса.

1 октября 2000 года. Первая экспедиция на Международную космическую станцию.

29 декабря 2006 года. В России отобраны пять добровольцев для наземного эксперимента по моделированию пилотируемого полета на Марс (программа «Марс-500»). В течение 500 дней добровольцы будут полностью отрезаны от внешнего мира, находясь внутри модуля.

27 декабря 2006 года. С космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Союз-2.1б» с французским телескопом Коро (Corot). Задача космического телескопа — поиск за пределами Солнечной системы планет, схожих по размеру и структуре с Землей.

http://www.nsad.ru/index.php?issue=39§ ion=10 007&article=612


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика