Фома | Священник Андрей Постернак | 03.04.2007 |
Другой вопрос, что с каждым языком, на который переводится богослужебный текст, связана какая-то определенная традиция.
Вспомним русскую литературу: Лесков, Достоевский, — все их произведения изобилуют цитатами из Священного Писания, которые были совершенно понятны их современникам, и цитаты эти отнюдь не на русском языке. Кстати, долгое время вообще не существовало полного русского перевода Библии, и только в XIX веке отрыв народа от церковной традиции привел к тому, что церковнославянский текст стал непонятен, и возникла необходимость нового перевода Священного Писания.
Я думаю, что перевод на современный русский язык обеднит и упростит богослужение, и это оттолкнет от Церкви очень многих людей, чувствующих красоту церковнославянской речи. Разговор скорее нужно вести не о том, что текст богослужения нужно упрощать, а о том, что человек сам должен подняться до уровня текста, постараться в него проникнуть, понять его смысл. Христианин не должен относиться к храму как к супермаркету: пришел, и тут же сразу все объяснили, растолковали, и никаких усилий не нужно. Гораздо полезнее просто постоянно посещать богослужения — ведь так церковнославянский станет понятным и привычным довольно скоро.
Во многих церквях, если не в каждой, продаются иконы, книги, брошюры, масло, свечи, даже платки и юбки. Насколько правомочна такая торговля, ведь Христос изгнал торгующих из храма?
Дмитрий Ф.
Представьте, что в храме торгуют не свечами, а… жертвенными животными и птицами. Представляете, какой гомон и шум раздается вокруг? А если вспомнить, что в иерусалимском Храме не только велась торговля, но и стояли прилавки менял, громко зазывавших обменивать римские монеты на специальную «храмовую валюту», то становится ясно — там вряд ли было возможно сосредоточиться на молитве. Потому Господь не только, применив силу, изгнал торгующих и покупающих из Храма, но и напомнил иудеям строки из пророка Исайи: дом Мой есть дом молитвы (Лк. 19, 46; ср. Ис. 56, 7).
Церковь и какая-либо торговля не должны быть никак связаны, и в храмах торговать нельзя, это совершенно очевидно. Однако у каждого прихожанина часто возникает потребность что-либо для богослужения приобрести — те же свечи, к примеру. С такой целью и создаются церковные магазины. Другой вопрос, что, на мой взгляд, они не должны находиться в самом храме — потому что ситуация, когда идет богослужение, а рядом продают свечи, неприятна, и многих соблазняет и смущает.
И еще один момент: это вполне естественно, когда человек, который приходит в храм, хочет что-то пожертвовать Богу. Но указывать сумму этой жертвы недопустимо, об этом говорил и Святейший Патриарх. Даже указывать стоимость свечей нетактично. Но одно дело мои благие пожелания, а другое — реальные возможности. Церковь всегда существовала на пожертвования. И сейчас, когда церковная жизнь только восстанавливается, люди должны вспомнить о том, что на существование своего прихода и жизнь священника жертвовать деньги нужно. Во многих храмах сейчас так и делают, однако, и другие храмы можно понять: для прихода те же свечи — порой основной источник содержания, а вовсе не бизнес. Здесь нужно найти золотую середину. А пока лучше спокойно дать за свечу столько, сколько написано, и пойти помолиться, чем размышлять о цене.
И чем скорее мы поймем, что даже масло в лампадах в храме покупается на те деньги, что мы лично кладем в кружку для сборов, тем скорее ценники в храмах исчезнут.