Русская линия
Русское Воскресение Святослав Иванов30.03.2007 

Системный кризис
Провоцирует сама власть

В стране опять начинается компания о неперспективных территориях. Семь районов Липецкой области уже объявлены неперспективными. В воронежский список неперспективных попало десять районов.

Пожарная оптимизация

Трагедия в станице Камышеватская, Ейского района, Краснодарского края кроме всего прочего выявила вопиющую системную проблему. 62 человека погибло из-за того, что пожарникам пришлось ехать из Ейска и прибыли они через час. Собственной пожарной части в станице, где проживает семь тысяч человек, нет. Когда местный колхоз развалился, районный глава Кугинис распорядился, чтобы пожарку закрыли. В едомственный пожарный расчет птицефабрики, находящийся всего в 15 км от интерната, сигнал о пожаре получил одновременно с Ейском, но никуда не поехал. Выезд запретил директор птицефабрики, который не был уверен, что этот выезд оплатят. Губернатор Краснодарского края, Александр Ткачев относительно страшного пожара в доме престарелых в станице Камышеватская сказал: «Если это произошло — не сработала вся система безопасности края. МЧС, муниципальные и краевые власти — виноваты все». Однако только главе Ейского района Дмитрию Кугинису предложено уйти в отставку. Стрелочника нашли, но никто не застрахован, что завтра подобная трагедия не повторится. И меньше всего виноваты в них главы районов.

Государство одной рукой борется за повышение рождаемости, а другой сворачивает инфраструктуру обеспечивающую комфортное и безопасное проживание людей на их малой родине. Закрывая школы, больницы, пожарные части власть провоцирует обезлюдивание целых районов.

Все больше территорий, заселенных под крылом советской идеологии и практики, объявляются неконкурентоспособным. Под флагом оптимизации расходов на социальную и управленческую инфраструктуру в списке перспективных по части пожаров и всяческий чрезвычайных происшествий могут оказаться целые регионы.

Сколько стоит правосудие?

Новость, озвученная 16 февраля сего года на совещании судей начальником управления Судебного департамента в Воронежской области Геннадием Щербатых, похоже, так и осталась новостью для узкого круга заинтересованных лиц. А зря: ведь предлагается поистине революционный слом существующей ныне в области системы судов общей юрисдикции: из 33 районных судов, расположенных вне областного центра, предполагается упразднить десять. Г. Щербатых говорил, что вызвано это необходимостью экономии государственных средств, а также отсутствием в малосоставных судах конвойных помещений, что создает сложности в рассмотрении «арестантских» дел. Разумеется, это лишь дежурные поводы, которым поручено сыграть роль причин.

Если в стране трудное экономическое положение, то почему же в бюджет страны с каждым годом закладываются все более значительные средства на развитие судебной системы (одна ГАС «Правосудие» чего стоит)?

Если нет денег на то, чтобы оборудовать в отдаленных райцентрах Воронежской области десять камер для арестованных, то как же быть с многомиллионными тратами на совершенно необязательный «представительский» переезд Конституционного Суда из Москвы в Петербург?

Дело вдругом. В свое время в связи с введением в действие нового уголовно-процессуального кодекса (по мнению многих правоприменителей — крайне неудачного) возникла серьезная проблема: законодатель предусмотрел, что, если того пожелают обвиняемые, дела о тяжких и особо тяжких преступлениях должны рассматриваться не одним, а тремя профессиональными судьями. Норма эта оказалась, по сути, мертворожденной, но это выяснилось потом. Тогда же нужно было обеспечить возможность её применения. А как это сделать, если во многих судах небольших сельских районов трех судей просто не было? Вот и возникла идея создания окружных судов (в СМИ её поддержал председатель Верховного Суда Вячеслав Лебедев). Предполагалось, что председатель такого суда получит право перераспределять судебные дела в пределах округа (пять-семь райсудов), а также формировать коллегии из трех профессиональных судей, если в том возникнет необходимость. Идея здравая, но требующая и времени (на изменение законодательства), и средств. Следует сказать, что в то время многие суды области (и сельские в том числе) буквально задыхались, рассматривая сотнями и даже тысячами «серийные» дела: об индексации пенсий, о признании узниками концлагерей и т. д. Возможно, именно это и подсказало простое и эффективное решение: увеличить численность судей во всех судах области. Проблема была решена, о ней уже стали забывать. И вдруг… Именно вдруг, это было заметно и по реакции судей, присутствовавших на совещании. Похоже, что авторы местной революционной инициативы (на федеральном уровне законы о реформировании судебной системы не принимались) до последнего держали свои наработки в тайне, — во всяком случае, от своих коллег. Присутствовавший на совещании судей губернатор удивления не высказал — он, видимо, в курсе. Если эту идею официально одобрят местные власти, исполнительная и законодательная, с нормативным воплощением на уровне Государственной Думы проблем не будет: как же, экономия средств налогоплательщиков, сокращение бюрократического аппарата…

Но, может быть, прежде поразмышлять, прикинуть, чем это все аукнется? Проблема реорганизации местной судебной вертикали — на первый взгляд частная, не затрагивающая интересов государства и широких народных масс. Но если вдуматься, не все так просто. Ликвидация сельских райсудов приведет к тому, что для решения своих насущных правовых проблем крестьяне и пенсионеры из отдаленных сел должны будут отмахать около сотни километров. И это при том, что автобусы теперь там ходят не каждый день, грузопотоки в двух разных муниципальных районах не совпадают, попуткой не очень-то воспользуешься. Нанимать частника при месячном доходе в две-три тысячи рублей накладно. А если тяжба затянется?

Дикое поле вернется

Похоже, история нас ничему не учит. В советские времена мудрые вожди не только кроили карту страны в глобальном масштабе (Украина, например, получила исконно русский Крым), но и постоянно обустраивали жизнь колхозного крестьянства. Тысячи хуторов и деревень, веками живших трудной долей землепашества, были объявлены «неперспективными». Насильно никто их жителей не переселял, просто убрали начальную школу, почту, нередко и магазин. Когда до ближайших благ цивилизации десяток верст, а ребенка нужно с первого класса отдавать в интернат, поневоле задумаешься. И потянулись хуторцы — да, своей волей! — на центральные усадьбы колхозов. Сейчас там, где веками жили русские люди, — разорванные гребли прудов, одичавшие сады, чертополох да конопля. Нынче другое время…

Но вот объявили государственным приоритетом увеличение рождаемости, вице-премьер Дмитрий Медведев, куратор этого «нацпроекта», денно и нощно колесит по стране, а где результаты? Их и не может быть, поскольку в городах молодые семьи полжизни скитаются по съемным квартирам, прежде чем обзаведутся хоть каким-то своим жильем. Разве сможет решить в городе эту проблему так называемый материнский капитал, всего двести пятьдесят тысяч рублей, если однокомнатная квартира в Воронеже стоит вчетверо дороже? Тут бы и обратить свой взор нашим государственным мужам на село. Ведь там двести пятьдесят тысяч рублей — это дом. С подворьем. С хозяйством. С недальними полем, лесом и речкой. Ну и позовите молодых туда, помогите им встать на ноги, дайте уверенность в завтрашнем дне — демографическая проблема в обозримом будущем решится сама собой. Так нет…

Есть здесь и еще один аспект — политический. Человеку, где бы он не жил, важно знать: то, что он делает, кому-то нужно, все тяготы, которые он перенес и перенесет еще — не напрасные. И вот после разрухи и бесстыдства только что минувших сломных лет бывший колхозник, а теперь то ли нищий барин (владелец земельного пая!), то ли батрак мучительно размышляет о будущем — своем и своих детей. И говорит он себе: «Ладно, я-то уж как-нибудь перебьюсь на картошке-капусте — а дети? Прежде можно было надеяться на недальний райцентр — и недалеко, помогут, если что, и работу найти легче — а теперь и это отпало. Мелкие райцентры, села да поселки, теперь просто изводят: налоговые инспекции убрали, военкоматы, теперь вот и суды — что дальше? Значит, правду говорят люди знающие, что скоро ничего не останется, бесперспективная она, наша местность. Сосед вон складывает пожитки, в город намылился — может, и мне начинать складывать?»

Сейчас каждый район обзаводится своим гимном, гербом — для чего? В старину фамильный герб давал чувство гордости, чувство почвы — он собирал, хранил, вел род через столетия. Сейчас районный этот герб нередко вызывает лишь чувство обиды и горечи, подчеркивая состоятельность одних и ущербность других. Человек, которого заставляют жить с чувством ущербности, — это человек-протест. Он не забудет, не простит этого власть имущим. Фига, которую он держит пока в кармане, обязательно будет явлена. Особенно если припомнить, что уже очень скоро в преддверии очередных «судьбоносных», «исторических» выборов очень многие станут манить этого самого «сокровенного» человека манной небесной. Потом, как водится, начнут охать и ахать, клеить ярлыки, обвинять село в темноте и невежестве. Но это ведь ничего не изменит: близок локоток, а не укусишь. И не поправит ничего: если все пойдет как сейчас, скоро в области останутся лишь Воронеж да десяток городков-крепостей, а дальше — Дикое Поле.

Так что сли Воронежская областная Дума, откликнувшись на «просьбы трудящихся» и даже не попытавшись вникнуть, поискать альтернативные варианты, попросит Думу Государственную поддержать местных судебных реформаторов, вряд ли это будет приговором только нескольким десяткам сельских судей.

Хинштейна в Липецке не нашлось

Второго марта Совет Федерации одобрил федеральный закон «Об упразднении некоторых районных судов Липецкой области». Согласно документу упраздняется 7 районных судов Липецкой области — Воловский, Долгоруковский, Добровский, Измалковский, Краснинский, Лев-Толстовский и Хлевенский с передачей относящихся к их ведению вопросов осуществления правосудия соответственно в юрисдикцию Тербунского, Липецкого, Елецкого, Становлянского, Чаплыгинского и Задонского районных судов Липецкой области.

Необходимость принятия данного закона, якобы продиктована якобы все тем же требованием пункта 3 части 2 статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса РФ, в соответствии с которым суд первой инстанции рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях в составе коллегии из 3-х судей федерального суда общей юрисдикции. На самом деле, по сведениям редакции в более населенной Воронежской области, где все районный суды трехсоставные, за все время существования этой нормы поступило со стороны подсудимых две или три просьбы созвать триумвират. По всей видимости, в опрос об упразднении районных судов тесно связан с идеей укрупнения районов. Начиная с судов, не очень популярных у народа учреждений, проверяется эффективность действующего административно-территориального устройства, целесообразность объединения некоторых районов. Это и есть истинная причина упразднения судов, потому что на базе двухсоставного суда всегда можно сформировать трехсоставной. Под конкретное дело. Но зачем же суд упразднять? Зачем давать сигнал населению о бесперспективности их малой родины?

К счастью, в России есть примеры и другого рода. Управление судебного департамента Верховного Суда РФ по Нижегородской области отозвало из Законодательного собрания законопроект об упразднении судов Ветлужского, Воскресенского, Сокольского и Шарангского районов. В сентябре 2995 года в Законодательное собрание Нижегородской области был внесен законопроект, согласно которому эти районные суды упразднялись в виду того, что они не рассматривают дела по тяжким и особо тяжким преступлениям, и поэтому их дальнейшее содержание нецелесообразно. Освободившиеся штатные единицы планировалось передать в другие суды. Но в ситуацию вмешался избранный нижегородцами от Семеновского одномандатного округа депутат Гос. Думы Александр Хинштейн. Для него стало очевидным, что такого рода «реформа» вызвала бы значительные затруднения для граждан: например, чтобы подать иск в суд жителю Воскресенского района пришлось бы ехать в Семенов, а жителю Варнавинского района — в Урень. «В связи с обращениями ко мне глав районов и понимая сложившуюся ситуацию, буквально накануне рассмотрения законопроекта Заксобранием я обратился с инициативой к директору судебного департамента Верховного Суда РФ Александру Гусеву (в ведении этого департамента находятся все суды России), выразив недоумение сложившейся ситуацией», — рассказал Хинштейн. «Ведь средств, которые выделяются на деятельность российских судов, вполне достаточно для того, чтобы не заниматься их сокращением в ущерб гражданам», — отметил депутат. Гусев согласился с доводами депутата, и в результате законопроект, инициированный подразделением судебного департамента Нижегородской области, был отозван.

Стоит отметить, что депутат Госдумы Александр Хинштейн последовательно выступает против любого сокращения структур и подразделений федеральных органов власти в районах Нижегородской области, так как по его мнению «это несет за собой значительные осложнения и в без того непростую жизнь северян». Так, благодаря вмешательству депутата удалось недопустить фактическую ликвидацию налоговой инспекции. В Шахунье и там же восстановить таможенный пост. Будем надеяться, что свой Хинштейн найдется и в Воронежской области

Если мы не осознаем, что величие и геополитическая влиятельность страны определяются качеством жизни граждан и оптимальной организацией территории, то нам в обозримой исторической перспективе придется пройти через еще один цикл территориального распада. На месте покинутых коренными жителями пространств возникнут многочисленные российские Косово.

Политика оптимизации управленческой инфраструктуры ведет в тупик. Центростремительная система хороша только для отъема ресурсов и концентрации их для решения конкретной задачи. С обратной задачей комплексного улучшения территории она справляться не умеет. Чем сложнее территориальный комплекс, тем ближе к нему должен находиться блок управления. Поэтому для развитых и эффективно организованных территорий характерно дробное административное деление. Для пустынных территорий естественны крупные территориальные ячейки. Укрупняя сетку административно-территориального деления, власть показывает, что ее волнует не эффективность территории, а эффективность административной иерархии, которая измеряется скоростью прохождения приказа сверху вниз. А что происходит там, внизу, — не важно. Важно быстро получить затребованную справку, отчет, результаты выборов, назначенную дань. Но чем быстрее слабая и вялая периферия будет деградировать, тем с большим количеством проблем мы столкнемся.

http://www.voskres.ru/articles/ivanov2.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика