Русская линия
Нескучный сад Ирина Купченко31.03.2007 

Лучший формат для Достоевского

Недавно немецкий режиссер Феликс Шультесс закончил съемки многосерийного фильма «Бесы».Может ли иностранец понять Достоевского? Актуальны ли «Бесы» сегодня? Об этом мы спросили народную артистку России Ирину КУПЧЕНКО, сыгравшую в фильме Варвару Ставрогину

Ирина Купченко в роли Варвары Ставрогиной
Ирина Купченко в роли Варвары Ставрогиной
КУПЧЕНКО Ирина Петровна (р. 01. 03. 1948), актриса. Родилась в Вене (Австрия). Училась на факультете иностранных языков Киевского университета (1965−1966), окончила Театральное училище им. Б. Щукина (1970). Актриса академического театра им. Евг. Вахтангова. Народная артистка РСФСР (1989). Фильмы: «ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО», 1969, «ДЯДЯ ВАНЯ» 1970, «РОМАНС О ВЛЮБЛЕННЫХ"1974, «ЗВЕЗДА ПЛЕНИТЕЛЬНОГО СЧАСТЬЯ» 1975, «ЧУЖИЕ ПИСЬМА», 1975, «СТРАННАЯ ЖЕНЩИНА» 1977, «ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО» 1978, «БЕЗ СВИДЕТЕЛЕЙ» 1983, «ОДИНОКАЯ ЖЕНЩИНА ЖЕЛАЕТ ПОЗНАКОМИТЬСЯ» 1986 и др.

— Ирина Петровна, как вам кажется, «Бесы» — это роман о революционерах XIX века или он актуален сегодня?

— Конечно, это не просто политический памфлет. Ведь бесы — не только авантюристы, которые разрушили страну. Бесы сидят в каждом из нас: бес желания власти, бес гордыни, бес гнева, бес алчности… Кто-то с ними борется внутри себя (успешно или безуспешно), кто-то не задумывается об этом, но потом жизнь учит. Вот по большому счету о чем роман! И сегодня, когда несколько поколений выросло вне Церкви, люди все больше замыкаются в себе, он особенно актуален. Но одновременно это едва ли не самый социальный роман Достоевского. Он чувствовал, какие беды могут принести России только зарождавшиеся в его время нигилистические движения, и постарался выразить свои опасения в романе. Услышан не был, но, как видим мы сегодня, во многом оказался прав.

— Удалось ли режиссеру воссоздать реалии русской жизни? Может ли иностранец понять их? Или он не стремился к точной экранизации, а делал авторское кино по мотивам Достоевского?

— Режиссеру было трудно по нескольким причинам. Это его первая большая картина, и в работу он включился не сразу. Начинал снимать фильм отечественный режиссер, но в силу каких-то административных проблем в ходе съемок режиссера поменяли. Конечно, Достоевский, как любой великий писатель, интересен людям во всем мире (Шекспир же интересен не только англичанам и Сервантес — не только испанцам). И талантливый иностранный режиссер может экранизировать его лучше, чем российский. Например, я считаю одним из лучших фильмов по Достоевскому «Идиота» Куросавы. Но это как раз «авторское кино по мотивам Достоевского» — Куросава снял фильм о современной японской жизни, при этом очень точно передал духовный смысл романа. Мне кажется, такой социальный роман, как «Бесы», перенести в другую реальность невозможно. Здесь, действительно, необходимо знание российской жизни. Но нельзя сказать, что Феликс Шультесс ее совсем не знал — он женат на русской и уже несколько лет живет в России. И мы, актеры, помогали ему. Конечно, прислушивались к его мнению, но и каждый из нас старался внести в свою роль собственное понимание того, что хотел выразить Достоевский. А насколько правильно мы почувствовали авторский замысел, судить зрителю.

— То есть вы не просто следовали указаниям режиссера, а работали совместно?

— Да, и в этом нет ничего из ряда вон выходящего. И в театре, и в кино существуют разные способы взаимодействия режиссера с актерами. В кино я не раз работала с режиссерами, которые говорили только «Мотор» и «Стоп», а в остальном полагались на актера, верили, что он сам сделает роль. Кстати, так часто делают в Голливуде — берут актера, и он сам все решает; некоторые актеры даже не допускают, чтобы режиссер им давал советы. А бывает наоборот — режиссеры полностью диктуют свою волю, актеры — лишь инструмент в их руках. Если режиссер талантливый, то актер с удовольствием примет такие правила игры. Но над «Бесами» мы с режиссером работали сообща.

— А съемки в сериале отличаются от съемок в кино?

— Конечно, в сериале все происходит быстрее, снимают не так подробно, не так описательно. С другой стороны, вместить большой роман в одну-две серии нереально. Думаю, что все чаще режиссеры снимают сериалы по классике не только из конъюнктурных соображений (современный зритель любит сериалы), но и потому, что считают сериал лучшим форматом для экранизации большого романа. Мне очень понравился сериал «Идиот».

— Некоторые филологи считают, что в романах Достоевского время течет не так, как в реальном мире, что в одну сцену бывает втиснуто больше слов и действий, чем в реальной жизни. Вы в работе над ролью не чувствовали, что текст задает особый темп речи?

— Действительно, Достоевского очень трудно играть в том числе и из-за языка. Он не бытописатель, и язык и ситуации у него не бытовые. Трудно, но можно и нужно. Это не значит, что я знаю, как. Говорю совершенно независимо от своей роли.

— Вы считаете, что школьники могут понять Достоевского? Не рановато ли проходить его в школе?

— Смотря что. «Бесов», наверное, рано. Но думаю, что «Бедных людей» может прочитать 14-летний ребенок. Неужели эта повесть не заставит его с состраданием относиться к ближнему, к бедным? А некоторые вещи Достоевского вполне понятны и 12-летнему ребенку. Конечно, нужен талантливый учитель, который сможет привить детям любовь к Федору Михайловичу. Сейчас люди стали инфантильными, а еще в XIX веке в 18 лет человек считался уже сложившимся, он отвечал за свои поступки, воевал. Поэтому я убеждена, что выпускники школы должны быть знакомы с Достоевским.

— А если бы вам предложили, согласились бы вы еще раз участвовать в какой-нибудь экранизации Достоевского?

— Достоевского можно играть всю жизнь и получать от этого высокое духовное наслаждение, а также приносить пользу зрителю. Но я никогда не мечтаю о конкретных ролях. Актеры всегда зависимы от предложений. К чему бессмысленные мечтания?

Беседовал Леонид ВИНОГРАДОВ

http://www.nsad.ru/index.php?issue=13§ ion=14&article=605


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика