Русская линия
АиФ ПетербургПротоиерей Вячеслав Харинов29.03.2007 

Кому пальма, а кому — верба

1 апреля — Вербное воскресенье, а затем начинается Страстная неделя, которая завершится Пасхой. Эти дни важны не только для людей верующих: придти в храм с вербой, покрасить яйца, испечь кулич — это стало и народной традицией.

О духовном христианском смысле этих событий размышляет протоиерей Вячеслав ХАРИНОВ, настоятель храма Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице.

«Начаток жизни»

— Почему мы приходим в храм с вербами? Распространено мнение, что так как в Иерусалиме Христа встречали пальмовыми ветвями, а у нас пальм нет, поэтому — верба. Но еще в Ветхом Завете существует повеление приносить в храм то, что является «начатком» всего живого, знаком того, что все — от Бога. Верба — одно из первых растений, которое в это время дает цветоносную почку.

О вербе есть много суеверий — в старые времена настой из нее давали скотине, ставили веточки в хлеву, как ограждение от всего злого. Сейчас многие считают, что вербу обязательно нужно окропить святой водой. Церковь не поощряет, но изучает эти вещи как феномен народного благочестия. Обычно вербу хранят около икон в течение года, потом ее можно сжечь. Кстати, этот обычай относится ко всему обветшалому, но имеющему какое-то священное значение. Если вам негде сжечь, можно принести в церковь, где есть специальные печки.

…Вход Господень в Иерусалим был описан за 400 лет до этого события пророком Захарией. Он пишет о царе, въезжающем в Иерусалим на молодом осле. Почему не на коне? На Востоке конь — животное войны, на коне мог въехать царь-тиран, царь-деспот. Осел — животное мира, Христос — кроткий Царь. Интересно, что хозяева безропотно отдают апостолам осла, хотя на бытовом уровне трудно представить, чтобы крестьянин так просто расстался со скотиной. Безмолвными, непротиводействующими Христос мог сделать своих врагов — книжников и фарисеев и тем себя обезопасить. Он этого не сделал, идя на добровольные страдания.

Вербное воскресенье — день праздничный. «Не бойся, дщерь Сионова! — это обращение к Иерусалиму, — Се, Царь твой грядет». Народ встречает Христа ликуя, ведь сбываются пророчества о Мессии, Христос только что воскресил Лазаря. Но понимание Мессии — разное. Многие ждали сильного властителя, который уберет власть оккупантов — римлян, поднимет восстание. Фарисеи и книжники начинают манипулировать толпой, Страстная неделя — картина непостоянства толпы на все времена: за несколько дней возгласы «Осанна!» сменяются на «Распни его!».

На пиру ждут всех

— Многие из тех, кто не соблюдал пост, настроены в Великую неделю все-таки дать себе это «дисциплинарное упражнение», хотя и сомневаются, не поздно ли? В христианстве вообще не может быть поздно, Господь всегда — даже в последнюю минуту — дает возможность спасения. В пасхальном слове Иоанна Златоуста говорится о пришедших на пир в третьем часу, потом в шестом, в девятом, даже в одиннадцатом — каждому Господин находит оправдание и усаживает за стол, потому что это праздник для всех. По человеческим-то меркам, опоздавший вроде бы не должен допускаться, но не таково милосердие Божие.

Пост, кроме всего прочего, — это способ увидеть, как много нам дано в жизни: когда все добровольные ограничения заканчиваются, понимаешь, сколько радости даже в простых вещах.

Каждый день Великой седмицы — это воспоминание о последних днях земной жизни и страданиях Христа. Исповедаться и причаститься лучше всего в Великий четверг, потому что в этот день служится литургия в память о Тайной вечере.

С вечера пятницы можно начинать печь куличи и красить яйца.

Елена ПЕТРОВА

http://spb.aif.ru/issues/710/0101


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика