Православие и Мир | Протоиерей Александр Ильяшенко | 27.03.2007 |
— Отец Александр, как Вы думаете, проблема невежества так остро стоит только в России?
Говоря о невежестве на примере России, может сложиться впечатление, что оно существует только в нашей стране. Но невежество характерно и для других стран. Причем вопиющее невежество, которому трудно найти объяснение. В юности я интересовался вопросами судостроения и морскими историями и прочитал несколько книжек, и узнал кое-что поучительное.
Так вот, многие знают историю лайнера «Титаник», погибшего в водах северной Атлантики в 1912 году. В апреле этого года исполняется 95 лет со дня гибели корабля и гибели почти 1,5 тысячи человек, плывших на его борту. Об этой трагедии написана масса книг, поставлены фильмы, и всюду она изображена как нечто неизбежное и неотвратимое. Так считал и я, пока не столкнулся с идей, которая принадлежит нашему великому соотечественнику адмиралу Степану Осиповичу Макарову.
Что делать, если корабль вдруг получил пробоину, как «Титаник»? Первая мысль — отчерпать воду. Но оказывается, в корабль, в подводной части которого зияет большая пробоина, каждую секунду поступают тонны воды, и отчерпать воду с такой же скоростью, с какой прибывает в трюм вода, не реально. Как спасти судно? Идея, предложенная Степаном Осиповичем Макаровым для человека, мыслящего, как и мы, стандартно, совершенно неожиданна и даже парадоксальна. Он предложил не выкачивать воду из корабля, получившего пробоину, а напротив закачивать ее. А чтобы вода не затопила весь корабль, при строительстве разделить на водонепроницаемые отсеки. Пострадала носовая часть корабля — необходимо залить воду в кормовые отсеки, или в другой какой-то отсек, симметричный отсеку с пробоиной.
У «Титаника» было повреждено несколько носовых отсеков, но если бы были затоплены соответствующие кормовые отсеки, он не утонул бы, а, набрав несколько десятков тысяч тонн воды и осев на три-четыре метра в воду, дошел бы своим ходом до ближайшего порта. И все это было предложено, просчитано еще за несколько лет до гибели лайнера. Но ни капитан, ни глава судостроительной компании, ни инженер, возглавлявший строительство корабля, которые в это время плыли на «Титанике», не были знакомы с идеями Макарова, хотя они были опубликованы еще до начала его проектирования. И если бы быстро и грамотно приняли верное решение, то корабль с людьми был бы спасен. И владельцы судна сделали бы на этом прекрасную рекламу: «Корабль получил огромную пробоину, но не утонул. Плавайте на наших кораблях!» Гибель «Титаника» — это следствие потрясающего невежества. Поразительно еще то, что подобное случилось с великой морской державой, которая призвана заботиться о надежности своего флота и знать обо всех новейших технических достижениях.
Но это невежество настолько глубокое, что проявилось и в период Второй мировой войны. И связано оно уже не с гражданским, а с военно-морским флотом, от которого зависело само существование Британии. Линейные корабли — гордость и основа британского флота погибали от незначительных повреждений. О причинах этого написал единомышленник адмирала Макарова, Алексей Николаевич Крылов — знаменитый кораблестроитель, адмирал, академик, человек энциклопедических знаний, будучи в эвакуации в Казани в 1943 году.
Оказывается, германские ученые, лидировавшие в области химии, еще в период Первой мировой войны разработали присадки, предотвращающие детонацию, то есть взрыв пороха при попадании снаряда. Порох сгорал, а не детонировал. После Первой мировой войны, Англия по Версальскому мирному договору получила все военные секреты Германии и секрет с присадками тоже. Но англичане не воспользовались знаниями и на этот раз, и уже немецкой химической науки. Их порох во Вторую мировую войну детонировал, как и в Первую, и корабли взлетали на воздух. Военным морским министром в Первую мировую войну и в предвоенный период был Уинстон Черчилль, значит, он отвечал за английский военно-морской флот, и вследствие его невежества гибли английские корабли.
Так невежество становится самой разрушительной силой. Она губит нас не по чьей-то воле или глупости, а по недостатку образования и из-за приниженности идеалов, из-за незнания достижений своих предков и современников. Так вырастает невежда. Немецкий философ Гегель отметил в свое время: «Для лакея нет героя. Не потому что герой не есть герой, а потому что лакей есть лакей». Принижение мировой, отечественной культуры и истории — следствие невежества, на котором основано лакейское мировосприятие.
— Каковы причины невежества как социального явления?
Греческий философ Аристотель выделял три формы правления и рассматривал их не с социальной, а с нравственной точки зрения. Эти формы могут вырождаться в свою противоположность в зависимости от того, используется власть во благо народа или во благо стоящих у власти.
Первая форма правления — монархия, при которой страной законно управляет один человек. Ее противоположность — тирания. Вторая форма — аристократия, страной управляет группа благородных образованных людей. Ее противоположность — олигархия. Это популярное сейчас слово заимствовано из греческого языка, в котором оно несет негативную окраску. Так что современные идеологи, которые ввели понятие «олигарх» как эквивалент магнату, сильному и влиятельному человеку, демонстрируют свою собственную необразованность и пользуются тем, что мало людей прочитало соответствующую литературу, потому что «олигархи» — это люди, насилием, беззаконно захватившие власть. А понятие, устоявшееся сегодня, является недоразумением, основанным на невежестве тех, кто старается манипулировать сознанием своих соотечественников.
Третья форма правления — демократия, при которой страной управляют полноправные, полноценные, образованные граждане. Ее противоположность — охлократия: власть черни, необразованной толпы. Но толпа не способна управлять, а по природе своей подвластна манипулированию.
Очевидно, что в стране у нас не монархия и не тирания, аристократия давно уничтожена, демократия только на словах. Значит, остаются две формы правления — олигархия и охлократия. Олигархам для управления толпой нужно давать ей неполноценные знания, чтобы вырастали невежественные, агрессивные, озлобленные граждане, наши соотечественники. В огромной богатейшей стране мира царит произвол и нищета. Люди живут, с трудом сводя концы с концами. Правящим кругам нищета очень удобна, потому что при возражении тебя просто-напросто уволят. А новую работу найти не так просто.
-Как обидно должно быть образованному человеку, когда вся власть находится в руках невежд…
Вот Крылов удивительный человек: он дожил до глубокой старости, работая и сотрудничая с невеждами, и не вступал с ними в конфликт. Русский барин, адмирал, после революции выполнял задания советского правительства и приобретал паровозы в Англии. Он следил за их креплением в трюме, чтобы при качке не повредился корабль. И работал он вместе с английским боцманом, который иногда на него покрикивал. Однажды они сидели в заводской столовой, и вдруг по трансляции передается сообщение: «адмирал Крылов приглашается в дирекцию завода». Тут он встает, извиняется и собирается уходить. Боцман с удивлением: «Вы адмирал Крылов? А я думал, вы матрос». Так просто адмирал мог вести себя с любым: и с государем, и самым обыкновенным человеком. Он, преподавая советским специалистам, пытался передать свои обширные знания, делился своим кругозором, занимался большой издательской деятельностью. Такие люди, как он, всеми силами пытались противостоять невежеству. И такие великие люди трудились на благо государству во многих областях: в науке, искусстве, промышленности.
Но реальность такова, что самоотверженные люди, неудобны для тех, кто воспитан системой, формирующей невежд. Есть поговорки: «мое дело петушиное — кукарекни, а там хоть не рассветай», «моя хата с краю», «не высовывайся», «не лезь в чужие дела», «тебе больше всех нужно?» — это подход таких невежд. И творческому человеку приходится преодолевать их сопротивление. Невежество — это трагедия страны.
Невежество обладает еще тем свойством, что порождает невежество. Как говорил Окуджава: «кричат дуракам дураки: „Дураки!“, и это им очень обидно». Умный человек с благодарностью воспримет критику, потому что он способен на ошибках учиться и может исправиться. Дурак же не учится, следовательно, любую критику будет воспринимать как покушение на свою личность, и воспринимать ее агрессивно. Невежда никогда не захочет уступить образованному человеку и будет руководствоваться не своими знаниями, которых нет, и не пользой дела, которое его не интересует, а шкурными, конъюнктурными соображениями. Вот так невежество порождает невежество. И это очень страшно. Поэтому должна быть проделана огромная планомерная всеобщая работа по преодолению недостатков народного образования и нашего собственного невежества.
— Отец Александр, для возникновения невежества существуют только внутренние причины или этому процессу «помогают» извне?
И извне тоже. Судите сами. Мировые запасы энергоресурсов и полезных ископаемых заканчиваются, и это факт. В какой-то мере можно представить направление мысли тех, кто хочет подорвать могущество нашей огромной страны, по-прежнему обладающей талантливым народом, выдающимся научно-техническим потенциалом, значительными территориальными и ископаемыми ресурсами. И для того, чтобы воспользоваться нашей страной, разрушается самый главный — образовательный и нравственный — ресурс. Тогда станет возможным управлять ее народом и легко убрать его с исторической арены, а, воспользовавшись ресурсами нашей страны, продлить существование западной цивилизации. Но этот вариант, губительный для нашей страны, даст всего лишь временную отсрочку, ведь мировые ресурсы не безграничны.
Необходимо уже сейчас объединять усилия и искать выходы из глобального кризиса. Государствам вместо того, чтобы бороться друг с другом и финансировать войны, перспективнее вложить капитал в созидательное творческое освоение тех возможностей, которые есть на земле и, в первую очередь, объединить усилия против невежества. Все упирается в те решения, которые можно и нужно принимать. И принимать их должны не скаредные, не корыстные, а образованные, творческие, свободные, масштабно, по государственному мыслящие великодушные люди. Чтобы не только Россия, но и весь мир не стал затонувшим «Титаником»!
Невежество тождественно злу" очень содержательны и злободневны. Действительно, наше общество испытывает дефицит глубоких разносторонних объективных знаний. А. Солженицын ввел такое понятие «образованщина» — это подмножество невежества: и образованные люди, и люди с узкими специальными знаниями тоже бывают невежественными.