Русская линия
Известия Рустам Рахматуллин22.03.2007 

На Варварке нашли еще одну Святую Варвару

Открытие архитектуры XVI века всегда сенсация. Именно такое открытие несколько дней назад сделано на Варварке. Храм, давший имя улице, оказался старше самого себя на триста лет.

Церковь Великомученицы Варвары — первая от Кремля в знаменитой цепи храмов и палат Зарядья (Варварка, 2). Имя улицы известно с 1434 года, и значит, церковь — конечно, деревянная — к этому времени уже существовала. Первое прямое известие о ней относится к 1514 году.

Тогда Василий III «со многим желанием и верою» повелел построить в Москве десять каменных и кирпичных церквей. Перечислив эти десять, летописец прибавляет к ним одиннадцатую, поставленную частными людьми с затейливыми именами-прозвищами: Василий Бобр, Федор Вепрь и Юшка Урвихвостов. Это и была церковь Варвары, подвалы которой только что обнаружены в Зарядье. С десятью церквями государевой постройки ее объединяло имя архитектора — Алевиз Фрязин.

При великокняжеском дворе трудились два итальянских (фряжских) архитектора с таким именем: миланец Алоизио да Карезано и венецианец Алоизио Ламберто да Монтаньяно. Первый прибыл раньше, чтобы заложить стены Кремля на стороне Неглинной, выстроить каре государева дворца и вырыть ров по Красной площади, который с тех пор так и называется — Алевизовым. Второй приехал позже, задержанный крымским ханом (в Бахчисарае до сих пор показывают портал дворца в стиле итальянского ренессанса), и прозвался Алевизом Новым. Главная работа Нового — Архангельский собор (царская усыпальница в Кремле), законченный в 1508 году. Строителем одиннадцати храмов 1514 года литературная традиция называла Алевиза Нового, но современные исследователи доказывают авторство Старого.

До 1980-х годов все одиннадцать церквей считались утраченными. Хотелось видеть что-то итальянское в архитектуре нескольких поздних храмов, сохранившихся на местах прежних. Рукавицы были, что называется, за поясом: собор Петра, митрополита Московского, в Высокопетровском монастыре (Петровка, 28) оказался алевизовским снизу доверху. И вот теперь — церковь Варвары.

Нет, выше земли это всё тот же классицизм времен императора Павла, великолепная работа архитектора Родиона Казакова, самая поздняя церковь на сегодняшней Варварке. Открытие ожидало под землей — и сразу сделало церковь самой ранней на улице.

Открытие произошло благодаря разборке гостиницы «Россия». Подрядчик, ООО «Сатори», финансирует инженерно-геологическое наблюдение архитектурных памятников Зарядья. Специалисты ИГИТа (ООО «Инженерная геология исторических территорий»), закладывая шурфы в церкви Варвары, пригласили к сотрудничеству реставраторов из Центральных научно-реставрационных проектных мастерских (ЦНРПМ). Архитектор Георгий Евдокимов, ориентируясь по исследованиям архитектора Владислава Рябова, предложил направление раскопок.

И вскоре обнаружилось подцерковье — белокаменный подвал пятиметровой глубины и такой же площади, с кирпичным полом, с косыми световыми амбразурами.

Наземная часть, собственно церковь, разобранная в 1796 году, была не каменной, а кирпичной. Именно этот кирпич, с фрагментами тесаного декора на нем, вперемешку с кровельной черепицей извлекается сейчас из подвала. Церковь представляла в плане квадрат с выступающими на каждой стороне полукружиями — квадрифолий. Для сравнения, собор Высокопетровского монастыря образует в плане восьмилепестковую розу — октаконх.

Возможно, подземелье, необычно глубокое для XVI века, служило сокровищницей, и не только церковной. Василий Бобр, Федор Вепрь и Юшка Урвихвостов были гостями-сурожанами, то есть купцами самой богатой гильдии, торговавшей с генуэзскими колониями в Крыму (Сурож — нынешний Судак). Замечательно, что каменный дом, где они жили, тоже сохранился — это знаменитые палаты Старого Английского двора, обнаруженные по соседству с церковью еще в 1960-е годы (Варварка, 4). До англичан они принадлежали гостю Ивану Бобрищеву «прозвищем Юшкову», явному потомку Юшки и Бобра. Теперь в Москве есть уникальный комплекс XVI века: дом и низ приходской церкви, которая наверняка служила и домовой.

Как часть фундамента существующего храма, подвал нуждается в укреплении по ходу нового строительства в Зарядье. А между подвалом и собственно храмом есть еще целый хозяйственный этаж с отдельным входом. Все это позволяет не только оставить раскоп открытым, но и сделать его доступным для москвичей. По словам настоятеля Китайгородского патриаршего подворья (объединяющего все храмы Зарядья) священника Вячеслава Шестакова, это один из возможных вариантов.

http://www.izvestia.ru/moscow/article3102232/


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика