Русская линия
Нескучный сад Марина Нефедова20.03.2007 

Поем всею Церковью

«Я хожу в храм, но, к сожалению, почти ничего не понимаю, что поют, что читают, поэтому на службе мне стоять трудно. Как научиться лучше понимать службу?» — такой вопрос пришел к нам в одном из писем

Подобным вопросом задаются очень многие. Для кого-то началом понимания смысла богослужебных текстов стало пение на клиросе.

С клироса — в храм

Икона Божией Матери Клирикальная
Икона Божией Матери Клирикальная
«Когда я крестилась и начала ходить на службы, — рассказывает Мария, прихожанка одного их московских храмов, сейчас уже многодетная мама, — то поняла, что единственный способ мне как-то включиться в церковную жизнь и понять, что здесь к чему, — это начать петь в церковном хоре. Потому что, кроме „Господи, помилуй“, я вообще ничего не понимала. Через друзей я нашла храм, в котором регент занимался с теми, кто ничего не умеет, и стала там учиться. Музыкальной грамотности он от нас не требовал, а учил обиходному пению, гласам. И сразу мы начали петь на службе. У него были всякие интересные способы обучения — например, чтобы тренироваться петь на гласы любые тексты, на спевках он давал нам петь на мелодии гласов справочник по автомобилям, и в этом, кстати, был большой толк: потом на службе нам уже легко было петь любые длинные стихиры. И хотя в результате я серьезным клиросным певцом не стала, потому что у меня появились дети, но, безусловно, это пение меня как раз и ввело в Церковь и помогло понять, как устроено богослужение».

Очень многие прихожане храмов, и не только прихожане, а сегодняшние певчие, регенты, священники, могут поделиться подобным опытом. Для кого-то участие в церковной жизни началось с пения на молебнах: «Профессиональные певцы обычно после службы торопятся домой, и бывало, что на молебне было некому петь. И вот вместе с бабушками пытался петь и я. С тех пор я помню очень много тропарей, и мне это сейчас очень помогает в церковной жизни», — вспоминает Дмитрий, сегодня уже опытный певчий.

Лучше петь, чем читать

По собственному опыту знаю, что сохранять внимание при слушании текстов дольше 30 минут сложно. А служба длится два-три часа. Да еще в богослужении много изменяемых текстов, например стихир. Как не потерять здесь внимания, успевать следить за смыслом? «Конечно, лучше не просто слушать, а самому читать, а еще лучше — петь, — говорит Владимир Павлович Зайцев, регент народного хора храма Троицы Живоначальной в Вишняках. — Когда читаешь или поешь, ты работаешь, и воспринимать службу оказывается легче. И смысл текстов начинает доходить со временем. Иногда вдруг неожиданно во время пения, например, воскресных стихир открывается какая-то много раз ранее слышанная фраза, вдруг доходит ее глубокий смысл. Богослужебное пение — не самоцель, а средство, чтобы лучше понимать службу».

Владимир Павлович рассказывает, что по-настоящему понимать службу он начал тогда, когда стал регентовать и узнавать богослужебный устав. «Я тогда понял, что богослужение — это соединение с Богом, не меньше. В Евангелии говорится, что Слово стало плотию, и мне представляется, что через службу мы, плотяные, призваны становиться Словом. Я, помню, тогда после службы шел и мне казалось, что все вокруг святые. От богослужения у меня было такое состояние необыкновенного счастья, прямо слезы текли. Но это появилось тогда, когда я стал понимать тексты службы — от того, что я как бы „насыщался“ этими богослужебными текстами».

Петь, чтобы радоваться

Сам Владимир Павлович — профессиональный музыкант, виолончелист, играет в оркестре и уже много лет является регентом народного церковного хора, в который принимает абсолютно всех желающих. «Клирос у нас открытый. Приходит новый человек, и я его сразу ставлю петь на службе. Мне важно то, что человек пришел с нами помолиться. Если человек совсем ничего не умеет, я ему говорю: „Ты пока только „Господи, помилуй“ пой“. У меня есть люди без слуха. Мне самому интересно, как можно человека без слуха научить петь. Я считаю, что слух есть у всех. Просто не развита связь между голосом и слухом. И я вырабатываю такую методику, чтобы слух постепенно развивался».

Хор Владимира Павловича трудно назвать приходским. На службу к нему приезжают люди со всех концов Москвы. «У меня есть костяк хора. Такие подвижники, которые жертвуют своим умением хорошо петь: я к каждому из них приставляю тех, кто плохо может держать свой голос, кто им подпевает. И обязательно всех учу богослужебному уставу, чтобы каждый певчий знал, что за чем идет. Жесткое требование у меня одно — чтобы во время службы никто не отвлекался, не разговаривал. У нас в хоре поют очень разные люди. И они приходят петь, чтобы порадоваться. Ведь какой должен быть в душе результат от пения? Когда у человека душа возвышается, он поет, и, наоборот, когда человек поет, у него душа возвышается».

Гласы — несколько основных мелодий, на которые поются богослужебные песнопения. Традиционно Церковь использует восемь гласов. Владея этой мелодической системой, певчие могут исполнить любой богослужебный текст на тот глас, который указан в богослужебной книге.

Слух, память и желание учиться

«Когда я начала ходить в храм, — рассказывает Катя, певчая в одном из московских приходов, — на службе мне было стоять очень сложно. Но при этом мне казалось, что я вполне могла бы петь на клиросе: петь я любила, умела играть на гитаре, имела два класса музыкальной школы, — мне казалось, что этого достаточно. Некоторое время я стояла рядом с клиросом и подпевала, но потом решила, что пора проситься в певчие. Попросив разрешения регента, я влезла в самую середину хора. И когда раздался первый возглас священника на литургии, а хор должен был отвечать „Аминь“, я набрала вместе со всеми воздух и…поняла, что я не могу петь! Я не понимаю, кому подпевать. С разных сторон все пели разными голосами, а когда я стояла от клироса далеко, громче всех звучал первый голос, я ему и привыкла подпевать. О том, что в церковном хоре поют на несколько голосов, я и понятия не имела! После нескольких попыток влиться в стройное пение регент меня спросил: „Ты каким голосом-то поешь? Между первым и вторым?“» Этот случай с Катей в результате закончился хорошо. «Я поняла, что просто встать и запеть почти невозможно. Нужно было много чему учиться — гласам, умению читать по-церковнославянски, да просто сразу брать заданный регентом тон. Дома я играла на пианино первый голос и тренировалась петь вторым. Приходилось расспрашивать опытных певчих, много всего осваивать. Но я думаю, что осталась в Церкви во многом благодаря тому, что стала петь на клиросе».

«Я очень хорошо понимаю, почему люди стремятся петь на клиросе. Когда человек воцерковляется, он хочет какой-то деятельности в храме. А еще музыка — это такое чудо, с которым человек хочет быть», — говорит Татьяна Владимировна Карнаух, регент храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе и фольклорист, преподаватель народного творчества в Музыкально-педагогическом институте им. М. М. Ипполитова-Иванова. Уже более десяти лет она со своими студентами на Рождество ставит постановки — вертепы, разучивает рождественские песни, с которыми они выступают в воскресных школах. С этих выступлений для многих из ее студентов начинается приход в Церковь. «Когда я крестилась и стала ходить в храм, — рассказывает Татьяна Владимировна, — у меня даже и мысли не было, чтобы встать на клирос и петь, хотя уже тогда я преподавала в музыкальном училище. Я потихоньку подпевала, но так, для себя. А начала я петь на клиросе потому, что стала учиться в Богословском институте на катехизатора, мы там изучали устав, и мне очень захотелось научиться понимать службу».

Все, кто непосредственно связан с пением на клиросе — регенты и певчие, говорят, что, для того чтобы научиться петь на клиросе, в первую очередь нужно… петь на клиросе. «В церковном пении очень важен опыт, — говорит Татьяна Владимировна Карнаух. — Мне кажется, если человек осваивает церковное пение будучи взрослым, с нуля — это подвиг. Понятно, что пение живет у нас в генах, мы же поющий народ. Но все же к пению на клиросе нужно относиться очень серьезно».

Что хорошо было бы иметь человеку, желающему петь в хоре? Регент храма Трех Святителей на Кулишках Евгений Сергеевич Кустовский, руководитель Московских православных регентских курсов: «Во-первых, музыкальный слух, то есть способность воспроизвести звук той высоты, которая требуется. Во-вторых, пение для человека должно быть естественно и удобно, а не даваться ему жесточайшими муками. Третье — музыкальная память, то есть способность запомнить простые напевы, ведь мелодия гласов осваивается на слух. В-четвертых, очень важно желание учиться, потому что обучение пению — это серьезная постоянная работа. Если есть возможность учиться вокалу, сольфеджио, то делать это нужно обязательно, только нужно учитывать, что на освоение тех навыков, которые дети приобретают за считанные недели, взрослому человеку могут понадобиться годы. И еще очень важно умение слушать других и способность подчинить себя единому певческому организму».

Конечно, не у всех есть время восполнять пробелы в своем музыкальном образовании, учась в вечерних музыкальных школах. Но учиться можно разными способами. Кто-то в интернете находит программу обучения нотам и уже может потихоньку петь с листа. Один певчий делится опытом, что, для того чтобы научиться петь, он начинал с чтения Псалтири на одной ноте — это очень помогло ему развить слух.

Не оставайтесь одиноким

«Наверное, самое миссионерское дело сегодня — это привлечение в хор и обучение церковному пению самых разных людей», — говорит Дмитрий, певчий храма Воскресения Христова в Кадашах. Конечно, сейчас ситуация не такая, как в начале 90-х годов, когда церкви открывались, а певчих катастрофически не хватало. Многие регенты сегодня берут в свой хор только опытных профессиональных певцов, которых сегодня, слава Богу, немало. Но так не везде. По-прежнему есть храмы, где на клиросе поют вместе с профессионалами самые обычные прихожане. Есть курсы и кружки, в которые принимают всех желающих. Например, Людмила Калетинкина в воскресной школе при храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» ведет кружок церковного пения для взрослых. Для тех, кто у нее занимается, клирос не становится профессией, но эти занятия делают их церковную жизнь полнее. «Они говорят: мы с вами разучивали это песнопение, а потом, когда в храме его запели на службе, как было радостно его услышать, потому что оно уже знакомое».

Дионисий, регент: «Клиросное послушание — это церковное служение. Своим пением человек служит Богу. У нас есть люди, у которых нет особого слуха и голоса, но они стоят в хоре, и хотя поют они очень тихо, но само присутствие на клиросе для них важно. Потому что часто так получается, что человек, приходящий в Церковь, остается одиноким. А когда он поет в хоре, он ощущает свою нужность. Хор — это очень яркое выражение соборности Церкви».

Где можно научиться петь человеку без музыкального образования:

Москва

Кружок церковного пения для взрослых при Православном центре «Живоносный Источник». Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Ст. м. «Царицыно», ул. Солнечная, д. 2. Тел: 325−43−03. Руководитель — Людмила Калетинкина. Для поступления нужно пройти собеседование. Обучение бесплатное.

Кафедра церковного пения Высших православных курсов «Со-действие»
(Отдел катехизации и религиозного образования Московского Патриархата). Тел.: 772−26−96. Руководитель отделения — Олег Вячеславович Мартынов. Прием после прослушивания. Срок обучения — 1 год. Обучение платное.

Школа церковного пения Крутицкого подворья. Ст. м. «Пролетарская», ул. Крутицкая, 11, 13. Тел.: 676−30−93, 931−41−71. Руководитель — Стулова Галина Павловна. Для поступления нужно пройти прослушивание, которое происходит по средам с 18.00 до 20.00 в храме Воскресения Словущего. Обучение платное. Минимальный взнос — 300 рублей в месяц.

Школа церковного пения при храме равноапостольного князя Владимира в Старых Садех. Тел.: 624−82−94, спросить Марину Леонидовну Кондюрину. Срок обучения — 1 год. Обучение платное.

Школа духовного пения при домовом храме мученицы Татьяны МГУ имени Ломоносова. Тел.: 203−36−12, спросить Нину Дмитриевну Лебедеву. В школе существует возрастной ценз: принимаются люди до 25 лет. Занятия проходят в будние дни по вечерам и в воскресенье. Срок обучения — 3 года. Обучение бесплатное.

Школа искусств «Троица» при Храме Живоначальной Троицы в Орехове-Борисове. Ст. м. «Домодедовская» или «Каширская», Каширское ш., вл. 61а. Тел.: 394−39−54, 495−33−66. Поступление в школу после прослушивания, которое проводится по средам. Срок обучения — от 1 года до 3 лет. Занятия по будням в вечерние часы 3 раза в неделю. Занятия платные.

Санкт-Петербург

Курсы церковного пения воскресной школы для взрослых при Князь-Владимирском соборе. Действуют с 1999 года. Спевки проходят в приделе храма, освященном в честь всех святых, в земле Российской просиявших. После начальной подготовки на cпевках и освоения азов церковного пения начинается участие в богослужениях. Любительский хор Князь-Владимирского собора поет на ранних воскресных и праздничных литургиях, а также на вечерних службах с акафистами, участвует в водосвятных молебнах и панихидах. Санкт-Петербург, ул. Блохина, д. 26. Тел. (812) 232−76−25.

Курсы Церковного пения и чтения при подворье Леушинского монастыря. Тел. (812) 273−96−19. Санкт-Петербург, ул. Некрасова, д. 31 (Метро «Площадь Восстания»).


Нижний Новгород

Певческие курсы при Нижегородском епархиальном женском духовном училище. Занятия платные, принимаются все желающие. Тел.: (8312) 33−39−45, 30−50−61. Кириллова Марина Викторовна.

http://www.nsad.ru/index.php?issue=38§ ion=9&article=599


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика