Русская линия
Православие и современность Диана Щепетова20.03.2007 

Истории из повседневной жизни

Почти сто лет назад бурным ветром Октябрьской революции разметало Россию по свету. Представители интеллигенции, дворянства, военного сословия уезжали из родной страны. Люди в то время были лишены на чужбине крова, часто — куска хлеба. Революция забрала у них все, но только одного забрать не смогла — веры. И именно она, вера в Бога Живого, помогла многим из них не погибнуть, несмотря на разочарования и тоску по дому. Русские люди открывали за границей православные храмы, объединялись вокруг них и жили… В 1931 году в Париже будущим митрополитом Вениамином (Федченковым) был основан храм во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого. Сегодня это кафедральный храм Корсунской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата. О нем и пойдет речь в рассказе прихожанки саратовской церкви в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» Дианы Алексеевны Щепетовой, которая жила несколько месяцев во Франции.

Во Францию я приехала к дочери — она живет там уже семь лет. У нее муж-француз, дети — я помогала ей управляться со внуками.

Сразу же по приезде меня вместе с детьми отправили на север к другой бабушке, француженке. В первое время было очень тяжело — где-то месяц я все в новой стране принимала в штыки. Конечно, уезжая, я получила благословение духовника, в Москве перед выездом из России заходила на подворье Троице-Сергиевой Лавры, погрелась душой… Во Франции ощутила сначала духовный вакуум. К тому же по-французски я не говорила, ничего не понимала. И в позу вставала: «Никогда я ваш гнусавый язык учить не буду!». Очень тосковала по России, по приходу, до ссор с близкими доходило…

На севере жила я в деревне Лежни, это граница с Бельгией, в доме у Мари, мамы моего зятя. Сама она из верующей семьи — ее предки имели отношение к Католической Церкви, а живет Мари в доме рядом с костелом. Она водила меня туда, но ведь это не совсем то, к чему стремилась моя душа.

Во Францию я приехала в июле, а в православный храм попала только в сентябре. Мы уже жили в Париже, и едва у меня появилось свободное время, я пошла гулять. И ноги сами меня привели — ведь я город не знаю совсем — к Трехсвятительскому храму. Он небольшой, расположен в жилом доме, купола нет. Почему я в него зашла? Потому что увидела над входом крест православный, сразу подумала — слава Богу, нашла!..

Туда заходишь — просто комната, в которой наши иконы, Распятие, маленький алтарь, небольшие Царские врата. Услышала русскую речь. В лавке — русская девушка. Красота… Я простояла всю службу, немного пришла в себя, а потом и на следующий день на Божественную литургию приехала, исповедовалась, а батюшка и говорит: «Надо причащаться». Так и причастилась впервые во Франции.

Потом вышла из храма, смотрю — невеста с женихом внутрь собираются войти. Думаю: «Останусь, посмотрю». Невеста, Светлана — русская, а жених — француз, Жан-Луи. И так много людей было на венчании! Русские, французы. Таинство совершал отец Нестор, он в то время исполнял обязанности настоятеля. Он и по-французски, и по-церковнославянски служил — и так сразу мне французский понравился!.. После этого посидела немного возле храма, а потом поняла, что скоро вечерняя служба — и осталась. Именно в тот день от тоски моей не осталось ни следа…

* * *

Постепенно я стала своей в храме — регулярно приходила на богослужения, исповедовалась, причащалась, узнала батюшек и некоторых прихожан, со многими сблизилась. Там всегда после службы в выходной день желающие собираются на совместную трапезу, человек до сорока. Это очень роднит людей, особенно тех, кто оставил родину в силу разных причин. Мне кажется, переехавшие за границу люди разобщены, чувствуют себя одиноко. А в наш храм приходили не только русские, но и украинцы, молдаване, грузины. Вообще прихожан в выходные дни там бывает человек сто, до двухсот — в праздники.

Богослужения в Трехсвятительском храме проводятся на церковнославянском языке. И во время ектений там можно услышать слова «Боже, храни страну нашу Российскую!» и прошение о сохранении Франции. И конечно же, произносятся прошения о здравии и благополучии Cвятейшего Патриарха Алексия — все как у нас!

Проповедь — на русском, а во время нее кто-нибудь французам ее содержание переводит. Конечно, исповедуются они на французском. Часы читают там француженки, две Эмилии, очень набожные. Были там еще две монахини. Матушка Олимпиада заведует ризницей. Она давала нам поручения иногда к праздникам перешивать что-нибудь: подгонять орари, пришивать кресты на облачение. В храме есть и кухня своя, туда можно прийти и покушать. Вообще, в храме всегда кто-то есть, хотя он и закрывается после службы.

Сначала мне казалось, что богослужения сильно отличаются от богослужений в русских храмах, но потом поняла: в храме поют практически все и всю службу. Прихожане, даже молодые, знают много молитв, тропарей. Некоторые поют всю службу. Там при храме продаются книжечки специальные «Сборник молитв для общенародного пения в храме».

Есть в Трехсвятительском храме и свой хор, конечно. Не знаю, профессиональный или нет, но однажды был концерт нашего хора в католическом храме. Еще помню, что в состав хора входила женщина по имени Анна, армянка или грузинка. Она, кажется, профессионально занимается музыкой, потому что на концерты ездит и в Италию. Наверное, хор все-таки профессиональный — поют необыкновенно хорошо.

* * *

Очень теплые воспоминания у меня о тех, с кем я познакомилась и общалась на приходе.

Конечно, душа прихода — Анна, секретарь Архиепископа Корсунского Иннокентия, работает там 25 лет. Можно сказать, что организация всех мероприятий — на ней. Она — русская, но говорит с акцентом.

У меня появилась в приходе подруга — Людмила. Она так же, как и я, приехала во Францию дочери помогать. В основном, все русские там — приезжие, за границу уехали на заработки. Женщины практически все ухаживают за престарелыми, а мужчины на стройке работают. Многие и хотели бы вернуться на родину, но говорят: «Где дома нам работать?». Но и во Франции им приходится буквально выживать. У меня, например, была крыша над головой, не было нужды в деньгах, жила с близкими. Я познакомилась там однажды с девушкой Леной, украинкой. Была все время общительная, веселая, а потом внезапно погрустнела. Спрашиваю: «Что случилось?». Она: «Жить негде». У нас рядом с храмом бывало, что люди в спальниках лежали. Лена и говорит: «Скоро и я так жить буду"…

Приходят в храм и французы. Есть смешанные супружеские пары. У некоторых — по трое-четверо детей. Кстати, в храме их очень много.

Все электрические и сантехнические работы в храме выполняют Коля с Валерой, двое мужчин, которые приехали во Францию зарабатывать деньги ремонтом квартир. У них дела идут неплохо, они там закрепились. Помню Машу: она закончила университет в Москве и работает менеджером в какой-то компании. Надежда Николаевна приехала с дочерью и внуком. Живут в маленькой комнатке в общежитии — дочь учится на переводчика, мама сидит с ребенком. Ой, многих еще помню и знаю…

Валера, о котором я говорила уже, — старожил храма. Он работает на стройке. Во Франции живет уже около пяти лет. До этого он с семьей жил на Украине, у него погиб младший сын, первокурсник. Через боль потери он и его жена пришли к вере. Старший сын его стал иеромонахом.

Валера очень многое делает в храме: помогает священнику во время богослужений, во всех хозяйственных работах принимает участие. Супруга его осталась на Украине, у нее нет документов для выезда…

Конечно, необходимо сказать про наших батюшек. Владыка, который живет над храмом, на втором этаже, часто бывает в разъездах — епархия большая: Италия, Испания, Португалия, Франция и Швейцария. Но видела я его часто — он строг, но справедлив. Очень заботлив. Иеромонах Нестор — большой, добродушный. Есть диакон — отец Алексий. У него жена — француженка, трое детей, наверное, скоро будет и еще один ребенок. Она очень похожа на русскую: как курочка бегает, заботится обо всех. Имена русские у девочек. Еще есть диакон — отец Петр, строгий такой. По-моему, не русский. Точно не знаю.

* * *

В феврале 2006 года Трехсвятительский храм отмечал юбилей — 75-летие со дня своего возникновения на улице Петель в Париже. И постоянные прихожане недели за две начали к этому событию готовиться. Нас Владыка Иннокентий благословил.

Нужно было принять полторы тысячи гостей, всех разместить по гостиницам, организовать встречи, концерты и многое другое. И за подготовкой мы все еще больше сплотились. В сами дни торжеств мы почти все время были в храме: помогали на приеме, накрывали на стол. Столько разных священников, монашествующих из разных стран я увидела!..

Во время торжеств удалось мне попасть на концерт хора Сретенского монастыря в штаб-квартиру ЮНЕСКО. Акустика там великолепная. Все наши были в восторге от концерта.

Похвалюсь чуть-чуть: после юбилейных торжеств наградили нас — всех, кто помогал при подготовке, иконам Трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого. Это было 5 марта. Награждал Владыка Иннокентий…

* * *

Во Франции я провела восемь месяцев, с 31 июля по 1 апреля 2006 года. И с сентября каждые выходные приходила в храм. Это было спасением для меня, потому что искушений там очень много. Тяжело потому, что живешь не дома. Зять не говорит по-русски, менталитет совсем другой, а внуки, хоть и учат язык исторической родины, когда я приезжаю, потом опять его забывают. Мне хочется вернуться туда, в Трехсвятительский храм — мне уже и знакомые звонили: «Когда ты приедешь?».

Помню, на Новый год в храме была ночная служба, мы перед иконой Божией Матери «Державная» молились на коленях о благополучии России. Думаю, чтобы стать настоящим гражданином своей страны, надо немного пожить за границей. Ведь если бы в России хотя бы каждый десятый молился бы за свою страну, то жизнь здесь была бы, наверное, иной…

http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/01church/20 070 318.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика