Татьянин день | Ольга Богданова | 19.03.2007 |
Так была написана знаменитая «Лествица». В переводе со старославянского это значит «лестница». Происхождение названия преподобный объяснил следующим образом: «Соорудил я лествицу восхождения… от земного во святая… соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения».
«Лествица» состоит из 30 глав. Каждая глава называется «Слово» и представляет собой небольшую проповедь на одну из 30-ти отобранных преподобным Иоанном тем. Эти главы представляют собой как бы ступени, по которой человек шаг за шагом приходит к духовному совершенству, к Богу. Самая первая «ступень» — отречение от суетного мира. Словно поднимаясь всё выше и выше по лестнице, ведущей от греховного мира к Богу, человек побеждает грехи гнева, чревоугодия, лжи, уныния, лености, сребролюбия и становится добродетельным.
Преподобный Иоанн, начиная свои поучения словом об отречении от жития мирского, призывает «покусившихся с телом взойти на небо» помнить, что им «поистине потребны крайнее понуждение и непрестанные скорби, особенно в самом начале отречения… Ибо труд… и большая сокровенная горесть неизбежны в сем подвиге, особенно для нерадивых, доколе ум наш, сей яростный и сластолюбивый пес, через простоту, глубокое безгневие и прилежание, не сделается целомудренным и люборассмотрительным».
«Впрочем, будем благодушны, страстные и изнемогающие; - утешает нас преподобный, — немощь нашу и душевное бессилие несомненною верою… представляя и исповедуя Христу, непременно получим помощь Его, даже сверх нашего достоинства, если только всегда будем низводить себя в глубину смиренномудрия».
Святой Иоанн обстоятельно разъясняет что подразумевается под «узким путем» к Царствию Небесному: «Узкий путь будет тебе показан утеснением чрева,… скудостью хлеба, чистительным питием бесчестия, принятием укоризн, осмеяний, ругательств, отсечением своей воли, терпением оскорблений, безропотным перенесением презрения и тяготы досаждений, когда будешь обижен — терпеть мужественно; когда на тебя клевещут — не негодовать; когда уничижают — не гневаться; когда осуждают — смиряться». — Блаженны ходящие стезями показанного здесь пути, яко тех есть царство небесное Матф. 5, 3−12).
В другой главе «Лествицы» авва повествует о борьбе с многоликим и «изворотливым» тщеславием. Преподобный предупреждает нас: «Тщеславие высказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост — тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь — благоразумием. Одевшись в светлую одежду, побеждаюсь любочестием и, переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану — попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу, опять предаюсь ему. Куда ни поверни это терние, оно всё станет спицами кверху. Тщеславный… на взгляд чтит Бога, а на деле более старается угодить людям, чем Богу… Люди высокого духа сносят обиду благодушно и охотно, а слушать похвалы и не ощущать никакой приятности могут только святые и непорочные… Когда услышишь, что ближний или друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и полюби его… Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе? Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему… Кто превозносится природными дарованиями — счастливым умом, высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда не приобретает даров сверхъестественных. Ибо кто в малом не верен, тот и во многом будет не верен и тщеславен. Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестие… Если молитва не истребит тщеславного помысла, приведем на мысль исход души из этой жизни. Если и это не поможет, устрашим его позором Страшного суда. „Возносяйся смирится“ даже здесь, прежде будущего века. Когда хвалители, или лучше — льстецы, начнут хвалить нас, тотчас приведем себе на память все беззакония свои и найдем, что вовсе не стоим мы того, что нам приписывают».
Последнее «Слово» посвящено вере, надежде и любви, трём добродетелям, значение которых для людей подчёркивал апостол Павел в одном из посланий. Это последняя ступень «Лествицы», ведущей к Богу, потому что Бог есть Любовь (Иоан. 4, 8).
Образ «Лествицы» заимствован из Ветхого завета, видения Иакова — «Лестница, по которой восходят ангелы».
Изображение «Лествицы» Иоанна часто встречается на иконах, где она изображается как настоящая «лестница к небу», по которой взбираются люди в монашеском одеянии. Некоторых монахов бесы сталкивают с лестницы и сбрасывают в ад (он условно обозначается как разлом в скале). Преодолевших подъём принимают Христос и ангелы.
На Руси на день памяти преподобного Иоанна было принято печь «лесенки» из постного ржаного теста. Размеры и количество ступенек были разнообразны: семь — «по числу небес Апокалипсиса», двенадцать — «по числу месяцев в году», двадцать три — «по числу мытарств души на том свете"…Формы — тоже самые разнообразные, от птичек со ступеньками на спинках до больших открытых пирогов.
В день Иоанна Лествичника «лесенки» освящали в церкви. Освященные лесенки приносили домой или раздавали нищим.