Русское Воскресение | Валерий Ганичев | 16.03.2007 |
Уважаемые участники и гости Собора!
В своей первой заграничной поездке я был в Вене в 1959 году, во время Фестиваля молодёжи и студентов. Вена — красивейший город; народ, хотя и был насторожённый, но довольно дружелюбный — дискуссии были острые.
Наш переводчик — австриец — попросил нас встретиться со своей мамой, которая очень хочет посмотреть на русских. Пригласил нас двоих в соседнее кафе, где было заказано кофе и пирожное. Побеседовали, подошёл официант, предъявил счёт на 4 шиллинга, переводчик положил на стол шиллинг. Мы хотя и не рассчитывали на этот рас ход, тоже положили два шиллинга. Положила на стол шиллинг и его мама, мы переглянулись. «Понимаю Вас, — сказал переводчик, — у нас каждый расплачивается за себя». — «И мама?» — «Да, и мама тоже», — не без вызова ответил он. Мы были потрясены.
Да, не думалось, что через пятьдесят лет нас будут упорно приучать к тому, что и мама, и самые близкие люди, не должны рассчитывать на участие, на помощь, на взаимность, а если и должны рассчитывать, то только за плату.
Конечно, у всех у нас на слуху газовые расчёты с родной нам по Вере, истории, культуре Белоруссией, с которой мы собрались строить совместное союзное государство и безжалостными расчётами почти похоронили эту идею. Наверное, об этом будут говорить другие — я же о том, что общество почти согласилось на разделение на богатых и бедных. Или, скажем так, на очень богатых и очень бедных — нищих.
В словаре Даля богатство определялось народом так: множество, обилие, изоби лие, избыток, а бедность — недостаток, убожество, нищета, нужда. Понимаю, что про тив богатства как «обилия», «изобилия» вряд ли следует возражать и укорять им людей накопивших или заработавших его. Но когда оно — следствие неправедных трудов и грабежа, то избыток, излишество — это уже почти порок. Когда оно состоит из двух- трёх замков, дворцов, трёх-пяти яхт, из двух-трёх самолётов, из собственного гладиа торского футбольного клуба, то это уже грех и очень немалый. Да, пока наши законо датели на это не замахиваются, но ясно, что тогда, когда в стране 30 — 50%, а то и больше процентов пребывают в нищете и нужде, то такого рода излишество остаётся грехом, с которым следует бороться.
Ну, а литература-то наша? Продолжает ли она быть литературой совести, сочувст вия к простому, маленькому человеку (как бы не протестовала гордыня многих — та кой человек в немалом количестве есть)? Как она, литература, располагает свой вектор между богатством и бедностью, совестью и бессовестностью, справедливостью и не справедливостью. Благости и обольщения в том, что в литературном мире все встают на путь правды и добродетели, конечно, нет. Но есть те книги, которые позволяют спасти честь русской литературы, её светоносный ряд. Четыре года назад появилась не большая, как всегда у Распутина, повесть «Дочь Ивана, мать Ивана». Но сколько же в ней было правды, горечи, предостережения, ошеломления от неправедности такого богатства, от бессовестности людей, воспитанных на рыночных ценностях. Писатель об ращался к обществу, власти, людям: остановите вторгнувшийся на русскую землю тор гашеский, прикрывающийся этнической спайкой беспредел, остановить подкуп и бессовестность, взятку-коррупцию. Иначе будет беда! Беда и произошла. «Мать Ивана» совершает самосуд: стреляет в этнического насильника своей дочери, хотя, откровенно говоря, там мог быть любой безнациональный наглец, развратник и торгаш. Мать идёт в тюрьму. Болит её душа, но не болит она у следователя и судьи. Не спохватывается общество и власть. Не так давно в миллиардном Китае, в котором разворачиваются процессы частнособственнического обогащения, повесть Распутина была признана лучшей книгой года.
Так вот, прочти её внимательно и вздрогни наш обыватель, администратор, милиционер, предприниматель, прочти её тогда наш соотечественник с Кавказа и Средней Азии, уясни её урок, то, возможно, не было бы Кондопоги, не было бы многих стычек и неправедностей. Было бы больше уважения к друг другу и самоуважения граждан, стало бы больше борцов за справедливость, нравственность и законность.
Вместо того, чтобы бороться с вопиющим социальным неравенством, бедностью, коррупцией, с олигархической наглостью и культурным невежеством приезжающих в Россию граждан (как впрочем и собственных) умело запускается кампания о русском фашизме, массовой ксенофобии.
Понадобилось твёрдое слово Президента, чтобы потребовать место на рынке для «коренного населения», чтобы приезжающие уважали обычаи и законы страны, земли их пребывания.
Валентин Распутин вообще обладает даром драматического художественного про рочества. Вспомните «Прощание с Матерой». Это был его, если хотите, плач, обраще ние, к обществу и власти: «не сгоняйте человека с его укорененного, родового места, не устраивайте уничтожение „неперспективных“ деревень». «Материзация» по плану академика Заславской, как и ныне ликвидация «малокомплектных» школ, осуществилась, вопреки предупреждению писателя. В «Пожаре» 1985 года Распутин нарисовал картину будущего расхищения всего того, что было в наших отечественных закромах во время перестроечного бедствия. Он сказал, что тот, кто больше радел о всеобщем имуществе, сберегал наследие народа, был зачастую немой, а расхитители-архаровцы — будущие олигархи, сумели перебросить к себе через забор народное добро. «Пожар» предупреж дал словами героя: «против чужого врага стояли и выстояли, а свой враг, как и свой вор — пострашнее». К сожалению, правда писателя не всегда видна людям, и от этого ему горько.
Через 10 дней выдающемуся писателю России Валентину Григорьевичу Распутину исполняется 70 лет. Не знаю, соберёмся ли мы в таком составе в его юбилейный день, и я предлагаю поприветствовать его от имени ВРНС.
Нынешний год у нас — год русского языка. Это год сбережения и приумножения нашего богатства. Родная речь — это священная духовная скрепа русской цивилизации, без которой нас просто бы не было, и мы обязаны бороться с его обеднением и вытап тыванием. Под фальшивым лозунгом «насильственной русификации» закрылись мно гие, а кое-где и всё, русскоязычные школы на Украине, в Прибалтике, Закавказье, Средней Азии, даже русским людям не позволено учиться на русском языке. Стыдно признать, но эта эпидемия под циничными лозунгами демократизации вытаптывает, сокращает программы по русскому языку и литературе в пределах самой России. Все мы, в первую очередь, писатели, все ревнители русской речи обязаны отнестись к это му году, как может быть к главному году нашей жизни.
Правда, очень удивительно и прискорбно, что в Государственном комитете по про ведению Года русского языка не оказалось ни одного писателя, ни одного деятеля культуры. Какой изящный манёвр, чтобы отделить отечественную литературу от рус ского языка.
Русский язык явился в полном смысле языком-мостом, сакральным удерживающим началом, языком собирания и взаимного культурного обогащения.
Ныне СМИ чуть поубавили русофобскую прыть в борьбе с русской культурой. Но ведь дело и в том, чтобы заметить, ярко рассказать как русский язык, русская культура единит народы и людей. В прошлом году в Дагестане, крае Расула Гамзатова, где живёт и работает интересный творческий отряд писателей России, где поет свою стихотвор ную песнь народная поэтесса Фазу Алиева, где работает один из ярких поэтов современной России — Ахмет Ахметов, произошло важнейшее событие — в центре Махач калы был установлен памятник русскому учителю. Образ выбирали долго, ибо было немало русских специалистов разных профессий, которые посвятили свой труд и себя Дагестану. Выбрали учительницу, ибо с помощью русского языка дагестанцы приобщались к русской классической культуре, мировой цивилизации. С помощью русского языка соединились 33 народа, и создали свою республику. На митинге, посвященном открытию этого чудесного памятника русскому слову, русской учительнице было ска зано слово благодарности русскому народу и с опорой на это утверждалось, что именно здесь, в Дагестане, началось, по большому счёту, «собирание страны», дан отпор международным террористам, именно здесь стало восстанавливаться единство армии и народа, нанесён смертельный удар по этническому сепаратизму. Вот одна из граней рус ского языка, который стал не только средством культурного, но и духовного, цивилиза- ционного, общественно-политического объединения, хранителем безопасности и целостности России.
Действительно наш народ на протяжении тысячелетий создал великое богатство — великую культуру слова, художественного образа, возвышающей гармонии музыки. Нестор-летописец, митрополит Илларион, Андрей Рублев и Дионисий, Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. И каждый век добавлял подвижническое, гениальное имя, высочайший образец.
Последние три века:
— Ломоносов, Тредиаковский, Бортнянский, Рокотов — век XVIII.
— Пушкин, Крылов, Гоголь, Достоевский, Иванов, Суриков, Глинка, Мусоргский,
Чайковский, Римский-Корсаков — XIX золотой век русской культуры.
— Перелом века — Толстой, Чехов, Блок, Репин, Скрябин.
— Революционная буря, взрыв 1917-го — отечественная культура сверкает — Есе
нин, Шолохов, Прокофьев, Шостакович, Свиридов, Вучетич, Бондарчук, Твардовский,
Распутин, а за рубежом Бунин, Стравинский, Рахманинов, Шмелёв.
И вот на протяжении XX и XXI века появилось племя разрушителей, извратителей, свергателей русской культуры. Они порой принимали разное обличье, шли под разными знаменами, но главное для них было низвергнуть, разрушить образец и образ и пред ставить его то в виде разлома, распада, то в рифмованных несуразностях, то в разорванных кусках мелодии, то в чёрных дырах и квадратах. Они — передовые, прогрессивные, революционно готовые во имя грядущего завтра растоптать «искусства цветы», сжечь Рафаэля, объявить фальсификатором Шолохова, русских писателей — эпигонами. Эти неистовые ревнители, овладев печатью, средствами массовой информации, постоянно понижали уровень художественного восприятия, уровень понимания культуры. Это соот ветствовало и их уровню, и это был социальный заказ на невежество масс, на дебилиза- цию людей. К сожалению, ныне богатством великой культуры не могут пользоваться массы (в стране закрылось множество сельских, школьных и других библиотек и билет в Большой Зал консерватории стоит от 300 до 1500 рублей. Большой Театр стал недосягаем. Разве может попасть туда студент? А мы ходили в Оперный театр. Скажу честно если 10−15 лет назад в консерватории на концертах бывало 10−15 коллег- писателей, то ныне 1 или 2. А как туда попасть? Где взять такие деньги? Фонд библиотек пополняется плохо, да и не тем, чем нужно. Невиданная пелена невежества опускается на страну. Она обеднена и не может воспользоваться своим художественным богатством. Олигархия и её порождение — массовая культура — подчиняет культуру. Она вносит свои суждения, оценки играет «на понижение», развенчивая святыни, оскверняя их. На пер вый взгляд, это стихийный процесс — «мы же не вмешиваемся в культуру», но на самом деле коммерциализируем ее, торгуем ею, обедняем её. А поскольку надо повысить при быль, ибо это единственный критерий и ценность для нашего «экономического человека», то действительно идёт постоянная «игра на понижение». Высшие измерения культуры, да и всего бытия уводятся из оборота и вместо них появляются подделки, которые умело рас кручиваются до уровня шедевров, и эта коммерческая культура уже не может быть об ращена к морали, ибо та ограничивает беспредел массовой культуры. Тут уже не может быть место разуму, ибо она адресована самой примитивной стороне человеческого су щества.
Я сегодня хотел сказать об одной важной, принципиальной, может быть и парадоксаль ной части нашего бытия: рынок, в его нынешнем проявлении, в торжестве и победоносности обладающих материальным богатством делает бедной, порой нищей нашу истинную куль туру. Ее повсеместная коммерциализация приводит к вымиранию, или уходу на задворки общественного, а тем более государственного внимания таких институтов высокой культу ры как библиотека, театр, филармония, сельская школа, симфонический оркестр небольшого города. Мы имели самую читающую страну, теперь 37% по данным приведенным на съезде книгоиздателей заявляют что они не читали, не читают и читать не будут! Разве это не воинственная нищета невежества.
Писатели, художники, музыканты, архитекторы влачат жалкое существование, если они не поддались мамоне и потребностям рынка. Нам говорят: а будьте ближе к интересам народа, пишите о том, что интересно, и тут же навязывают этот интерес замочной скважи ны читателям через всевозможные средства — кто что пьет и ест на Рублевке, кто с кем и о чем. выковыривают из человека самое низменное. А государство остается в стороне — мол, разбирайтесь Сами с рынком, старайтесь ему угодить.
Но у России перед всем миром всегда и в прежние времена была задача сохранения культурного слоя на планете, весь мир всегда и ждет от нее не просто сопротивления мировому злу, но сопротивления с охранением этого слоя культуры, независимой от рынка, которая позволит и всему миру выжить — одухотворенной святостью подвижничества, подвига «за други своя»
И если государство желает выжить, оно неизбежно будет вынуждено строить свою жизнь на культурном слое высокого образца, не потакая низменному рыночному, создавая издательства с государственной поддержкой лучших писателей, пропагандируя и поддерживая классическую музыку, школу национального пения, художественный реализм в искусстве. Неизбежно это должно произойти! И если богатые не будут заботиться о доступ ности культуры для бедных, о доступности образования для бедных — неизбежны новые Кондопоги, социальные конфликты и расслоения. А кому помешали симфонический ор кестр, выступающий на заводе, писатель, выступающий на дальней заставе, в сельском клубе или на стройке? Такой социальный заказ на достойный образец культуры необходим и сегодня России.
Думаю, что следующий мой вывод приведет в ужас либералов-рыночников. Но от этого его истинность, к сожалению, не уменьшается. Сегодня рынок довел критерии в культуре до самой низкой оценки, он готов ее кастрировать, если она не коммерческая и самодоста точная, если она не приносит прямую финансовую прибыль. Рынок проявляет сегодня себя, как самый отъявленный тоталитарист по отношению к культуре. Вот истинная для нее опасность
Думаю, что сегодня мы на Всемирном Русском Народном Соборе должны твердо сказать: если общество и власть не отринут этот чисто коммерческий поход к культуре, не заявят о борьбе за торжество высших ценностей, нас ждет всеобщее культурное об нищание, невежество, бедность духа, наша культура не будет способна рожать не только гениев, но и просто талантливых людей с широким взглядом н, а мир, людей способных открывать новые горизонты, людей нравственных. Мне представляется необходимым, чтобы наш Собор высказался за немедленное и решительное вьщвижение национального проекта в области культуры, где были бы прочерчены основные линии движения общест ва и государства в поддержке духовно возвышенной, национальной, гуманистической, ценностно ориентированной культуры. И проект этот должен быть не однодневным, а программой национальных приоритетов на долгие годы.
Валерий Ганичев, заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора