Русская линия
РадонежСвященник Андрей Спиридонов15.03.2007 

Воскресение Христово и химеры современного мира

«Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор.15:14).


Пасха Христова есть главное торжество Церкви. Если бы вдруг понадобилось сформулировать главный смысл нашей веры в одной фразе, то мы могли бы сказать, что верим во Христа воскресшего. Уже только эти несколько слов свидетельствуют о главном — победе над смертью, осуществленной в живой и неповторимой богочеловеческой личности Христа Спасителя, победе, которая уже две тысячи лет является залогом преодоления смерти для каждого человека. Если у христианства отнять живую пасхальную радость, то это будет уже не христианство. Если свести веру во Христа только к сумме некоторых нравственных правил, как это пытался проделать в свое время Лев Толстой, то мы получим некое бессильное морализаторство, которое будет основываться, скорее, на философии мира сего, чем на силе Божией. Однако именно это и происходит на европейском западе, где ныне многие исповедают новые абстрактные ценности под названием «либерализм» или «политкорректность».

Появилось даже новое течение в западном якобы христианском богословии, которое так и называется — «либеральная христология». Эта область человеческого знания отметает святоотеческий богословский опыт и занимается поисками так называемого «исторического Христа». То есть, не имея ни малейшей богодухновенности, современные западные «богословы от либерализма» пытаются обычным рациональным методом исторического исследования восстановить данные о Христе Спасителе. И приходят к неутешительным выводам. С их точки зрения о Воскресении Христовом нельзя сказать ничего объективного, кроме того, что ученики не знали, что стало с телом учителя. Действительно, не имея целого, по двум-трем обломкам-артефактам трудно восстановить целый сосуд во всем его первоначальном великолепии. Однако истинная Церковь не нуждается в восстановлении образа Христа Воскресшего, поскольку Сама является Телом Христовым и никогда общения со Спасителем не утрачивала. Для православно верующего Христос есть несомненная реальность. Как настоящая, так и прошлая, так и будущая. Для либерального протестантского богословия — исторический Христос некая загадка, не вполне реконструируемое прошлое, а в настоящем — частное, исключительно личное дело каждого верующего. Можешь веровать в Его воскресение, можешь сомневаться, твое личное дело, а что там было два тысячелетия назад — поди разбери, толком не известно. Такая мировоззренческая шизофрения есть следствие глобальной апостасии западной цивилизации и рождает множество идейных и житейских химер, которые прямо противоречат нормальному христианскому мировидению и укладу жизни. Об этих химерах стоит поговорит отдельно.

Но прежде заметим, что истинное христианское понимание усматривает в Воскресении Христовом объективный исторический факт, а вовсе не субъективную аллюзию или рефлексию того или иного как будто верующего сознания. Нет нужды спорит с той мыслью, что значение личной веры весьма велико и за человеком всегда остается свобода выбора быть верующим или нет, верить в Воскресение или быть чуждым Христу, однако это не отменяет всех реальных следствий, которые имел факт Воскресения Спасителя для мировой истории как таковой. Собственно, вся западная цивилизация, сегодня столь активно спешащая отречься от собственного христианства, была сформирована благодаря приятию европейскими народами христианских ценностей. Представим, что было бы, если св. апостолы посчитали бы, что Воскресение Христово есть только их личное субъективное дело, не имеющее никакого отношения к кому-либо еще, и проповедь, обращение с благой вестью, как к соплеменникам, так и к другим языческим народам, дело лишнее, а кроме того — могущее оскорбить религиозные чувства тех, кто иначе, чем они, апостолы, верует. При таком политкорректном подходе не было бы ни Вселенской Церкви, ни европейской цивилизации, ни самой либерального богословия как одного из печальных результатов развития этой цивилизации. Бог участвует в истории человеческого рода неизреченным для нас образом — и явно, и тайно — Сам в этой истории становится человеком, как Богочеловек страдает на Кресте и Воскресает. Выбор, безусловно, остается за самим человеком. Можно всецело принять Христа, можно быть к Нему равнодушным, даже — лгать на Его святое имя, противостоять Ему. Все это имеет место еще в собственно Евангельской истории и продолжается до сих пор. В Евангелии мы находим эпизод, когда члены синедриона подкупают стражу. «И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня «(Матф.28:12).

В наши дни те же попытки возродить старую клевету осуществляется новыми средствами. Это и некое евангелие от Иуды, это и великие оскароносные мастера Голливуда, как-то — Скорцезе или Кэмерон, которые активно пытаются низвести образ Спасителя до уровня элементарного, человеческого. Но всё это не более, чем новые вариации старой лжи. В истории были и более опасные попытки гностицизма и последующих ересей первого тысячелетия от Рождества, которые пытались рационально разъяснить неизъяснимое, умом проникнуть в тайну бытия Пресвятой Троицы. Эти попытки оказывались созвучны классической философской эллинской мысли, почему и рождали такие долго живущие ереси. Но и они в большинстве своем изжили себя и ушли в прошлое.

Несколько позже одной из наиболее характерных мировоззренческих болезней внутри самого христианства становиться так называемый спиритуализм, когда верующий во Христа вроде как и признает существование жизни вечной, но личное обретение этой жизни видят только на уровне существования одной бессмертной души, тогда как ясность в ожидании грядущего всеобщего воскресения мертвых утрачивается. Возможно, что такого рода однобокое понимание вечной жизни за гробом связано уже с новейшими временами, с развитием протестантского взгляда на мир, с машинным производством, с большим развитием рационализма и позитивизма как таковых.

В более традиционном христианском обществе человек сильнее ощущал незыблемую иерархию ценностей и вообще таинственность собственного бытия, когда в границах этой земной жизни опасно покушаться на кардинальный передел общепринятых и Богом данных форм жизнедеятельности. Другое дело — так называемая эпоха Возрождения и то, что наступает после нее. Теперь акцент смещен с Бога на самого человека. Тут и начинается: открытия новых континентов, невиданные ранее успехи науки и техники. Вместе с тем представители европейской цивилизации постепенно начинают утрачивать вечностное целеполагание собственного бытия. Это и понятно. Если земная жизнь служит не началом жизни вечной, а самоценна, тот тут рождаются крайне серьезные проблемы самосознания. Можно летать в космос и расщеплять атом, но если ты в принципе смертен, то зачем все это? Спиритуализм как таковой еще утешает человек, говоря о, пусть и бестелесном, но все-таки бессмертии души, но вот атеистический материализм лишает человека и этой надежды.

Правда, материализм на своем уровне парадоксальным образом с желанием победить смерть окончательно расстаться почему-то не хочет. В преддверии революционных бурь, на своего рода философском уровне эту странность выразил такой русский философ, как Николай Федоров. Этот библиотекарь-отшельник мечтал о том, что в будущем человечество достигнет такого уровня развития науки и техники, что будет просто обязано заняться воскрешением собственных праотцев и, за не имением места на земле, расселением их на других планетах вселенной. Каким образом все эти идеи могли совмещаться в сознании этого русского философа с православием как таковым — понять трудно, если, конечно, не иметь ввиду, что вера во Христа Воскресшего была все-таки вытеснена таким вот оригинальным материализмом. Дальнейшие революционные события в России в плане реализации как будто вполне материалистических проектов приводили и вовсе к анекдотическим и диким результатам.

Казалось бы «единственно верное» учение марксизма не оставляло человеку никаких надежд на еще какую-то жизнь, кроме отрезка между рождением и смертью, да мифического светлого будущего для уже других поколений, однако в реальности все оказалось не так просто. Одна только до сей поры длящаяся история с мумификацией трупа вождя всех времен и народов говорит о том, что жажда преодоления смерти не истребима в сердцах даже самых закоренелых атеистов. Кроме того, культурный и эстетический аспект оформления такого рода атеистических проектов включает в себя явно языческие традиции. Не известно в точности, что думал сам архитектор Щусев, но то, что мавзолей Ленина на Красной площади архитектурно напоминает древний вавилонский зиккурат — это несомненно. Здесь кроется еще один исторический анекдот, который неожиданно переносит нас именно что в эпоху вавилонского пленения. Кто держал в руках православную Библию, знает, что в нее входит книга пророка Даниила. В одной из последних глав этой книги мы находим весьма примечательную историю про идола по имени Вил. «Был у Вавилонян идол, по имени Вил, и издерживали на него каждый день двадцать больших мер пшеничной муки, сорок овец и вина шесть мер. Царь чтил его и ходил каждый день поклоняться ему; Даниил же поклонялся Богу своему. И сказал ему царь: почему ты не поклоняешься Вилу? Он отвечал: потому что я не поклоняюсь идолам, сделанным руками, но [поклоняюсь] живому Богу, сотворившему небо и землю и владычествующему над всякою плотью. Царь сказал: не думаешь ли ты, что Вил неживой бог? не видишь ли, сколько он ест и пьет каждый день?» (Дан: 14, 3−6) Далее следует история с разоблачением жрецов, которые утверждали, что идол, будучи живым, за ночь съедает все приношения, но на деле, проникая через тайный подземный ход, вместе с домочадцами сами все употребляли в пищу. Заметим, что имя этого идола вполне совпадает с аббревиатурой вождя всех времен и народов, а бытовавшие в советскую бытность цитаты-лозунги, типа «Ленин и теперь живее всех живых» или «Ленин — жил, Ленин — жив, Ленин — будет жить» давили на подсознания простого советского человека своей идиотической противоречивостью.

О такого рода химерах советской идеологии можно говорить еще достаточно много, однако обратимся к современности. Химеры современного мира рождаются также на основе материалистического мировоззрения, кроме того, здесь масло в огонь начинают подливать ультрасовременные открытия и технологии, о которых в прошлом человечество могло только мечтать и которые рождают у современного человека новые иллюзии и тщетные надежды. В этом году исполнилось десять лет с момента официально объявленного осуществления клонирования. Как пишет один светский журнал: «Десять с лишним лет назад из организма шестилетней овечки достали клетку, откуда извлекли ядро, содержащее генетический материал в виде ДНК. Биоматериал поместили в оплодотворенную яйцеклетку, из которой предварительно удалили собственное ядро. Выдержав зародыш в термостате, аккуратно «подсадили» его в матку животного. Эксперимент был поставлен одновременно еще более чем на двухстах яйцеклетках, но лишь в одном случае он увенчался успехом. Овечку, сначала носившую кодовый номер 6LL3, назвали Долли, в честь певицы Долли Партон. Это была просьба ветеринара, помогавшего принимать роды. Долли появилась на свет 5 июля 1996 года, но из-за сложностей, связанных с процедурой подтверждения факта клонирования, о ее рождении объявили лишь 27 февраля 1997 года. В считанные часы маленькая овечка стала суперзвездой».

Естественно, что тогда же это событие породило не малые споры. Прежде всего, это касалось нравственной стороны дела, поскольку данный практический успех науки и современных технологий ставил по меньшей мере два глобальных вопроса. А не покушается ли в этих экспериментах человек на то, что является прерогативой Творца и, далее, не покусится ли он, человек, следом на самого же себя, человека, ведь очевидно, что можно официально запретить клонирование человека, но нельзя во всемирном масштабе этот запрет проконтролировать? Какие из этого могут произойти следствия, естественно, никто не брался в точности предсказать. Одно было ясно, что этических проблем здесь может оказаться масса. И факт вмешательства в границы человеческой личности как таковой, и вероятные проблемы с социальным статусом человеческих клонов, появись они в самом деле на свет, и проблема нравственно- духовного отношения к этим существам: вполне ли это человек и можно ли будет клонов, к примеру, крестить — и.д. и т. п. Однако прошедшие десять лет показали, что эти вопросы еще не вполне актуальны, поскольку клонирование и воспитание полноценного клона человека, как социализированной единицы общества, пока вряд ли вполне осуществимо. Даже уже если такие попытки и ведутся, то пока никто еще не объявлял о положительном конечном результате. Может быть десятилетия еще недостаточно, а может, технические проблемы при осуществления такого рода экспериментов слишком велики. Однако носителя пытливого человеческого ума, конечно же, все равно не останавливаются на достигнутом. В наши дни речь идет о так называемых безымянных клонах. Вот что об этом пишет тот же светский журнал: «Уже в 2000 году после ожесточенных дискуссий правительство Великобритании впервые официально разрешило эксперименты по клонированию человеческих эмбрионов. Решение приняли не без скандала. Министров, ответственных за него, ругали со всех сторон: церковь — за посягательство на Божий промысел, специалисты по биоэтике — за неэтичность, ученые — за политическое малодушие. «Конечно, речь шла не о репродуктивном клонировании, предполагающем выращивание живого человеческого существа из эмбриона, — говорит академик Рэм Петров. — Ученые имели в виду терапевтическое клонирование — очень дорогой, «штучный» метод лечения заболеваний. В этом случае ДНК из клетки тела пациента помещается в донорскую яйцеклетку. Образовавшийся эмбрион, являющийся точной генетической копией данного человека, развивается до стадии, когда он состоит всего из нескольких десятков клеток. Их можно пересаживать этому пациенту без всякого риска отторжения. К тому же на стадии зародыша уже сегодня есть возможность «починить» некоторые дефектные гены. Конечно, речь шла только о научных экспериментах». Опыты сулят большие перспективы — возможно, с помощью таких клеток можно будет лечить диабет, рассеянный склероз, многие наследственные заболевания. Но существует и другая сторона медали: у генетиков, занимающихся клонированием, появился новый объект, у которого никогда не будет симпатичной мордочки Долли. У него просто не будет лица».

В общем, как мы читаем, опыты сулят большие перспективы. Если у вас проблемы со здоровьем, но и толстый кошелек, то пожалуйте в лабораторию, где специально для вас изготовят ваш клон-эмбрион, обреченный на заклание ради вашего же здоровья. Да, еще к этому нужно приложить отсутствие совести, поскольку по большому счету, с точки зрения собственно нравственной такого рода методику лечения иначе как людоедской не назовешь. Впрочем, в наше время при распространении и других схожего рода людоедских технологий, главное назвать это поприличней, нейтрально, чтобы уж случайно совесть не царапало — и тогда все нормально — вперед! — пожинать благие плоды прогресса. Однако, как известно, Бога не обманешь и такого рода шуточки с собственным биологическим статусом и использованием эмбриональных клонов с целью лечения тех или иных болезней, так просто человеку не пройдут. Да, предположим, можно таким путем излечить тот же рассеянный склероз, но что тогда делать с душой человека, пораженной гораздо более страшным склерозом — нравственным?

Естественно также, что на одной теме клонирования человечество успокоится не в состоянии. К примеру, в последнее время в СМИ активно зазвучала тема победы над старостью. Пытливые ученые, как им мнится, докопались до корня всех зол: конкретного гена, который непосредственно на клеточном уровне виновен в запуске процесса старения в организме человека. Ну, а раз виновник обнаружен и имеет конкретный адрес, то дело осталось за малым: найти способ воздействия на этот злополучный ген, и тогда человечество сможет избавиться от болезненной старости продлит время своего земного существования. И вот уже в ходу сообщения о том, что конкретные методы и лекарства якобы найдены. Правда, никто не сомневается, что без проблем, в том числе опять же и нравственных, не обойтись. Естественно, что на первых порах все это может оказаться не дешево. Естественно, что кому-то не хватить денег на личную победу над старостью, а кто-то не дождется своей очереди. Естественно также, что в долгосрочной перспективе, если победа над геном старости окажется успешной, это приведет к прогрессирующему старению всего человечества, глобальному перевесу пожилого возраста над молодежью как таковой. Одним из западных романистов эта тема уже была успешно освещена в сюжете, где будущее человечества представляет собой общество бодрых молодящихся стариков, где быть молодым просто неприлично и каким-либо неожиданным образом появившийся среди добропорядочных стариков юнец обречен вести существования деклассированного и пререкаемого члена общества. Заметим, что подобного рода печальная нравственная картина сформирована вполне светским сознанием, которое тоже, зачастую, оказывается не чуждо определенной нравственной интуиции.

Сверх того, во всей этой истории с попытками воздействовать на ген старости явно наличествует вторжение в сферу деятельности Самого Творца, какое может привести к непредсказуемым последствиям не только в чисто моральной сфере, но и в сфере образа физического существования самого человека., поскольку старение и смертность человеческого существа есть ближайшее следствие грехопадения прародителей, а вовсе не ошибка в проекте творения, которую, наконец, подросшее человечество в состоянии исправить своими силами. При такой утрате собственно христианского мировоззрения уже пора копить деньги на новые технологии и записываться в очередь за чудесным омолаживанием. Еще одной новостью является получившая в последнее время развитие — крионика, то есть практика замораживания тел усопших в надежде на возможное их оживление в будущем — тогда, когда, по мнению горячих сторонников этой морозной технологии наука достигнет таких вершин, что сможет возвращать к жизни, фактически — воскрешать замороженные трупы. Правда, сами ученые спорят на тему, насколько это вообще реально даже для науки будущего и будет ли таким образом размороженный и оживленный продукт той самой человеческой личностью, чье тело было подвергнуто столь оригинальному способу погребения. Однако, споры спорами, а в мире уже существует не одна фирма, которые за соответствующее и, конечно же, далеко не символическое вознаграждение заморозят до лучших времен ваше тело после вашей своевременной кончины. Если же средств на все тело не хватает, то это не беда — заморозке можно подвергнуть один только головной мозг, что значительно дешевле, а уж в будущем потомки придумают, что с ним сделать: или восстановят по имеющемуся образцу все тело или, на худой конец, извлекут имеющуюся информацию для помещения оной в компьютерный банк данных — для дальнейшего моделирования некого виртуального индивидуума. И это вовсе не шутка, а уже имеет место быть в современности. Одна из таких замораживающих фирм действует и на территории России, базируясь где-то в подмосковном Зеленограде.

Появление такого рода проектов, является следствием вульгарного материализма и утраты, собственно, христианского мировосприятия. Сторонники таких практик почему-то напрочь забыли о том, что человек состоит не из одного только тела, в то время как душу заморозить невозможно, — и, после того как душа оставила бренное тело, какие бы манипуляции с телом далее не осуществляли, идет душа в иные уже духовные реалии и пространства, идет на суд Божий, и вернуть ее обратно в тело под силу только Самому Господу Богу, Его воскрешающей силе, а не духовно слепым поклонникам научно-технического прогресса. Но в том-то и беда, что современные крионисты предельно материалистичны, никакой тайны происхождения жизни и тайны смерти, тайны конечных судеб человечества для них вообще существует. Кроме того, большинство сторонников этого странного мировоззрения почему-то предполагают, что будущее человечество будет скорее светлым, чем темным, и в нем обязательно найдется место для размораживателей и самих размороженных (можно здесь, кстати, вспомнить еще советских времен фильм «Бегство мистера Мак-Кинли», где оживленный после долгого сна персонаж оказывается совсем не в том мире, на какой рассчитывал). В общем, имеющим такого рода на холодильник упование, можно только посочувствовать. Смерть, действительно, не шуточный фактор, определяющий качество человеческого бытия. Со смертью нельзя так просто смириться или сделать вид, что ее вовсе не существует. Верующий во Христа имеет твердое упование на грядущее воскресение и жизнь вечную. Не верующий — вынужден искать утешение в вещах суетных и случайных, в той же, к примеру, так называемой крионике, которая предлагает вместо спасения, не больше и не меньше, как морозильник.

Мы видим, что современная наука не стоит на месте. Но прибавляет ли это человечеству веры и оптимизма? Главным аргументом сторонников тех или иных манипуляций с генетическим статусом человека, как мы уже заметили, является идея создания новых лекарств и методов лечения, возможная победа над старостью, ранняя диагностика многих заболеваний и отклонений, а в перспективе еще и определенная генетическая селекция человеческого рода, что уже само по себе рождает серьезные нравственные проблемы. И корень их именно в рациональном, материалистическом, можно сказать — в механическом отношении к природе человеческой личности, не говоря уже о том, что все заявляемые новомодные технологии подразумевают исключительно коммерческое внедрение. Золотой телец и здесь требует безусловного себе поклонения. Всегда, когда в СМИ появляется информация о том или ином новшестве, это непременно сопровождается комментарием на тему, сколько это стоит сейчас, а сколько — в случае более широкого внедрения, лет, скажем, через десять. Все это, собственно, не удивительно уже хотят бы потому, что, как мы знаем из Священного Писания, число зверя-антихриста «666» символизирует собой страсть сребролюбия, получившую распространение на общем глобальном уровне (вспомним, что в Ветхом Завете число 666 талантов, видимо, не случайно фигурирует как годовой бюджет царства Соломонова в период его наивысшего мирового расцвета).

Отсюда не будет большим преувеличением полагать, что антихрист, как последний значимый персонаж мировой истории, при своем воцарении, легко сможет манипулировать сознанием других людей с использованием всех этих новейших химерических технологий и предложений. Собственно, не трудно представить, как он предлагает тем, кто готов уверовать в него, не просто мир и безопасность, но и победу над старостью и смертью. «Что вам еще надо, — может сказать этот персонаж. — Где ваш Христос, где победа над смертью? Я вместо Него дам все это, только поклонитесь мне!» Понятно, человечество к тому времени нравственно вполне будет готово к такому повороту, а все эти новейшие технологии, все эти уже предлагаемые и новые химеры только сыграют свою вспомогательную роль. Святые отцы ясно свидетельствуют, что антихрист будет пытаться имитировать совершение великих чудес, что и станет возможным по маловерию и отступлению от Христа самого человечества. Противопоставить всему этому мы можем только живую веру во Христа Воскресшего. Истинная вера за две тысячи лет еще никого не посрамила. Изменить катастрофический финал земной истории мы не в состоянии, но для каждого имеющего веру во Христа никакие химеры окружающего мира не могут затмить самую великую радость, которая легко выражается всего в двух словах «Христос воскресе!»

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2221


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика