Русская линия
Православие.Ru Ольга Мелехова08.03.2007 

Разорванная книга
Беседа с Ольгой Мелеховой, профессором, доктором биологических наук

Чтобы вы сказали о человеке, который рвет на куски прекрасную, умную книгу, пытаясь таким образом понять, что скрыто на ее страницах? Вопрос риторический, но именно так уже много десятилетий поступает человечество в отношении природы. Истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, снижение биологического разнообразия и многие другие экологические проблемы стоят сегодня как никогда остро.

На XV Международных Рождественских чтениях вопросам экологии было уделено особое внимание. Ибо Церковь лучше прочих понимает, что экологический кризис есть, прежде всего, результат кризиса нравственного сознания людей.

Об экологическом образовании как одной из составляющих воспитания нравственного, его проблемах и задачах — беседа с профессором, доктором биологических наук Ольгой Мелеховой.

— Всего лишь пять лет назад экологические проблемы в рейтинге общественного внимания находились в России на втором месте. Сегодня они еле удерживают двенадцатую позицию: в сознании россиян экономические и социальные проблемы доминируют над всеми остальными. А ведь без понимания нашим обществом важности решения экологических проблем невозможно устойчивое развитие страны. Что же необходимо сделать, чтобы изменить нынешнюю ситуацию?

— Для того чтобы изменить ситуацию, необходимо уже со школьной скамьи формировать экологическое мышление, экологическую культуру. Экологические кризисы, характерные для индустриального общества, возрастающая угроза нарушения экологического равновесия требуют конкретных и немедленных программ действий. Технократизм не может больше довлеть в сознании людей над этическими нормами. Необходимость распространения экологического мировоззрения порождена самой сущностью научно-технического и технологического прогресса, ибо дальнейшее доминирование одностороннего, преимущественно потребительского, взгляда на природу может привести ситуацию к точке, откуда возврата уже просто не будет. И в формировании новой культуры поведения в отношении природы главную роль должно сыграть именно экологическое образование.

Собственно, что мы понимаем под словом «образование»? Это формирование образа мира в непременной совокупности с образом целесообразных действий. Великие педагоги прошлого считали также, что образование — это труд души и способность следовать голосу совести, который есть голос Божий в человеке. И вот это фундаментальное, целостное образование становится, на мой взгляд, чуть ли не единственным шансом на выживание каждого человека, его семьи, страны и всей нашей планеты в целом. Я позволю себе привести замечательную цитату из великого русского ученого Михаила Ломоносова: «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной Он показал Свое величество; в другой — Свою волю. Первая — видимый сей мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность Его зданий признал Божественное всемогущество, по вере себе дарованного понятия. Вторая книга — Священное Писание. В ней показано Создателево благословение к нашему спасению». Сегодня мы очевидным образом теряем это целостное восприятие мира. И восстановление фундаментального образования в средней и высшей школе — одна из тех палочек-выручалочек, что способны удержать нас на краю, помочь отступить от опасной пропасти и начать искать иной путь развития.

— То есть экология как учение о среде обитания перерастает рамки только биологической науки?

— Безусловно. Собственно говоря, экология — это комплексная наука о природе в целом. В последние годы в круг экологических проблем входят и проблемы взаимодействия природы и цивилизации. И, развивая экологическое образование в нашей стране, мы смогли добиться того, что курс общей экологии был введен в стандарты всех технических специальностей и направлений. Курс должен помочь студенту увидеть природу как нечто целое. Причем, не только природу живую, но и планету в целом. Постигнуть роль живого вещества, живых созданий на ней, ее космическую, если хотите, роль. Представлена в курсе и экология человека — от его медицинских до социальных аспектов.

Необходимо напомнить об истинных ценностях, которые определяют возможность самого биологического существования человека и относительно комфортного его бытия. Эти природно обоснованные, биологические потребности человека очень широки, они включают в себя не только жизненную необходимость есть, пить, дышать, но и желание реализовать себя в социуме, и жажду сопереживания, и потребность в информации, причем, информации определенного качества и количества. Постигая экологическую науку, человек постепенно начинает осознавать себя частью целого, частью природы. И это учит его уважению к природе, приводит к пониманию своей скромной роли в управлении природными процессами. Отказ от безудержного потребления, ограничение своих желаний и понимание своих истинных возможностей — качество образованного человека.

Для формирования экологической культуры важен также духовно-эмоциональный аспект. То есть для того, чтобы сохранить природу и человека как часть природы, мы должны вложить в каждого из нас стремление к самоограничению и любви. Эмоциональный посыл в науке тоже должен быть. Я биолог, и поэтому мне всегда хочется помочь моим студентам увидеть и восхититься красотой живых созданий. Красотой всей нашей планеты. И понять всю ответственность, которая лежит на наших плечах за этот мир. В Послании апостола Павла к римлянам есть такие очень мудрые строки: «Тварь с надеждою ожидает откровения сыновей Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тления». Слова, которые должен сегодня помнить любой человек, если он хочет считать себя человеком. Именно это вкупе с благоговением перед жизнью, с моей точки зрения, должно стать этической основой взаимодействия человека и природы.

— Но пока такого отношения к природе почти не наблюдается…

— Да, пока мы смотрим на природу исключительно с потребительской точки зрения, причем граничащей с равнодушием колонизатора, пришедшего откуда-то издалека. Будто не свой собственный дом мы так упорно разоряем. Состояние природы в любой стране прямо пропорционально экологической культуре населения и обратно пропорционально численности населения и уровню потребления. И несоразмерный рост потребления является одной из основных причин экологического кризиса. Хотя бы потому, что даже на фоне колоссального роста численности населения Земли, потребление, включая энергопотребление, растет быстрее, чем это можно было себе представить. И это при том, что большая часть населения Земли лишена возможности реализовать свои естественные права на полноценные условия существования, по причине крайне неравномерного распределения природных благ и ресурсов среди отдельных людей и народов.

Чем платит природа человеку за то, что он нарушает ее законы, за уничтожение экосистемы, за то, что из-за безрассудной его деятельности исчезают многие биологические виды и нарушается экологическое равновесие? Тем, что изменяется среда обитания, единственно возможная для человека. Отсюда, кстати, и снижение репродуктивной способности человека, болезни, высокая смертность.

Ведь даже слабые дозы, например, электромагнитного или химического воздействия на живой мир обладают, как выясняется, парадоксально высоким биоэффектом. Правда, этот эффект чаще всего отдален во времени и проявляется не немедленно, а по мере того как все потребляемое человеком или животным накапливается в его организме. Причем определяя предельно допустимый уровень концентрации какого-либо загрязнителя и оценивая с этой точки зрения качество окружающей среды, мы, как правило, забываем, что загрязнитель не единственный, что он действует в комплексе с десятками, сотнями других. И этот интегральный эффект уже может быть совсем иным, куда более опасным.

Кроме того, в окружающей нас среде сейчас имеются десятки мутагенных соединений, влияющих в том числе и на репродуктивную способность человека, на качество потомства. В результате нарастает генетический груз человечества, накапливаются те отрицательные мутации в генофонде, которые приводят к наследственным болезням. Надо сказать, что уже сейчас в России не менее 10% новорожденных появляются на свет с теми или иными наследственными заболеваниями и отклонениями. При этом, по наблюдению медиков, до 60% зародышей вообще не развиваются, погибают в самом начале жизненного цикла. Среди новорожденных распространены такие врожденные заболевания, как порок сердца, редукционные пороки конечностей, дефекты желудочно-кишечного тракта, пороки центральной нервной системы, в частности детский церебральный паралич. Смертность младенцев до одного года в развитых странах составляет примерно от 6 до 11 младенцев на тысячу рожденных, в России этот показатель куда выше — от 19 до 22 младенцев, причем в Приаралье, например, (это, как известно, зона экологического бедствия) цифра вырастает до 70 погибших на тысячу новорожденных. В Приаралье, кстати, мы столкнулись с очень странным заболеванием, которое полностью повторяет симптомы СПИДа, но пока не очень ясно, как оно переносится. Очевидно только, что речь не идет о вирусном заражении, как это происходит в случае заболевания СПИДом. Другими словами, некие компоненты в окружающей человека среде вызывают схожую со страшным синдромом болезнь. А ведь что такое, собственно говоря, СПИД? Это заболевание, при котором иммунная система перестает справляться с любыми инфекциями, даже самыми ничтожными, что в конечном итоге приводит к смерти человека. Значит, меняется не только природная среда, окружающая нас, меняется и человек. Его организм слабеет, иммунная система разрушается.

В этой связи показателен и такой факт: в нашей стране более 80% детей, только поступающих в первый класс школы, уже имеют серьезные заболевания, при этом до 30% младших школьников подвержены тем или иным психоневрологическим нарушениям.

Мы можем много говорить о том, что продолжительность жизни человека растет по сравнению с прошлыми веками, в том числе и благодаря комфорту, привнесенному в нашу жизнь научно-техническим прогрессом и победами над природой. Но разве нас не должны насторожить цифры, которые говорят об ухудшении качества нового поколения?

— Природа нам мстит?

— В какой-то степени это мы мстим самим себе. Что, например, мы имеем, живя в городской перенаселенной и загрязненной среде? Постоянные нервные стрессы, интоксикацию, причем яды в нашем организме не только накапливаются, но и трансформируются, создавая неблагоприятный биохимический фон, увеличивая чувствительность уже к следующему загрязнителю, — так, собственно, и возникают многие заболевания.

Вы можете себе представить, что в городах-мегаполисах рост бесплодия наблюдается даже у животных! Потому что они не находят себе места в иерархии, пребывают в стрессовом, угнетенном состоянии, и, как результат, теряют способность к размножению. Многие, к счастью, временно.

Меняется и само поведение животных, находящихся в переуплотненной и загрязненной среде, при этом меняется далеко не в лучшую сторону. Скажем, птицы начинают вести себя очень любопытным образом. Они перестают заботиться о потомстве, они становятся неопрятны, взъерошены, сбиваются в очень агрессивные стаи, среди них появляются маргиналы. Глобальные перемены начинаются с малого.

— И вы полагаете, что экологическое образование может изменить ситуацию?

— Разумеется, одно только образование не может стать панацеей от всех бед. Но если мы не воспитаем экологически грамотное, культурное поколение, способное чувствовать ответственность за свои поступки, просчитывать их последствия, то нам надеяться уже будет не на что.

В последние 15 лет появились профессии эколога, геоэколога, биоэколога, инженерные специальности по защите окружающей среды. Армия экологически грамотных людей в России увеличивается, и это позволяет рассчитывать на благоприятный исход. Появился курс биоэтики. Может, название кого-то и покоробит, но у курса благая цель — научить человека нравственному отношению к природе, к другим живым существам. Перестраивается и само образование.

Современная экология — это сложный междисциплинарный научно-практический комплекс, который затрагивает, по существу, все современные естественно-исторические науки, включая естествознание и общественно-производительную деятельность людей. Представители различных направлений науки и практики все чаще начинают видеть в центре своих исследований человека, его биосоциальную природу, его истинные потребности, интересы и цели, его благополучие, важнейшим условием которого является, прежде всего, социальное и психофизиологическое здоровье. Формирование у студентов представлений о единстве организма и окружающей среды, о процессах их взаимодействия, о серьезном значении биологической природы человека для социальных аспектов — на этом, как я уже отмечала, базируются основы преподавания вопросов экологии в нашей стране. Экологическое знание должно способствовать решению региональных, государственных и мировых проблем природопользования, созданию концептуальной картины и научных сценариев будущего, обеспечению экологической безопасности России и ее оптимального экоразвития.

Важнейшая роль в системе планетарной экологии отводиться — и не случайно — краеведению. Фактически краеведение всегда было частью природопользования того или иного региона. Ведь для того чтобы правильно и рационально использовать природные ресурсы, необходимо иметь знание о своем крае, о месте, где ты живешь и работаешь. Именно краеведение соединяет экологическое знание о мировом доме, о глобальных проблемах с каждым человеком и его собственным домом. И, конечно, всему этому учить человека надо начинать не в университетах, а еще в школе.

— Да, верно, но ведь экологию фактически выкинули из школьной программы!

— Увы, это так, она сохранилась только в курсе общей биологии, что самостоятельному статусу экологии в современном естествознании давно уже не соответствует.

В среднем образовании вообще, на мой взгляд, происходит нечто пугающее. Первый закон об охране окружающей природной среды был принят в декабре 1991 года. Закон установил систему всеобщего и комплексного школьного образования, включавшего общее экологическое образование — как среднее, так и высшее. Когда появился новый вариант закона, подписанный уже в 2001 году, пункт об обязательности экологической подготовки исчез из текста закона. Сделано это было из лучших побуждений — ради обеспечения, как объясняли наши законодатели, защиты обучающихся от перегрузок и сохранения их психического и физического здоровья. Никто не подумал, что в современных условиях здоровье трудно сохранить без эколого-биологической грамотности. Дело в том, что современному человеку средствами массовой информации предлагается огромное количество традиционных и нетрадиционных (вплоть до белой и черной магии!) средств оздоровления. Мы находимся под прессом агрессивной рекламы разнообразных фармакологических, косметических, пищевых продуктов. Сделать правильный выбор должно помогать биологическое образование, ориентированное на решение практических проблем.

Отдельно хотелось бы сказать несколько слов о школьных учебниках, в том числе по природоведению, по биологии, где хотя бы понятие «экология» еще встречается. Порой они попросту не отвечают даже самым элементарным требованиям. Непрофессиональные, обедненные, небрежно и, мягко говоря, беззаботно написанные, они способны только запутать ученика. Создается ощущение, что кто-то на этом просто делает деньги. Ведь школьный учебник — это своего рода золотая жила. А то, что дети будут расти, уверенные, что минералы относятся к растительному миру, а экология — это «ухудшение качества окружающей среды, вызванное хозяйственной деятельностью», значения уже не имеет. Нет, разумеется, не все так плохо. И существуют учебники, профессионально написанные, с хорошим русским языком. Но среди огромного количества разнообразных учебных пособий и материалов учителю довольно трудно иной раз выловить по-настоящему сильный, интересный учебник. Тем более, нельзя забывать, что порой и выбора-то школе не предоставляется: какую учебную литературу завезли в школьные библиотеки, по такой и вынуждены учить детей. Печально, что до сих пор разработчики школьных программ и методик не могут договориться даже о стандарте биологического образования, что уж говорить об экологическом.

— А прежний стандарт отвечал всем современным требованиям?

— Не совсем, но он хотя бы существовал. К тому же в первоначальном варианте он был достаточно крепким, правда, потом его начали править, в результате все только испортили. До сих пор нет единого мнения по тому, как преподавать, собственно, и чему уделять наибольшее внимание при обучении биологии — давать ли школьнику знания о современных биотехнологиях, скажем, или сосредоточиться на привычном наборе знаний. Прежняя биология была описательной, рассказывала в большей мере о строении клетки и организма. Изучение же процессов, происходящих в них, уделялось ничтожно мало времени. Когда стандарты стали пересматривать, было внесено предложение посвятить максимум внимания эволюции. Но эволюционное учение, во-первых, достаточно теоретично, а во-вторых, развивается до сих пор, и споры вокруг него не утихают. Мне же кажется, что необходимо было сосредоточиться несколько на других вещах. На истории Земли, например, причем не обходя и рассказы о катастрофах и кризисах, что переживались уже нашей планетой ни один раз. Фактически здесь можно было бы обсудить и теорию глобального эволюционизма, которая объясняет развитие живой планеты через постоянные кризисы.

Будем откровенны, зачем современному школьнику досконально изучать строение, скажем, окуня? Ему необходимо понять, как взаимодействуют виды внутри одной экосистемы, почему один без другого жить не может, зачем оно вообще существует, это биоразнообразие. Вот что, на мой взгляд, должно быть главным. Чтобы не было деления на полезные и вредные для человека виды, ибо все они дополняют друг друга, взаимодействуя и сосуществуя на этой планете. Условия жизни видов, особенно тех, кто обитает в том регионе, где живет школьник, проблемы сохранения экосистемы своего края — это необходимо объяснить, рассказать ребенку. И, конечно, следует, на мой взгляд, знакомить школьников с современными течениями и направлениями в науке — например, с проблемами генной систематики, генного родства и т. д. Это ведь, помимо всего прочего, крайне увлекательно! Но нет, школьники, зевая от скуки, должны учить про этого несчастного окуня, а в результате мы теряем будущих Вернадских и Тимирязевых. Я уж не говорю о том, что из-за недостаточно проработанной программы обучения школьников в нашей стране образовался серьезный разрыв между средней и высшей школой.

— Жаль, что современных школьников фактически «отрезали» от экологической науки. Тем более, положение дел, насколько я понимаю, таково, что невежество в данном вопросе способно погубить все человечество?

— Не исключено. К счастью, экология как наука продолжается развиваться. Учение о нашем общем доме становится все более и более серьезным, фундаментальным. Как известно, экология вышла из биологии. И все основные экологические законы так или иначе связаны с живой природой. С другой стороны, экология сейчас развивается как наука об экосистемах и биосфере. Отталкиваясь от биологических основ, экологи начинают постепенно переходить к изучению космической взаимосвязи живого и неживого. Кроме того, сейчас все навалившиеся на нас глобальные проблемы заставляют обратить самое пристальное внимание на тему экологии человека как вида, одного из тех, что обитают на Земле. Требования человека к среде обитания, агрессивные факторы среды и жизнедеятельность человека, природная экологическая ниша человека, то есть занимаемое им в масштабе всей экосистемы место, — вот что оказывается в центре всеобщего внимания.

— Но есть теория, довольно убедительная, что именно глобальные кризисы двигали эволюцию вперед. Человек развивался, потому что менялась среда его обитания и он уже не мог оставаться прежним. Так может, этот кризис нам на благо?

— Конечно, кризисы есть непременное условие любого процесса развития. Я готова также согласиться с тем, что нынешние климатические изменения обусловлены не только антропогенным фактором, но и развитием самой нашей планеты. Однако нельзя забывать одну очень простую вещь: после всех серьезных, глобальных катастроф вымирало до 80% биологических видов. К тому же есть еще одна закономерность: в таких катастрофах погибают самые специализированные и приспособленные к данной, конкретной среде обитания. Так что выживут после глобальной катастрофы не многие.

— Да, это заставляет задуматься…

— Но как бы глобальные кризисы, переживаемые нашей планетой, ни были неизбежны, согласитесь, незачем торопить события. К тому же под воздействием человека кризис может случиться не только раньше своего срока, но и иметь куда более тяжкие последствия. Мы сами меняем биосферу. Во имя своего комфорта, во имя прибылей, во имя сиюминутной выгоды. Биосфера эволюционирует, она отвечает тем, что начинает выталкивать человека. Замечательный ученый В. Г. Горшков проанализировал энергетические элементы хозяйственной деятельности современного человека и пришел к выводу, что если мы хотим сохранить среду обитания, которая для человека естественна и комфортна, мы должны 99% получаемой энергии потратить на восстановление природной среды. А мы все продолжаем черпать и черпать, ничего не отдавая взамен.

Несомненно, кризисы — дело естественное и отчасти необходимое для прогресса, после кризиса всегда возникает нечто новое. Но кризис никогда не проходит безболезненно, тем более в планетарном масштабе. Наша задача — понять, где кризис неизбежен, а где он — лишь последствие неразумного антропогенного вмешательства. И как противодействовать последнему, защитив нашу планету, наш дом от рукотворного разрушения. Как остановить глобальное переустройство, в котором уже может не найтись места для человека. Ибо природа способна отторгнуть того, кто был так безжалостен с ней.

Одновременно человек должен научиться принимать со спокойным смирением кризисы неизбежные. И здесь возникает очень серьезный, на мой взгляд, вопрос, а именно: что позволяет нам преодолевать неизбежные трудности и стрессы. Ведь, например, что такое стресс? Реакция на столкновение с агрессивной средой. Когда стрессовые ситуации воспринимаются как конец света, то тут же неизбежно начинаются депрессии, приходят мысли о самоубийстве и подобное. Если же человек воспринимает стресс как испытание его Высшим разумом, Богом, он возвышается. Душа, проходя через горнило страданий, очищается. Человек верующий, хранящий в своем сердце Бога, становится сильнее, умнее, добрее, лучше. Ведь даже с точки зрения физиологии, преодоленные стрессы тренируют, закаливают человека, повышая его жизнеспособность.

К правильному восприятию людьми кризисных ситуаций, умению справляться с ними должна привести истинная система ценностей. Та самая вторая Книга, о которой говорил Ломоносов, должна помочь книге первой. И тогда мы сумеем, пусть отчасти, но все же восстановить столь безрассудно разрушаемое, и понять, наконец, что за тайны хранят покалеченные страницы этой великой первой книги.

Беседовала Татьяна Птицына

http://www.pravoslavie.ru/guest/70 307 114 018


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика