Русская линия
НГ-Религии Хуан Кобо07.03.2007 

Кордовский спор
Испанским мусульманам запретили молиться в бывшей мечети

Кордовская мечеть была превращена в католический собор в XIII веке. Сегодня мусульмане просят Папу Римского разрешить им молиться в ней.

В начале текущего года с новой силой разгорелись давние страсти вокруг знаменитой Кордовской мечети — уникального памятника архитектуры, включенного ЮНЕСКО в Список всемирного культурного наследия. Живущие в Испании мусульмане, число которых постоянно увеличивается за счет иммигрантов из африканских стран, обратились к Папе Римскому Бенедикту XVI с просьбой разрешить им молиться в мечети.

На первый взгляд, такая просьба может показаться странной. Почему мусульмане вынуждены просить об этом Римского Понтифика? Дело в том, что на протяжении восьми веков Испания находилась под владычеством арабов, а мечеть в столице Кордовского халифата была второй по величине во всем мусульманском мире. После того как в 1236 г. король Фердинанд III Кастильский отвоевал у мусульман Кордову, мечеть была преобразована в католический собор. Для Средних веков это была совершенно нормальная практика: известно, например, что после захвата Константинополя турками в 1453 г. храм Святой Софии превратился в мечеть. Примечательно, что и сегодня католический собор в Кордове называют на старый лад: Мескита де Кордоба (Кордовская мечеть).

Обращение к Бенедикту XVI испанские мусульмане объясняют тем, что нынешний Понтифик, как и его предшественник Иоанн Павел II, выступает в поддержку межрелигиозного диалога. Иоанн Павел II, например, дважды приглашал религиозных лидеров всего мира на так называемые «Молитвы о мире» в городке Ассизи, а в 2001 г. он стал первым Понтификом, посетившим мечеть (это была мечеть Омейядов в Дамаске). Нынешний Папа Римский Бенедикт XVI совсем недавно во время визита в Турцию не просто посетил знаменитую Голубую мечеть, но и молился в ней вместе с муфтием Стамбула Мустафой Чагриджи.

В письме испанских мусульман в Ватикан подчеркивалось, что ими движет прежде всего желание «похоронить старые распри между обеими религиями». Однако епископ Кордовы Хуан Хосе Асенхо упредил ответ Папы Римского мусульманам, заявив, что «Кордовский собор принадлежит не Ватикану, а Кордовскому епископату, и только он должен принимать решение по данному вопросу». Асенхо отказался разрешить мусульманам молиться в Меските.

Испанские власти, осведомленные о просьбе мусульман, не возражают против того, чтобы Мескита стала общим домом для молитвы. В то же время решение епископа Асенхо нашло поддержку в Конференции католических епископов Испании. Конфликт вызывает острые споры в стране, где часть священнослужителей, не разделяющих консервативные взгляды высших иерархов, не одобрила их решение.

Крупнейший испанский теолог Хуан Хосе Тамайо напомнил, что в свое время в Кордове на протяжении столетий мирно сосуществовали христиане, мусульмане и иудеи, пока в XV—XVI вв.еках их не изгнали из Испании король Фердинанд II Арагонский и его супруга королева Изабелла I Кастильская. Как полагает богослов, перечеркивая традиции согласия и терпимости, иерархи Католической Церкви выступают против курса Ватикана на межрелигиозный диалог, который «эффективным образом содействовал ослаблению напряженности между разными религиями и христианскими Церквами и взаимопониманию между ними».

По его словам, «епископ Асенхо продолжает подпитывать в воображении некоторых верующих опасную идею конфликта между христианами и мусульманами, а это — удар по созиданию мира во всем мире, которое должно сопровождаться плодотворным диалогом между религиями». Как отмечает Тамайо, Ватикан сейчас исходит из того, что у трех авраамических религий — христианства, иудаизма и ислама — общие корни. Так, в Коране Иисус Христос упоминается с почтением и даже восхищением как пророк наравне с Авраамом, Моисеем и основателем ислама Мухаммадом.

Известный историк Хосеп Фонтана идет дальше, четко формулируя то, о чем сейчас многие говорят в Испании. Он утверждает, что позиция епископата по вопросу о Кордовской мечети связана с тем, что Церковь в последнее время все больше сближается с правыми политическими кругами. Причем нетерпимость ко всему новому проявляется не только в отношении к другим религиям. Католическая Церковь наравне с ультраправыми кругами Народной (консервативной) партии, потерявшей в 2004 году власть на выборах, обостряет конфронтацию с правящей социал-демократической партией по всем вопросам, вызывая напряжение в испанском обществе. Она не только грубо вмешивается в чисто политические дела, но и организовывает уличные демонстрации против правительства, призывая к гражданскому неповиновению.

И это при том, что правительство Хосе Луиса Родригеса Сапатеро, стремясь смягчить позицию епископатов, во многом идет им навстречу. Так, в начале января нынешнего года оно увеличило финансирование Католической Церкви (и без того составляющее около 5 млрд евро в год) на 36% за счет налогов на всех испанцев независимо от их вероисповедания или отсутствия такового. Это вызвало недовольство даже среди социалистов, поскольку в Испании, согласно Конституции, Церковь отделена от государства и должна существовать на пожертвования и собственные средства.

Но вернемся к Кордовской мечети. Свой отказ позволить мусульманам молиться в бывшей мечети епископ Асенхо формально обосновал так: «Совместное использование храмов и культовых зданий представителями разных религий и конфессий привело бы к смятению в умах верующих, вызвав в них охлаждение к религии».

Между тем, как считают многие в Испании, именно нетерпимая и ретроградная позиция иерархов Католической Церкви ведет к тому, что испанцы, прежде отличавшиеся очень сильным религиозным чувством, стремительно теряют его.

Проведенный в конце февраля в 25 странах Европейского союза социологический опрос «Социальные реалии Европы» показал, что в Испании истинно верующих осталось мало. Лишь 34% ответили, что религия занимает важное место в их жизни. Таким образом, Испания заняла 21-е место в этом списке.

http://religion.ng.ru/society/2007−03−07/5_kordova.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика