Русская линия
Вести 24Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 07.03.2007 

«В центре внимания XI Всемирного Русского Народного Собора будет тема богатства и бедности России»
Интервью председателя ОВЦС круглосуточному информационному телеканалу «Вести 24»

3 марта 2007 года, в канун открытия XI Всемирного Русского Народного Собора, круглосуточный информационный телеканал «Вести 24» пригласил в студию прямого эфира заместителя Главы Собора, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла.

В беседе с ведущим программы Маратом Кашиным Владыка Кирилл рассказал о предстоящих трудах Собора и его проблематике, а также ответил на ряд вопросов, касавшихся жизни Русской Православной Церкви.

Ниже публикуется полная текстовая версия беседы.

Ведущий: Владыко, здравствуйте. Спасибо, что нашли время прийти в нашу студию. Всемирный Русский Народный Собор был организован в 1993 году, за эти 14 лет изменились ли темы, которые выносятся на обсуждение, что станет главным на этот раз?

Митрополит Кирилл: Каждый год Всемирный Русский Народный Собор открывает свои слушания, с тем чтобы обсудить наиболее актуальную тему современной общественной жизни. Например, в прошлом году, как Вы помните, очень ярко и своевременно прозвучала тема прав, свобод и достоинства личности, их сопряжения с нравственной ответственностью человека. Тем Собором была инициирована очень важная дискуссия по этому важнейшему вопросу, и протекала она не только внутри России, но и на международном уровне. Год назад мы говорили о необходимости для общественного сознания уяснить, как будет развиваться Россия, что означает вызов модернизации для страны с тысячелетней духовно-нравственной и культурной традицией.

Нынешний Всемирный Русский Народный Собор как бы подхватывает и развивает главные идеи прошлогоднего Х Собора, осмысливает их в ином контексте. И поэтому на XI Всемирном Русском Народном Соборе, который начнет свою работу 5 марта 2007 года в Храме Христа Спасителя, в центре внимания будет тема богатства и бедности России. Через эту призму мы попытаемся взглянуть на политико-экономическое, социальное и духовно-культурное развитие нашей страны.

Ведущий: В чем, по-Вашему, заключается причина бедности русского народа?

Митрополит Кирилл: Это тот вопрос, на который никто не имеет ясного ответа. Когда спрашивают, в чем причина бедности таких стран, как Намибия или Ангола, имеющих колоссальные запасы полезных ископаемых, ответ бывает очень простой. В этих странах слишком тонок слой интеллектуальной элиты, имеется острый недостаток специалистов и квалифицированных кадров, недостаточно высокий уровень образования и науки, очень велика зависимость от того, что называется импортом мозгов. Этими факторами многое объясняется.

Но когда мы говорим на тему богатства и особенно бедности в России, то здесь мало что очевидно. Ибо Россия — самая богатая в мире страна по природным ресурсам, к тому же одна из наиболее продвинутых стран в сфере образования, науки и культуры. Мы входим в десятку самых просвещенных государств мира. Но тогда возникает вопрос: если в нашем распоряжении имеются огромные природные запасы, если мы к тому же обладаем выдающимся интеллектуальным потенциалом и человеческими ресурсами, то почему наши люди так бедны, почему до сих пор наше государство по ряду показателей качества жизни находится в числе развивающихся стран? Мы ведь не постколониальная страна, за нашими плечами — тысячелетняя традиция государственно-исторического развития. Однозначного и очевидного для всех ответа нет.

И поэтому задача Собора будет заключаться в том числе и в том, чтобы попытаться ответить на этот вопрос, одновременно очертив некие контуры национально-исторического проекта: чем должна быть наша страна в дальнейшем, каковы ее национальная идея и приоритеты развития, куда и какими путями мы должны идти, что нужно делать государству, обществу и отдельному гражданину, чтобы всем нам достичь тех результатов, о которых мы мечтаем.

Ведущий: Владыко, в последнее время участились споры вокруг того, необходимы ли контакты между различными конфессиями. Каково Ваше мнение — должна ли Русская Православная Церковь поддерживать взаимоотношения с мусульманами, иудеями?

Митрополит Кирилл: Не может быть будущего России без решения тех проблем, которые лежат в сфере межэтнических, межнациональных и межрелигиозных отношений. Специфика нашей страны такова, что здесь присутствуют многие этносы и многие культуры, а кроме того, на территории России достаточно значительно присутствие мировых религий.

Те, кто подстрекают православных игнорировать эту реальность, отгородиться от нее и уйти в культурно-религиозный затвор, не понимают, что подобная самоизоляция в условиях России грозит спровоцировать колоссальное и опасное напряжение в отношениях между людьми различных верований, культур и обычаев. Только в диалоге и сотрудничестве с другими мы сможем построить действительно гармоничное общество, способное вместить в себя все наличное множество культур и религий. И очень может быть, что те, кто призывают нас к национально-религиозной обособленности, на самом деле просто хотят, чтобы Россия как великое государство более не существовало. Все это не просто безответственное фантазирование, не просто конструирование абстрактных историософских схем — это взрывоопасные идеи, которые могут обернуться катастрофой для нашей страны.

Те, кто иногда критикуют нас за добрососедские отношения с исламом, с иудаизмом, с буддизмом, с некоторыми христианскими конфессиями, просто забывают опыт царской России. Той самой дореволюционной России, которую они привыкли романтизировать и чей авторитет безоговорочно признают. Взгляните на Санкт-Петербург — тогдашнюю столицу Российской империи. В этой столице находилось место для достойного присутствия тех религий, которые существовали на территории России на протяжении столетий. И межэтнические, межнациональные и межрелигиозные отношения, может быть, и не были в те времена достаточно систематизированы, однако им уделялось Государем и царским правительством очень большое внимание. И, может быть, благодаря именно этому Россия не знала межрелигиозных войн.

Таким образом, тема межрелигиозных и межнациональных отношений — одна из самых важных в повестке дня современного развития России, и от ее успешного решения без преувеличения зависит будущее нашей страны.

Ведущий: Как Вы оценили бы уровень отношений Православной Церкви с Римско-Католической Церковью? Какова сейчас ситуация на Западной Украине?

Митрополит Кирилл: На Западной Украине по-прежнему, к сожалению, существуют проблемы, и проблемы очень значительные. Не все просто и в двусторонних отношениях между нашими Церквами. Что касается ситуации в России, то здесь напряжение сохраняется в некоторых местах.

Но вместе с тем с приходом нового Папы Римского нечто изменилось в наших двусторонних отношениях с Ватиканом. Во-первых, Папа Бенедикт XVI снял с повестки дня тему визита в Россию главы Ватикана, понимая, что сегодня подобный визит был бы преждевременен, что он не принес бы реальной пользы для наших двусторонних отношений.

Кроме того, Папа заявил о своем согласии с позицией Русской Церкви по вопросу сохранения христианских ценностей в жизни современной Европы, дал зеленый свет сотрудничеству с нашей Церковью в деле свидетельства о христианской традиции перед лицом секулярного мира. Это, конечно, имеет большое значение. Потому что, как известно, сегодня в Западной Европе эти нравственные ценности и эта духовная традиция активно вытесняются на периферию общественного сознания. Сотрудничество христианского Востока и христианского Запада во имя того, чтобы Европа продолжала и впредь сознавать себя частью общемирового христианского наследия, имеет очень большое значение.

Ведущий: Если позволите, вернемся к Акту о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью, об их предстоящем воссоединении. Остался последний этап, как я понимаю, это подписание самого Акта, которое состоится уже в мае.

Может ли как-то помешать этому событию известное письмо епископа Анадырского и Чукотского Диомида. Напомню телезрителям, что в письме, распространенном в Интернете, епископ Диомид утверждает, будто в Русской Православной Церкви имеет место ряд отступлений от чистоты православного вероучения. Это цитата из письма. Итак, не грозит ли Церкви новый раскол?

Митрополит Кирилл: Думаю, что никакой раскол Церкви не грозит, однако принять во внимание все то, что происходит, следует. Я хорошо знаю Владыку Диомида, сам сравнительно недавно был на Чукотке, я ценю его миссионерскую работу, его монашеский подвиг. И считаю, что он много полезного делает для нашей Церкви на Дальнем Востоке.

Я был очень удивлен, когда в прессе появилось якобы его открытое письмо, адресованное Патриарху. Выяснение обстоятельств говорит о том, что здесь не все так просто. Владыка Диомид утверждает, что он никакого письма не писал, что был использован некий текст, который был составлен в качестве предисловия к какой-то книге. До сих пор неизвестно, в полной ли мере тот текст соответствует этому тексту. Сейчас мы изучаем это.

Но совершенно очевидно, что за всей этой, с позволения сказать, шумихой стоят определенные силы и вполне определенные люди, имена которых мы хорошо знаем.

Ведущий: Это силы, которым невыгодно объединение Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви?

Митрополит Кирилл: Совершенно верно. Это силы, которые делают все, чтобы сорвать предстоящее объединение. Ведь это объединение, помимо того, что оно имеет огромное значение для нашей духовной жизни, для укрепления нашего национального самосознания, это, если хотите, в каком-то смысле геополитический проект. Современная Россия открывает возможность для примирения своих сынов, для преодоления последствий революции и Гражданской войны. Это очень сильный по своему значению проект с международным звучанием, и у него, конечно же, есть политические противники. И мы знаем, как эти политические противники сегодня воздействуют на часть духовенства и верующих Русской Зарубежной Церкви.

Так вот все то, что сегодня произошло здесь у нас в связи с этим письмом, направлено на то, чтобы разжечь недовольство в лоне Русской Зарубежной Церкви, напугать людей, сказать им: куда же вы идете, смотрите, там же вероотступники. Это делается для того, чтобы не допустить подписания Акта о каноническом общении.

Полагаю, что это не последняя провокация. Мы ожидаем и некоторых других провокационных акций в том же роде.

Но переговорный процесс завершился. В ходе его мы действительно обнаружили общность наших взглядов практически по всем вопросам, которые некогда нас разделяли. Это милость Божия, что мы достигли такого соглашения, а теперь остается молиться, чтобы никакие потуги дьявольские не помешали подписанию Акта о каноническом общении и единству Русской Православной Церкви.

Ведущий: Владыко, еще один вопрос вызывает много споров. Это преподавание Основ православной культуры в школе. Вот уже десять тысяч школ в России ввели этот предмет в свою программу, но до сих пор не выработано отчетливое понимание, нужен этот предмет школьникам или нет. Каково Ваше мнение?

Митрополит Кирилл: Такое понимание давно выработано. Абсолютное большинство наших людей разделяет единственное мнение: это не просто нужно, а это архинужно сегодня. Государство и общество озабочены необходимостью выработки национальной идеи, мы говорим перед самыми разными аудиториями, и в том числе на предстоящем Соборе будем говорить, о перспективах возрождения и развития России. Но разве можно рассуждать о подобных материях, выводя за скобки национальное самосознание, культурно-религиозную и духовно-нравственную традицию? И возможно ли построение процветающей России без воспитания высокой нравственности в ее юных гражданах?

Сегодня в обществе страшные диспропорции между богатством и бедностью, почему это и стало главной темой XI Всемирного Русского Народного Собора. Мы все знаем, что происходит, когда наши богачи начинают сорить деньгами по заграницам, как они позорят Россию. Но помимо того, что они позорят Россию перед внешним миром, ведь они же провоцируют колоссальное социальное напряжение внутри страны. Нельзя же нам во второй раз наступать на те же грабли. Уже однажды богатые и бедные в своем столкновении породили трагедию революции и Гражданской войны.

Итак, богатые люди должны понимать, что их богатство — это не только то, что они могут тратить как хотят и на что угодно. Богатство — это вместе с тем и ответственность, богатство — это всегда осознание нравственного требования поделиться с теми, кто нуждается и кто в беде. Скажите, как мы можем довести это до сознания богатых людей, кроме воспитания в них нравственного чувства? Но если мы с детства не будем закладывать человеку в душу эту нравственную систему ценностей, которая вырастает из нашей религиозной и культурной традиции, то что же будет с нашим народом? Уже сейчас мы говорим о нетерпимом уровне преступности. Людей убивают, калечат, обманывают, обкрадывают, лишают последних сбережений и надежд на собственное жилье… Нет ни одной политической силы, которая не возмущалась бы тем, что происходит в нравственной сфере нашего общества.

Но когда мы предлагаем в интересах воспитания подрастающего поколения включить религиозно мотивированные предметы в школьную учебную программу на основе свободного выбора детей и их родителей, «тонкий слой интеллигенции», говоря словами Жванецкого, вдруг резко и массированно инициирует якобы общенациональную дискуссию о том, нужно ли это преподавание. Да нужно, конечно, нужно!

Ведущий: Но этот «тонкий слой интеллигенции» напоминает о том, что не только Православие существует в России, и потому не нужно ли ввести в школьную программу основы других религий…

Митрополит Кирилл: Конечно. Но мы же никогда не выступали против этого. Мы понимаем, что для людей, принадлежащих к исламу или иудаизму, важно знать основы своей собственной национальной культуры. И мы предлагаем изучение тех или иных основ по выбору. Если человек желает изучать основы ислама, пускай он их изучает, основы православия — пожалуйста. А может, найдутся и такие, которые захотят изучить основы православия, а потом познакомиться с основами ислама, или наоборот.

Мы только против того, чтобы создавался некий эклектичный учебный курс, опасный тем, что в его рамках все религии, культуры и воззрения окажутся перемешаны, а в этом случае детском сознании будет утверждаться религиозный релятивизм, представление о взаимозаменяемости вероучительных доктрин и религиозных представлений. Но если такой религиозный релятивизм будет утверждаться в российской школе — а именно этого хотят те, кто ратуют за введение некоего недифференцированного общерелигиозного курса, — то как же тогда мы сможем черпать в религии мотивацию для наших поступков, ведь религия становится делом совершенно относительным…

Подход, который сегодня разделяет абсолютное большинство наших сограждан, заключается в том, что русские православные люди имеют право в собственной стране изучать основы своей духовной и культурной традиции. И такое же право имеют татары, мусульмане Северного Кавказа, иные российские мусульмане. И как такое же право имеют наши иудеи, буддисты и другие представители других религий. Предложение изучать Основы православной культуры отнюдь не исключает других из этого процесса.

Ведущий: Владыко, я еще раз благодарю Вас за то, что вы нашли время прийти к нам.

Опубликовано на сайте ОВЦС МП

http://www.mospat.ru/index.php?page=35 336


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика