Русская линия
Труд Валерий Коновалов05.03.2007 

Динамит от Диомида
Что стоит за письмом чукотского иерарха, которое называют церковным скандалом?

Несколько лет назад на Чукотке мы беседовали с тамошним епископом Диомидом о вечном. Обстановка располагала — край земли все-таки.Однако и сиюминутные проблемы не отпускали далеко. Владыка посетовал на убогость его церкви, обустроенной в бывшем магазине, но порадовался, что губернатор Абрамович только что выделил средства на новый большой собор. — Мы теперь за Романа Аркадьевича молимся, — сообщил епископ. А на прощанье он подарил мне свою только что вышедшую книгу — плод многолетнего труда. Это биографическое исследование об удивительном человеке — митрополите Ростовском Арсении. Он жил в XVIII веке и тоже провел много времени на Севере. Был необычайно строгим ревнителем чистоты веры. Яростно боролся с влиянием других религий и ересей. По разным поводам выступал против властей — церковных и светских. За что жестоко пострадал. И закончил свою жизнь в Ревельском каземате, где под именем Андрей Враль был замурован в одиночной камере.

Чувствовалось, как дороги и книга эта, и герой ее владыке Диомиду. Он потрудился над своим произведением с душой. И получилось интересно. Помню, прочитал я эту книгу за время полета от Анадыря до Москвы, не отрываясь.

А вот сейчас вспомнил об этом в связи с другим произведением епископа Диомида, которое вызвало весьма скандальный резонанс. Это обращение «ко всем чадам Православной Церкви», подписанное владыкой Диомидом с несколькими сподвижниками. Текст появился на днях в интернете и уже широко растиражирован. Сам Диомид сообщил, что удивлен случившемуся, поскольку послание предполагалось не для широкой общественности, а готовилось для книги, обращенной к церковному читателю. Письмо, по словам епископа, предназначено «для тех, кто выступает против глобализма и прекрасно понимает, к чему он ведет».

Однако наиболее заинтересованный отклик это обращение получило совсем в других кругах — антицерковных. Там наперебой заговорили о грядущем расколе в Русской Православной Церкви, о неизбежных осложнениях в контактах с Зарубежной Церковью и обострении ситуации у православных на Украине. Самого епископа Диомида называют бунтовщиком и вождем раскола. Предсказывают репрессии со стороны церковных властей.

О чем же письмо?

Авторы его «с болью и скорбью» выступают против «отступлений от чистоты православного вероучения». И перечисляют эти отступления по пунктам.

Это прежде всего «участие церковных деятелей в экуменизме, одобрение ими глобализации, а в дальнейшем и подчинение церковной организации единому мировому лидеру». Это — «молчаливое согласие вместо обличения антинародной политики существующей власти, приводящее к распаду государства, демографическому кризису и другим негативным последствиям». Это — «оправдание и благословение персональной идентификации граждан». Это — «одобрение демократии». Это, наконец, «проведение межрелигиозного саммита с обращением к лидерам „большой восьмерки“, что является признанием их власти». «Большая восьмерка», по мнению авторов обращения, «является органом мирового масонского правительства, подготавливает приход единого мирового лидера, т. е. антихриста». Особая тревога о взаимоотношениях с другими религиями и учениями. В обращении выражено несогласие с тезисами о том, «что у нас один «Всевышний», и о «единстве нравственных ценностей у православия, иудаизма, мусульманства и католицизма». Последний пункт — о необходимости созыва Поместного Собора.

Вот такой документ. Надо сказать, что ничего особенно необычного и нового в нем нет. Все это уже не раз звучало и обсуждалось. По всем пунктам давались весьма авторитетные пояснения. И Патриарх Алексий неоднократно высказывался по этим проблемам вполне определенно и убедительно.

Показательно и то, что Русская Зарубежная Церковь, которой были присущи некоторые из опасений, заявленных в обращении, сочла возможным пойти на сближение с Московским Патриархатом. Самым принципиальным был вопрос об экуменизме. Однако стало совершенно очевидным, что никакие межрелигиозные контакты не означали для Русской Православной Церкви ни малейшего отступления от канонов веры.

Однако протестные настроения такого рода продолжают бытовать в некоторой части православных и у нас, и за рубежом. Отношение к ним достаточно терпимое. Дискуссия продолжается.

И в очередной раз уже прозвучали развернутые ответы по каждому из пунктов обращения. Особенно обстоятельно и аргументированно высказался диакон Андрей Кураев. Он ведь еще и одноклассник епископа Диомида по семинарии, и в Патриархии с ним вместе работал, отношения их были дружескими и теплыми. Так что на правах старого товарища отец Андрей среди прочего едко заметил, что некоторые суждения епископа были бы уместны в том случае, «если бы он сначала у себя в епархии гласно осудил то, за «неосуждение» чего он винит Патриархию. Вот интересно, Абрамовича владыка Диомид тоже не приветствует? Обличает ли он его? Отказался ли от его помощи при строительстве собора?»

А вот митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл обратил внимание на контекст, в котором появилось это письмо. «Полагаю, все это направлено на то, чтобы сорвать подписание соглашения, помешать Русской Православной Церкви восстановить свое единство», — сказал владыка. — «Неожиданное появление этого письма убеждает нас в том, что это не столько епископ Диомид изобличает, сколько некоторая группа людей, которая еще находится в тени, но будет найдена и обвинена в провокации».

Сама же по себе проблематика обращения, по мнению владыки Кирилла, — вполне нормальный повод для обсуждения. «Мы приветствовали бы, — сказал он, — широкую дискуссию на эту тему в рамках Русской Православной Церкви».

Впрочем, официальная реакция Церкви на обращение чукотского епископа и его сподвижников еще впереди. Скорее всего, этот документ будет обсужден на предстоящем заседании Синода.

Какую позицию займет Патриарх Алексий? Наверняка, как всегда, мудрую. Ведь это его личная заслуга в том, что Церковь наша остается единой при всем разнообразии настроений и мнений в ее среде. Известно его бережное отношение к людям, даже впадающим в крайности, но искренним. И церковные люди даже противоположных, непримиримых взглядов одинаково уважают и слушают Патриарха. Это ведь тогда крайности в церковной среде опасны, когда они становятся главенствующими. А для равновесия бывают полезными. И чрезмерная, казалось бы, забота о чистоте веры, что кому-то кажется мракобесием, а кому — болезненной подозрительностью, иногда тоже помогает.

Кстати, с той увлекательной книгой о митрополите Ростовском Арсении, которая неожиданно срезонировала в судьбе ее автора, вышла вот какая история. Пока владыка Диомид работал над своим трудом, его героя канонизировали. Теперь это — святой Арсений, память которого празднуется буквально через несколько дней — 13 марта.

http://www.trud.ru/issue/article.php?id=200 703 030 360 102


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика