Русская линия
Российская газетаПротодиакон Андрей Кураев02.03.2007 

Это не раскол, а желание помитинговать
К чему призвал церковь епископ Диомид

Настоящей, наделавшей много шума, сенсацией стало письмо епископа Анадырского и Чукотского Диомида. Опубликованное в малоизвестной «Руси православной», оно неожиданно было оценено светскими СМИ как голос совести и раскола одновременно.

Епископ Диомид упрекал церковь в том, что в ней набирает силу «еретическое учение экуменизма», развивается духовное соглашательство, подчиняющее церковную власть мирской власти, утвердилось «молчаливое согласие вместо обличения антинародной политики существующей власти» оправдание и благословение персональной идентификации граждан (ИНН), одобрение демократии. Он упрекает церковь в проведении межрелигиозного саммита, с обращением к лидерам «большой восьмерки», являющейся, по мнению автора, «органом мирового масонского правительства», и т. п.

Официальную оценку письму епископа Диомида с критикой руководства церкви даст Священный Синод, считают в Московской патриархии. Корреспонденты «РГ» обратились за разъяснением к известному церковному богослову, однокурснику владыки Диомида о. Андрею Кураеву.

Российская газета: Отец Андрей, расскажите, что за человек епископ Анадырский и Чукотский Диомид?

о. Андрей Кураев: Епископ Диомид — светлый и добрый человек, настоящий монах. Он несколько лет отказывался от того, чтобы его сделали епископом. Но, к сожалению, в богословском смысле это человек не выдающийся. И он, очевидно, еще с середины 90-х годов так себя настроил, что позволяет себе усваивать информацию только одного склада — негативно-катастрофического. Думаю, в том, как он воспринимает происходящие события, сказывается то, что он не участвует в реальной церковной политике. Возможно, даже у себя, в своей собственной епархии, он не работает постоянно с политиками регионального уровня. И в таком случае человек может начать переживать происходящее с позиции не творца, но жертвы. А это как раз не соответствует статусу епископа. Тем более в современном мире, когда у епископа есть возможность влиять на региональный климат, а иногда и на общецерковный и общеполитический. Когда человек находится вдали от центра принятия реальных решений, мир большой политики предстает в его глазах чем-то заколдованным и руководствующимся непонятными мотивами. А если они кажутся понятными, то становятся идеограммами. Человек может убедить себя, что все политические силы России — сплошные предатели, и общаться с ними невозможно. А это не так. Политики, мыслители, журналисты способны слышать церковных людей и понимать аргументы, и на их позиции, как и на процессы, происходящие в обществе, можно влиять.

В этом различие позиций московских иерархов и чукотского епископа — у них разный социальный опыт и отсюда разное восприятие того, что происходит в нашей стране.

В его послании есть выражение реальной боли, которую испытывают многие церковные деятели, да и просто люди, любящие Россию. Но есть и нервозность, которая сводит на нет ту пользу, которая в нем есть.

РГ: Есть ли в этом послании зерно раскола? Говорят, что по приходам собираются подписи в его поддержку?

О. Андрей: Само письмо епископа Диомида не является раскольническим документом. Другое дело, что есть очевидное желание и готовность у многих людей в церкви помитинговать. Как ни странно, именно люди, считающие себя консерваторами-монархистами в нашей церковной жизни, по умонастроению и психическому складу являются своего рода диссидентами. Они усвоили себе право радикальной критики всех и вся — и патриаршей власти тоже. Такие настроения есть, они довольно распространены. Это все люди, настраивающие себя на апокалиптический лад. Они все стилизуют в алармистском духе — все плохо, всего надо бояться. А опыт их пребывания в церкви превращается в школу ненависти. Они и пропагандируют такое богословие ненависти — «кругом враги, они все нам строят козни, надо им противостать, вплоть до… сожжения еретиков». Такие настроения есть и, как ни странно, по монастырям. Они-то и заразили в свое время епископа Диомида, а он их озвучивает сейчас.

РГ: Послание владыки Диомида могло бы остаться совсем втуне, оно было напечатано в «Руси православной» — это своего рода «Советская Россия» в спектре церковной публичности, многословная, обличительная, мало сопряженная с фактической реальностью газета. Но медийные эффекты оказались поразительными: публикации «Руси православной», во всем круглосуточно ищущей масонский заговор, радостно подхватили вроде бы пристойные, светские, достаточно либеральные и часто антицерковно настроенные «Новые Известия».

о. Андрей: Есть удивительное родство радикалов, «крайних людей» среди либералов и ретроградов. И тех и других не устраивает нормальная центристская власть. Тем более сторонникам владыки Диомида есть повод задуматься над тем, как реально звучит их голос в современном мире и кто оказывается в числе союзников. Есть повод задуматься над последствиями раскрепощенности своих чувств, не просвещенных ни богословским разумом, ни серьезным политологическим образованием.

Комментарий
Владимир Легойда, ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР ЖУРНАЛА «ФОМА», ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ МГИМО (У) МИД РОССИИ:

— Я не сторонник делать из этого письма какие-то далекоидущие выводы о назревшем расколе в церкви и прочее. Церковь — живой организм, в жизни которого бывает всякое. Есть факт несогласия одного, подчеркиваю, из архиереев с некоторыми действиями священноначалия. Исходя из того, что я слышал и читал, конфликт во многом (как то обычно и бывает) провоцируется СМИ, которые готовы выдать за сенсацию все, включая постное меню Госдумы. Никаких серьезных оснований для волнений в общецерковном масштабе я пока не вижу. Думаю, что последователей письмо не найдет. Здоровые силы в церкви преобладают как в епископате, так и среди мирян. «Конфликт» пока виртуален: в СМИ написали, что это грозит расколом. Точно так же можно было написать после Кондопоги: завтра будет гражданская война. Но ведь ее нет. Что делать? Во-первых, разобраться, в чем на самом деле состоит позиция епископа. И прояснять этот вопрос будет священноначалие. У меня лично, как у мирянина Русской православной церкви и главного редактора православного журнала «Фома», нет никакого желания заниматься «выяснением отношений». В нашей жизни столько реальных проблем, в том числе в области просветительской журналистики, которой мы занимаемся, что даже отвлекаться на это не стоит. А решение священноначалия будет, уверен, своевременное, взвешенное и адекватное.

Справка «РГ»

Диомид, епископ Анадырский и Чукотский, родился 24 июня 1961 г. в г. Кадиевка Луганской области Украины в семье рабочего. В 1978—1983 годах учился в Харьковском институте радиоэлектроники, после окончания которого работал инженером-конструктором в ХКТБ ДОСААФ.

В 1986 г. поступил в Московскую духовную семинарию. 3 июля 1987 г. в Троице-Сергиевой лавре пострижен в монашество, 18 июля 1987 г. рукоположен во иеродиакона. В 1989 г. окончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1993 году. В 1991 году рукоположен во иеромонаха. С 1991 г. находился в командировке в Камчатской и Магаданской (и временно Сахалинской) епархии. С 1992 г. настоятель храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, впоследствии вновь построенного Свято-Троицкого храма в г. Елизово Камчатской области. 28 августа 1993 г. возведен в сан игумена, 21 июля 2000 г. — в сан архимандрита. В 2000 г. хиротонисан во епископа Анадырского и Чукотского.

Елена Яковлева

http://www.rg.ru/2007/03/02/diomid.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика