Русская линия
Пресс-служба Псковской епархииАрхимандрит Тихон (Секретарев)05.03.2007 

5 марта память преподобномученика Корнилия Псково-Печерского (1570)
Наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев) о преподобном Корнилии

«5 марта мы совершаем память великого подвижника Псковской земли преподобномученика Корнилия. Много потрудился святой для того, чтобы воссияло в его душе образ и подобие Божие. Сложное было время, но Преподобный стремился жить по евангельским заповедям, и эта внутренняя духовная жизнь, наполненная благодатью Духа Святаго, выразилась и в его деятельности: летописание, строительство крепости, духовное просвещение эстов. В то же время, преподобного Корнилия отличало мужество, с которым он шел по жизни, не отступая от евангельских заповедей любви к ближнему и Богу. Эти заповеди были для него не отвлеченными понятиями, а вполне конкретными делами.

Для Церкви мученическая смерть игумена Корнилия есть факт истории: преподобномученик Корнилий пострадал от руки государя Иоанна Васильевича. Есть об этом исторические свидетельства и живое предание, которое сохраняется в обители. Если бы монастырь закрывался хотя бы на один день после смерти Корнилия, можно было бы сомневаться в истинности предания, но этого не было, как и нет сомнений в том, что игумен Корнилий принял мученическую смерть, обезглавленный царем Иваном Грозным. Игумен Корнилий, зная настроение Царя, мог бы убежать, но он по-божьему, как человек с чистой совестью, как государственник пришел торжественно встретить Царя с хоругвями, с колокольным звоном в прекрасной построенной крепости.

Ради Христа он все делал, но Царь не спросил у игумена ничего о наветах, о клевете и расправился сгоряча со строителем крепости. Кровь человеческая вопиет на Небо — это страшный грех. Правда, недавно появились мнения, что преподобномученик Корнилий не пострадал от Царя. Мы не можем этого принять и этому поверить. Зная исторические факты, монастырское предание, Церковь, причислив к лику святых игумена Псково-Печерской обители Корнилия, составила ему службы, как мученику. Сохраняются в монастыре свидетельства покаяния: Иван Грозный пожертвовал колокол монастырю, его покаяние в убийстве Корнилия и в дарах монастырю — плащаница, личный столовый прибор Царя, сумочка с денежкой — это все говорит о муках совести царя Иоанна Васильевича и о невинно пострадавшем игумене.

Известно, что наши мысли отстоят от мыслей Божьих, как Небо от земли. Мы не судим и стараемся не судить поступок главы государства того времени, пытаясь дать ему нравственную оценку. Конкретный поступок: убийство царем Иоанном Грозным преподобного Корнилия мы, конечно, осуждаем по — человечески.

Суждение мы можем иметь о конкретном поступке, но осуждение — дело Божие. Бог осудит или оправдает человека только на Страшном суде, поэтому мы не можем себе присвоить право осудить, дать оценку тому же Ивану Грозному — это дело Суда Божия. Но по-человечески то, что он совершил с игуменом обители св. Корнилием, не разобравшись, причислив его к предателю, преступнику, осуждаем. Игумен Корнилий был оклеветан, как может быть оклеветан праведник, когда смешивают правду и ложь. Но Суд Божий будет для всех нас, и мы будем стоять перед Господом не в качестве судей, а в качестве осужденных — этого нам не надо забывать.

Были и до преподобномученика Корнилия строители-основатели монастыря преподобные Марк, Иона, Васса, но заслуга Корнилия в полноте духовной жизни обители, в ее обустройстве, строительстве крепости — видимого щита Православия. Эта „корнилиевская закваска“ осталась на века и созиждет монастырскую жизнь, охраняемую стенами, построенными игуменом Корнилием. Мы всегда помним и о заступничестве Божией Матери, которая сказала: „Я не оставлю места сего“.

Вместе с Богородицей преподобномученик Корнилий укреплял защитников Пскова в Ливонскую войну от войск Стефана Батория. Если мы этого не осознаем, то мы не христиане. Мы должны видеть Христово, Божественное участие во всем, божественную составляющую в нашей жизни и благодарить за это Бога, удивляться этому и радоваться. Понимать, что цель жизни — наше духовное совершенство, а частные материальные цели: профессия, семья, построить дом — цели хорошие, но преходящие, и идут только рядом с духовной жизнью, чтобы потом, как ступени ракеты, отпасть со временем, а душа уходит к Богу, который и создал ее.

Мы ежедневно вспоминаем преподобномученика Корнилия и верим, что его невидимое присутствие, его невидимая помощь явно проявляются в жизни обители, и в той благодати, которую получают наши паломники. Вне поста в обители служат в понедельник, вторник, четверг, пятницу и субботу молебен преподобномученику Корнилию. 5 марта будет совершаться отдельная служба преподобному Корнилию, которая, как предполагают, была составлена в 1690 году, когда честные мощи святого были принесены из Богом Зданных Пещер в Успенский собор. Также память Преподобного совершается в четвертую Неделю (воскресение) после Святой Троицы в „Собор Псково-Печерских преподобных“.

Святым дана особая благодать посещать места своих подвигов и молиться за тех, кто приходит в обитель. Не зря подвижники благочестия говорят, что, посетив место подвига Корнилия — Псково-Печерский монастырь, в его лице мы приобретаем молитвенника на всю жизнь, а на Страшном суде ходатая о нашем спасении. Слава Богу! Память преподобномученика Корнилия в обители сохраняется. Слава Богу! Крепость стоит. Слава Богу! Храмы живут духовной жизнью и богослужением, посещаются нашими паломниками».

Преподобный Корнилий родился в Пскове в 1501 году, в семье бояр Стефана и Марии. Родители отдали его в Псковский Мирожский монастырь для получения достойного образования. В монастыре он подвизался под началом старца: делал свечи, рубил дрова, обучался грамоте, переписке и украшению книг, иконописи. Закончив учение, Корнилий вернулся в родительский дом с намерением стать иноком. После того, как он увидел Свято — Успенский Псково — Печерский монастырь, побывал на Богослужении в Пещерах Богомзданных, он был так восхищен увиденным, что в этом монастыре принял постриг. А в 1529 году, в 28 лет Преподобный Корнилий был возведен в сан игумена.

Деятельность Преподобного простиралась далеко за пределы обители: он распространял Православие среди живших вокруг монастыря эстов и сету, строил церкви, больницы, дома для сирот и нуждающихся. Печерская обитель, возникшая на границе Русского государства, была не только светочем Православия, но и крепостью против внешних врагов России.

Игумен превратил обитель в сильную крепость, воздвигнув вокруг монастыря каменные стены (1558−1565 гг.) Преподобный Корнилий закончил свой земной путь как мученик «много злая пострада», обезглавленный по навету, царем Иоанном (Грозным) в 1570 году 20 февраля на 69 году от рождения своего. Царь тотчас раскаялся и, подняв тело его, на руках понес в монастырь к церкви Успения. Тело Преподобномученика было положено в Пещерах, в 1690 году перенесено в соборную Успенскую церковь, в которой святые мощи преподобномученика Корнилия покоятся доныне.

http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=2747


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика