Русская линия
Вера-Эском Михаил Сизов02.03.2007 

Вода камень точит

Вот уже 15 лет православные России открывают год Рождественскими чтениями в Москве — «малым поместным собором», как часто их называют. На этом «соборе» епископы, священники, тысячи мирян, съехавшиеся со всех концов страны, делятся своими мыслями, опытом православного служения и наметками на будущее. Там же озвучивается официальная позиция нашей Церкви по тем или иным вопросам.

Будучи в самой гуще этого многолюдного форума, трудно вот так сразу ухватить главную мысль, прозвучавшую там. Но настроение людей я, кажется, смог почувствовать. И выразил бы его одним словом — уверенность.

Помню, как прежде участники Чтений встречали выступление министра образования А.Фурсенко. Его захлопывали, некоторые даже выходили из зала, демонстрируя протест против его нежелания ввести в школы основы православной культуры. Наверное, это было от сознания нашего бессилия перед властью чиновников «либеральной ориентации». За последний год позиция Фурсенко еще более ужесточилась, он вступил в открытую борьбу. Дошло до того, что он обратился в Госдуму с предложением внести изменения в закон и целиком отменить региональный компонент школьной программы — лишь бы только не было «лазейки» для ОПК. И вот после таких подвигов министр выходит с докладом на Рождественских чтениях. Встречают его жиденькими хлопками, никто демонстративно не встает, а напротив, со вниманием слушают. Фурсенко с высокой кафедры обещает православным сохранить регионам право включать в программу духовно-нравственные предметы. И даже обещает учитывать мнение верующих при создании новых гуманитарных государственных стандартов. Все так же жиденькими хлопками его провожают. Конечно, нет гарантии, что министр сдержит слово (уже научены), но и переживать по этому поводу, как видно, негоже. Потому что рано или поздно, но мы все равно добьемся своего.

Вот эта вера — в неизбежность возврата страны к православным истокам — дорогого стоит. Она гасит отрицательный, протестный порыв, который только вредит делу, выставляя православных маргиналами. Нет, мы будем культурно, в диалоге настаивать на своем — и делать это неизбежно. В том смысле, что от нас никуда не убежать, ведь нас, православных по вере и культуре, подавляющее большинство в стране. Такую твердую убежденность выразил и сопредседатель Чтений митрополит Калужский и Боровский Климент. «Не хотите ОПК в региональном компоненте — тогда давайте совместно разработаем общую федеральную программу „Основы духовной культуры и этики“, не имеющую конфессиональной направленности. И включим в нее основы православной культуры» — таков был смысл его предложения. Примечательно, что эту инициативу почти сразу же поддержали главы российских иудеев и католиков. Правда, только в первой ее части. Но диалог продолжается: ведь наряду с ОПК в федеральную программу могут включиться и другие конфессии, и пусть родители с детьми сами выбирают, что им по духу.

Когда участники Чтений разошлись по тематическим секциям, там сформировались более жесткие требования к властям. В итоговом документе направления «Церковь и культура» прямо заявлено, что «православная духовная доминанта традиционной культуры России» обязывает государство внести соответствующие поправки в «национальный проект» по образованию. Иначе какой же это «национальный» проект?

Услышат это требование власти?

Накануне юбилейных Чтений анонсировалось, что на их открытии будет Президент России. Но Путин все же не пришел. Надо заметить, он не прячется от телекамер, когда крестится перед святынями, — как было совсем недавно в Иордании, где России передан в бессрочное пользование гектар земли на месте Крещения Господня. Свое вероисповедание В.В.Путин не скрывает. Но прийти в официальном статусе Президента страны на православный форум… Это ж нужно что-то там вещать, брать обязательства, «позиционировать» себя, как говорят политики. И все же рано или поздно «позиционироваться» придется — жизнь заставит.

И уже заставляет. Кто-то из старых дипломатов утверждал, что внешняя политика государства суть отражение мыслей и намерений о внутренней политике. То есть как ведет себя власть вовне, так будет обращаться и со своими гражданами. Россия после 17-го года это вполне подтвердила: идея «мировой революции» предшествовала внутреннему террору, и «социализм с человеческим лицом» появился лишь после вынужденной смены внешнеполитического курса. Сегодня же Россия, описав круг мытарств, вынуждена вернуться к внешней политике перед 17-м годом. Накануне войны и передела мира император Николай II, стоявший у истоков создания Лиги Наций (нынешней ООН), призывал к верховенству международного права, к прекращению гонки вооружений, к учету интересов слабейших стран — то есть к «многополярности». Такова была миролюбивая христианская политика царя православной державы. Чуть ли не дословно все это повторил и наш Президент на недавней Мюнхенской конференции по безопасности, обвинив США в «однополярности». Сходна и реакция «однополярников». Германский император Вильгельм II, назвав инициативы русского царя «глупостью», ответил: «В своей практике я и впредь буду полагаться и рассчитывать только на Бога и на свой острый меч». И ныне мы слышим от Америки то же самое, мол, прав сильнейший, «Лос-Анджелес Таймс» так озаглавила статью: «Путин — вошь, которая зарычала».

В мюнхенской речи нашего Президента прозвучали программные слова: Россия — страна с более чем 1000-летней историей, поэтому имеет «привилегию проводить независимую внешнюю политику». Надо понимать, отсчитывал он от Крещения Руси, имея в виду христианскую суть нашей истории. А иной и нету. В противном случае, у нашего государства нет истории, нет внутреннего смысла, а значит, и права на свое особое место в мире. Так что пора «позиционироваться».

Недавно журналистка из Сарова, города святых подвижников и атомной бомбы, прямо спросила Президента: какова роль православия в будущем страны? Тот ответил: традиционные конфессии РФ, как и ядерный щит, «являются теми составляющими, которые укрепляют российскую государственность, создают необходимые предпосылки для обеспечения внутренней и внешней безопасности страны». Ответ уклончивый, хотя и так ясно, что без православия и христианской жертвенности страна в будущем не выстоит. И эта жертвенность пока еще жива в народе, пример тому — подвиг бывшего ракетчика из того же Сарова, о котором мы рассказываем в этом выпуске газеты. Так что уверенность в будущем есть.

http://www.vera.mrezha.ru/534/2.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика