Русская линия
Православный Летописец Санкт-Петербурга Елена Денисова01.03.2000 

О покаянии

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Каждый раз, возлюбленные братья и сестры, когда мы входим в дом Божий, мы чувствуем свое убожество, свою греховность, свое недостоинство. А почему так, возлюбленные? А потому, что мы, хотя и получили благодать Духа Святаго, крестились, но еще, как это часто бывает в земной юдоли, совершенно не влеклись к Господу. Поэтому и после крещения мы грешили, шли не по тем дорогам, не тем путем, который заповедал нам Господь Иисус Христос, стопы направляли не к деланию заповедей Божиих, а к сатане и силам его.
Поэтому мы и входим в страхе Господнем в дом Божий, и просим, как просил пророк Давид: Помилуй мя, Боже, по великой милости Своей! Потому что заслуг у нас нет никаких — одна греховность.
Смотрю и думаю часто — и не только, когда читаю написанные ваши грехи, не только когда свои грехи перебираю: «Господи, как Ты терпишь?»
Вспомните, как Господь обращался к ученикам: Доколе Я с вами? Доколе Я терплю вас? Значит, и в то время, когда видели люди Господа, видели чудеса Его, творили грех. Почему так, возлюбленные?
Как будто и дана нам благодать, но мы сами часто удаляемся от закона Господня, уходим в страну льстивого, который улавливает нас в сети. Помните, как Антоний Великий, когда вышел из монастыря, увидел демона, идущего навстречу с разными приманками — и капканы у него были, и сетки всякие.
— Трудолюбец, куда ты шествуешь? — обратился к нему Антоний.
— Иду к твоим монахам — кто на что клюнет, на какую-нибудь приманку.
Вот так он и расставляет сети, как апостол Петр говорит, что диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить.
Вы скажете:
— Мы грешны, мы еще не оставили свои грехи и увеселяемся ими. Как нам спастись?
Но Господь отвечает:
— Не печальтесь, не унывайте, это дело Божие.
Как садовник — сеет семена, надеясь что-то возрастить, и вот уже маленький стебелек пошел, затем крепнет он, а потом видим цветы и плоды. Вот так постепенно и мы должны сеять семена добра, семена любви, и тогда, конечно, спасение от нас будет недалеко.
Но пока мы живем не по благодати, то, конечно, настигают нас и уныние, и печаль, и разочарование. Но всегда помните, что после сильной бури бывает и затишье. Вот так в молодости человек перебурлил как будто бы, было и то, и другое — грешный он был, вспомним здесь хотя бы Марию Египетскую, но когда Господь призвал ее, когда она поклонилась животворящему древу, когда увидела, что так жить нельзя, когда услышала, что за Иорданом найдет спасение — она бросила все, ушла, и жизнь ее стала благодатной. Вот так немощная женщина смогла достичь равноангельского жития. А вспомним и других святых, преподобных, которые победили все полки демонские и жили уже любовью Христовой.
И вот, братья и сестры, нам можно немножко заглянуть в сегодняшний день и утешиться. Ведь как говорит Господь? Мы должны иметь и утешение. Для чего мы собираемся? Не только, чтобы выслушать нарекания, но и слово утешения. И вот апостол Павел в Послании к коринфянам говорит: Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих. Многочисленны и разнообразны способы, которыми Бог всякого утешения утешает нас. Иногда какое-нибудь слово из Священного Писания вдруг осветит наш ум и сердце как светлый солнечный луч, пробивающийся сквозь тучи. Помните, как молодой юноша вошел в храм Божий и услышал притчу о богатом юноше: «Иди, раздай имение, и будешь иметь сокровище на небесах…»
И преподобный, услышав эти слова, пошел, раздал имение и сделался Антонием Великим. Так же поступали и другие преподобные. Вот недавно мы чествовали преподобного Сергия Радонежского, который тоже «ни во что вменил красное мира». А сегодня мы чествуем апостола и евангелиста Иоанна Богослова — и он все оставил и последовал за Христом.
Вот так, возлюбленные братья и сестры, мы должны всегда утешаться мыслью, что Господь, любящий нас, всегда утешит и согреет наши хладные сердца. И ближние должны утешать друг друга, ведь теплое слово, высказанное нам, и любовь утешают нашу душу, мнившую себя одинокой и покинутой всеми. И эта любовь является для нас прообразом той вечной Любви, которая окружает нас с самого нашего рождения и до смертного часа.
Нет такой скорби, в которую Господь не вливает хотя бы малую долю утешения. Он не сразу отнимает боль от нашего сердца — она нужна и полезна нам, но Он облегчает ее своим присутствием. Будем только стараться ловить эти светлые лучи, проникающие к нам, и не будем погружаться всецело в наше горе. Не будем унывать настолько, чтобы не заметить луч света, пробивающийся сквозь тучи.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика