Prokimen.Ru | Анна Черкасова | 23.02.2007 |
Позвольте доложить Вам результаты научного исследования, проведенного совместно Отделом по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата и Московской медицинской академией им. И.М.Сеченова. Исследование называется «Взаимодействие медицины и религии (на примере российской медицины и русского Православия)». Оно относится к научной специальности «социология медицины».
Прежде чем рассматривать современное состояние сотрудничества системы здравоохранения с Церковью, остановимся на основных вехах истории этого сотрудничества. С некоторой условностью можно выделить четыре периода взаимодействия религии и медицины сначала на Руси, потом в России.
Во время первого периода основной организационной формой взаимодействия медицины и религии были больницы при монастырях. Например, были больницы при Киево-Печерском, Ново-Девичьем, Пафнутиево-Боровском и многих других монастырях. Во время следующего периода развились несколько организационных форм сотрудничества, в котором ведущее место принадлежало общинам сестер милосердия. Но в этот период были также больницы при монастырях, были храмы при лечебно-профилактических учреждениях, священнослужители занимались пастырским душепопечением в госпиталях действующей армии. Это тоже разные формы взаимодействия медицины и религии в прошлом нашей страны. Затем было советское время — период отсутствия внешних проявлений взаимодействия на уровне сотрудничества тех или иных организаций. Следует, впрочем, оговориться, что малозаметные для постороннего наблюдателя контакты все же были: например, наверняка священники посещали в больницах своих болеющих духовных чад. Но дать социологическую оценку таким контактам медицины и религии в то непростое время будет для нас затруднительно. И наконец, в 1988 г. (это был год празднования 1000-летия крещения Руси) активные отношения между медициной и религией в России возобновились, что определило начало нового периода сотрудничества.
Теперь мы подошли к рассмотрению современного состояния взаимодействия медицины и религии в России. Направлениям взаимодействия медицины и религии соответствуют определенные организационные формы.
Итак, к направлениям взаимодействия можно отнести: сотрудничество лечебно-профилактических учреждений с храмами, уход за больными, борьба с алкоголизмом, наркоманией, табакокурением, взаимодействие в решении проблем биомедицинской этики, медико-просветительская (профилактическая) деятельность, взаимодействие в сфере помощи инвалидам, взаимодействие в сфере помощи терминальным больным, конференции и семинары как форма взаимодействия медицинской и православной общественности, медицинская помощь верующим, сотрудничество в сфере медицинского образования, объединение православной медицинской общественности, деятельность Церкви по реабилитации лиц, пострадавших в тоталитарных сектах (православная, святоотеческая психотерапия), подготовка священнослужителей для больничных храмов, совместное издание материалов медицинской направленности, международные программы сотрудничества.
К настоящему времени создана база для нормативного регулирования взаимодействия медицины и религии, которое основывается на законодательстве Российской Федерации. Ключевым документом на федеральном уровне является Соглашение о сотрудничестве между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Московской Патриархией Русской Православной Церкви (подписано в 2005 году), на региональном уровне — аналогичные соглашения между департаментами здравоохранения региональных администраций и епархиальными управлениями, на местном уровне — договора между медицинскими и церковными учреждениями. Нынешнее Соглашение о сотрудничестве между Министерством и Московской Патриархией — уже третье по счету, начиная с 1996 года.
Взаимодействие между Церковью и системой здравоохранения должна координировать Комиссия, которая создана на уровне Министерства и Московской Патриархии. Такая Комиссия действительно существует, но судить об ее деятельности весьма затруднительно, поскольку в открытых источниках нет никаких сведений об ее работе.
Хотелось бы выразить надежду на то, чтобы о деятельности этой Комиссии могли регулярно получать информацию заинтересованные в этом специалисты.
Нами проведен социологический опрос, посвященный теме «Взаимодействие медицины и религии». Нас интересовало мнение пациентов, находящихся на лечении в разных лечебно-профилактических учреждениях. Кроме того, мы изучили точку зрения медицинских работников как профессиональных представителей медицины. И мы также опрашивали священнослужителей в качестве профессиональных представителей Церкви. Таким образом, опрошены 3 группы респондентов. Пациентов и медицинских работников было в исследовании по 400 человек, священнослужителей — 100 человек. Такое количество респондентов обеспечивает достаточную для научного исследования достоверность и точность результатов. Пациентов и медицинских работников мы опрашивали в форме анонимного анкетирования, священнослужителей — в форме интервью по заранее подготовленной программе. Анкета для пациентов, анкета для медицинских работников и программа интервью священнослужителей включали 3 основные части. Первая часть была посвящена медицине, вторая — религии, третья — взаимодействию между ними. То есть всем 3-м группам респондентов задавали одни и те же или близкие по смыслу вопросы, чтобы можно было потом сравнить ответы. Анкеты и программа интервью содержали паспортную часть, позволявшую определить социально-демографический статус респондентов.
Исследование проводилось в Москве и Московской области.
Всего в каждой анкете и в программе интервью было около 60 вопросов. Поэтому я могу доложить результаты преимущественно в обобщенном виде по основным разделам.
Итак, пациенты критично относятся к нынешнему состоянию системы здравоохранения, отдают предпочтение смешанной или государственной системе здравоохранения, признают необходимость реформ и повышения уровня культуры и духовности в медицинской среде.
Верующими признали себя 67,3% пациентов. В качестве своего вероисповедания 81,5% пациентов указали Православие. Получилось, что православных больше, чем верующих. Парадокс? Наверно, парадокс. Он связан с тем, что некоторые респонденты на вопрос, являетесь ли Вы верующим, отвечали «нет», «скорее нет» или «затрудняюсь ответить», а потом на вопрос «Каково Ваше вероисповедание?» указывали Православие.
При этом фактическая религиозная активность пациентов не велика. Она оценивалась по совокупности таких вопросов: Как часто Вы посещаете церковь? Считаете ли Вы себя членом местной религиозной организации (прихода, общины)? Сколько раз в году Вы отмечаете религиозные праздники? И по другим вопросам такого рода.
Сотрудничество государственной системы здравоохранения с Русской Православной Церковью считают полезным явлением для системы здравоохранения и в целом для общества 72,5% пациентов. Пациенты позитивно относятся к взаимодействию медицины и религии в сфере борьбы с алкоголизмом и наркоманией, в работе с инвалидами и пациентами хосписов, в решении проблем биоэтики, в борьбе с абортами.
Среди опрошенных нами медицинских работниках были не только врачи, но и средний, и младший медицинский персонал. Медицинские работники также критично относятся к нынешнему состоянию системы здравоохранения, отдают предпочтение смешанной системе здравоохранения, признают необходимость реформ и повышения уровня культуры и духовности в медицинской среде.
Верующими признали себя 71,8% медицинских работников. В качестве своего вероисповедания 82,5% медицинских работников указали Православие. Здесь мы видим тот же феномен, что православных как будто больше, чем верующих. При этом фактическая религиозная активность медицинских работников не велика.
Сотрудничество государственной системы здравоохранения с Русской Православной Церковью считают полезным явлением для системы здравоохранения и в целом для общества 76% медицинских работников. Медицинские работники позитивно относятся к взаимодействию медицины и религии в сфере борьбы с алкоголизмом и наркоманией, в работе с инвалидами и пациентами хосписов, в решении проблем биоэтики, в борьбе с абортами.
Мнение священнослужителей по поводу проблем здравоохранения сходно с мнением пациентов и медицинских работников. Священнослужители были, в основном, священники и несколько диаконов. Архиереев среди них не было.
Священнослужители признают необходимость контактов Церкви с различными социальными структурами. Они также считают целесообразным для православного человека заниматься тем или иным видом социального служения.
Сотрудничество здравоохранения с Церковью считают полезным 98% священнослужителей. Подавляющее большинство опрошенных позитивно относится к предложенным отдельным направлениям взаимодействия Церкви с медицинскими организациями.
Священнослужители в целом относятся с большим энтузиазмом, чем пациенты и медицинские работники, к сотрудничеству здравоохранения и Церкви вообще и по избранным, социально значимым направлениям в частности. Но и пациенты, и медицинские работники в большинстве своем имеют позитивный взгляд на контакты двух социальных институтов. Тем не менее, следует отметить, что мнения участников исследования не всегда совпадают. Кроме того, среди пациентов и медицинских работников довольно большие доли составляют затруднившиеся ответить на некоторые вопросы. Но в целом можно заключить, что все 3 группы респондентов положительно относятся к взаимодействию медицины и религии, и это создает благоприятную почву для данного социального процесса.
Более подробно ознакомиться с результатами данного исследования можно по книге, научной монографии, которая имеется в продаже в нашем Отделе. Название книги совпадает с названием доклада. Благодарю за внимание!
Анна Евгеньевна Черкасова, заведующая медицинским сектором Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата
http://www.prokimen.ru/article_2610.html