Литературная газета | Сергей Магарил | 22.02.2007 |
В официальной справке специально созданной рабочей группы Госдумы и Общественной палаты, выезжавшей на место событий, среди причин конфликта указаны: вакуум власти, накопленные социально-экономические проблемы, просчёты в миграционной и национальной политике, отсутствие решительных действий в борьбе с коррупцией и организованной преступностью. В свою очередь, председатель думского Комитета по безопасности Владимир Васильев высказался более жёстко: «Основная причина беспорядков — коррупция сотрудников милиции и административных органов». А председатель комиссии Общественной палаты по толерантности и свободе совести академик Валерий Тишков был ещё более определённым: приезжие, подкупая местную бюрократию, получали своего рода индульгенцию и пребывали в уверенности, что на них законы не распространяются.
Сами жители Кондопоги также убеждены: беспорядков и погромов можно было избежать, если бы не бездействие властей. На протяжении пяти лет люди просили, умоляли власти расторгнуть договор аренды, закрыть ресторан «Чайка», который в справке депутатской группы характеризуется как «рассадник преступности, незаконной продажи алкоголя, наркотиков и хулиганства». Однако городские власти и правоохранительные органы бездействовали. И, как выяснилось, отнюдь не бескорыстно.
Увольнение республиканских и районных руководителей, оценки депутатов ГД и экспертов, свидетельства очевидцев — всё это вынуждает признать последовательную, на протяжении длительного времени, деградацию административных и правоохранительных органов Кондопоги, вплоть до полной утраты ими дееспособности. Причём отмеченный «вакуум власти» — есть не что иное, как распад государственности в одном отдельно взятом городе при полном бездействии республиканской властной вертикали и отсутствии реакции со стороны аппарата полпреда президента РФ в Северо-Западном федеральном округе.
Специального обсуждения требует и ситуация с представительной властью. Весьма показателен тот факт, что в связи с конфликтом практически не упоминались депутаты, представляющие интересы населения Кондопожского избирательного округа как на республиканском, так и на федеральном уровнях. Фактически эти «представители народа» оказались страшно далеки и от народа, и от проблем своего округа, где в течение нескольких лет назревал тяжелейший социально-политический конфликт.
Фактически «взаимодействие» населения и властей Кондопоги протекало по модели «бунташного» XVII века: вначале люди годами смиренно умоляли власть навести в городе порядок, а когда терпение иссякло и озлобление перехлестнуло через край — взметнулся традиционный бунт, бессмысленный и беспощадный. Закономерный итог мздоимства одних и политической беспомощности других — гибель людей. Массовая социальная некомпетентность мстит беспощадно. И власти, и население оказались неспособны к цивилизованному политико-правовому разрешению конфликта, достижению конструктивного социального компромисса.
Характерная деталь — в городе практически нет общественных организаций. Но тогда кто и кого предлагал избирателям округа в качестве кандидатов в депутаты, откуда эти люди, что о них знали горожане до выборов?.. А ведь только опираясь на влиятельные общественно-политические организации, граждане могут провести в органы законодательной власти своих лучших представителей. Именно такие депутаты — в качестве равноправных партнёров исполнительной власти и правоохранительных органов — смогут взять на себя реальную защиту интересов населения. Только тогда власти будут вынуждены считаться с этими интересами и вести конструктивный диалог. И такие организации необходимо создавать самим гражданам. К сожалению, не имея элементарного гражданского образования, дезориентированные и политически разобщённые люди неизбежно становятся заложниками коррумпированных чиновников в жизни и жертвами циничного манипулирования на выборах.
Тем не менее сама жизнь вынуждает жителей Кондопоги на ходу осваивать навыки солидарных действий. Кровавый абсурд происшедшего и опасение его повторения привели к тому, что в городе возник первый росток гражданского общества — общественная организация «Наш дом — Кондопога». Что можно только приветствовать. Своей главной целью организация заявила «обеспечение конституционных прав граждан и правопорядка», что предполагает тесное взаимодействие с властями, а также эффективный контроль над их деятельностью. Но обращают на себя внимание резкое несоответствие заявленных, по существу, общенациональных политических целей и заведомо ограниченный, локальный масштаб общественной организации, явно не располагающей возможностями для реализации этих принципиально значимых целей. Сам характер организации «Наш дом — Кондопога» не предполагает её включения в общенациональные социальные сети.
Более конструктивным представляется несколько иной способ действий социально активной части жителей Кондопоги. В городе учреждаются 2−3 территориальные организации разных политических партий, имеющих фракции в Госдуме. Это создаст реальные каналы вертикальной политической коммуникации и конкуренцию за голоса избирателей. Совместная организационно-практическая работа, участие в областных и общенациональных мероприятиях, партийная учёба и т. п. позволят выявить среди членов партийных организаций наиболее способный, ответственный и профессионально подготовленный актив. Именно таких людей городские парторганизации и смогут рекомендовать руководству своих партий для включения в списки кандидатов на выборах любого уровня. Имея практический опыт работы в представительных органах власти, расширив свой политический и профессиональный кругозор, получив при необходимости дополнительное образование, такие специалисты нередко переходят на работу в вышестоящие структуры исполнительной власти. Именно так работает типичный кадровый партийно-политический лифт, отбирая подлинно лучший человеческий материал для высших эшелонов национально-государственного управления. Однако реализация сценария «демократического участия» требует и качественно иного уровня массовой политической культуры.
К большому сожалению, Кондопога — не единственный случай стагнации государственной власти. Так, в последнее время резко обострилась обстановка в Сальском районе Ростовской области, где с начала 2006 года открыто действует многочисленная этническая преступная группировка. При фактическом бездействии РОВД участились убийства, грабежи, насилия. Жители Сальска доведены до предела, и в любую минуту ситуация в городе может взорваться… После убийства кандидата в мэры Дальнегорска Д. Фотьянова туда выезжал разбираться депутат Госдумы Василий Усольцев. По его мнению, городом заправляет что-то вроде муниципальной преступной группировки. Всё погрязло в коррупции, криминал имеет такие связи в милиции, что уже не разберёшь, где тут милиция, а где криминал… Особую обеспокоенность подобные сообщения вызывают в свете заявления первого заместителя генерального прокурора РФ А. Буксмана, согласно которому объём коррупции в России составляет около 240 млрд долл. в год, что сопоставимо с федеральным бюджетом. Причём он отмечает, что «очень многие наши проблемы в экономической и социальной жизни можно было бы разрешить, если бы не засилье мздоимства и взяток». Коррупция, пронизывая все уровни государственной власти, стала одним из серьёзнейших препятствий на пути развития нашего общества, жёстко констатирует генпрокурор Юрий Чайка.
Данные Генпрокуратуры свидетельствуют: причины, вызвавшие острейший социально-политический конфликт в небольшой Кондопоге, как и рост социальной напряжённости в Сальске и Дальногорске, массово тиражируются на общенациональном уровне. Это является мощным фактором, подрывающим легитимность власти, и потому — прямой дорогой к распаду государства, а значит, серьёзной угрозой национальной безопасности России. Аналитики Совета по внешней и оборонной политике предостерегали об этой опасности ещё в 2002 году.
Однако главный вопрос — из серии вечных российских: что делать? И над ним надо думать всем миром.
Сергей МАГАРИЛ, кандидат экономических наук
Порочный круг?
От «ЛГ»
Вообще национальная политика — важнейшая составляющая федеративного государства. И здесь власти ещё надо работать и работать. Хотя в правительстве (в отличие, например, от парламента) нет даже соответствующего министерства или ведомства.
Да, распад государственности начинается с распада властных структур (что отмечалось и в завершающейся сегодня дискуссии «ЛГ» о причинах краха СССР). Например, в отдельно взятом городе, районе, области.
При этом «в полный рост» встаёт вопрос об эффективном гражданском обществе, разговоры о необходимости которого уже давно ведутся в стране. А также параллельно другой — об общественных организациях и представительной власти, которые зачастую оказываются страшно далеки и от народа, и от его насущных проблем. Однако и здесь много туманных слов.
Две недели назад Общественная палата РФ представила первый ежегодный доклад о состоянии гражданского общества, основным институтам которого — некоммерческим организациям — в нём уделено особое место. Однако (под спудом дефиниций и цифр) речь в итоге вновь зашла о финансировании. Так, по словам председателя комиссии ОП по вопросам интеллектуального потенциала нации и ректора Высшей школы экономики Я. Кузьминова (под руководством которого готовился документ), для нормального развития НКО необходимо менять процедуру распределения государственных грантов, ввести налоговые льготы для бизнеса, оказывающего благотворительную помощь общественникам. У многих, однако, в последнее время появилась устойчивая привычка: когда речь заходит о деньгах или льготах, невольно начинаешь искать «подводные камни». Тем более что страдания о «недоразвитости» гражданского общества опровергаются даже статистикой, приведённой в докладе.
Так, на 1 октября 2006 г. в России было зарегистрировано 665 623 НКО, из которых чуть меньше половины — учреждения, включая органы государственной и муниципальной власти, а чуть больше — непосредственно структуры гражданского общества, оформленные в качестве зарегистрированных организаций. И их число довольно быстро увеличивается. В расчёте на 1000 жителей в нашей стране приходится 2,5 зарегистрированных НКО. Это в сравнении с другими постсоциалистическими странами относительно высокий показатель. Например, в Польше на 1000 жителей приходится 1,4 НКО, а в Болгарии — 1,1. И что-то в среде европейских либералов не слышно стонов о недоразвитости демократии и гражданских обществ этих государств.
Для чего тогда, спрашивается, нужны запрашиваемые деньги и льготы? Не говоря уже о тех НКО, которые строят гражданское общество в России на «зелёные» из-за рубежа, поступающие в том числе и от правительств западных государств. Категорически против этого вот уже несколько раз выступил российский президент.
В том числе и на недавней «громкой» Мюнхенской конференции.
Впрочем, в том же докладе Общественной палаты совершенно справедливо отмечается, что «вопреки распространённому заблуждению основным препятствием к объединению (общества. — Авт.) выступает отнюдь не предубеждение против «чужаков"…». Да и не может выступать, потому что испокон веку на Руси такого предубеждения в народе не существовало. Но зато порой оно провоцировалось с теми или иными конкретными целями.
Последние соцопросы, приведённые в докладе, свидетельствуют, что «самоидентификация большинства людей не создаёт серьёзных межнациональных, межконфессиональных и иных подобных барьеров». А вот «важным препятствием к объединению и эффективным совместным действиям является дефицит доверия людей друг к другу и к структурам гражданского общества. Возник своего рода порочный круг: недоверие порождает разобщённость — разобщённость питает недоверие…».
Разорвать этот «порочный круг» — приоритетная задача власти. Потому что иначе все экономические преобразования уйдут в песок на развалинах государства.