Российская газета | Нина Рузанова | 22.02.2007 |
На руках у отца Дмитрия — ожоги от кипящей смолы, с обмороженных ступней срезана кожа: его семья чудом спаслась из горящего дома, крыша рухнула через считаные минуты после того, как они, раздетые, выбрались из окна.
Но физические страдания — ничто по сравнению с тем унижением, которое пережил сельский священник. С детьми на руках он целый час бегал босым по деревне, стучась во все двери. Не открыл никто.
…В половине седьмого утра матушка Лидия встала, чтобы согреть бутылочку младшему сыну — ему восемь месяцев. Вернувшись из кухни в детскую, почувствовала удушье — она очень чувствительна к запаху дыма. Бросилась будить мужа.
— Я открыл дверь в кочегарку и увидел стену огня — больше ничего нельзя было разглядеть. На меня полилась смола — вот она, до сих пор на подряснике, — рассказывает, вздрагивая от приступов кашля, отец Дмитрий. — Мне показалось, что там все было облито какой-то горючей смесью, иначе как мог огонь так быстро распространиться на всю кочегарку? Попытались позвонить пожарным, но кабель уже перегорел. Веранда была в дыму, супруга задыхалась, я выбил окно в комнате, мы схватили спящих детей (как были, в маечках, одевать не было времени) и выскочили. На улице я увидел, что горит уже весь дом, чуть позже взорвался котел под крышей и все рухнуло.
Соседка, живущая в десяти метрах, вначале пустила семью настоятеля. А потом «быстро выдворила», как говорит отец Дмитрий.
Испугалась, что газовые баллоны в ее доме взорвутся, сама на улицу вышла. Потом, правда, вернулась обратно и заперлась. Священник же, прижимая к себе малышей, бежал дальше. Описывать то, что творилось в течение следующего часа, отец Дмитрий не в силах.
— Мимо них проехала машина, даже не притормозив, — говорит за него протоирей Константин Работа, вчера привозивший погорельцам собранную в новосибирских храмах помощь. — А ведь было уже утро, светло, все прекрасно видно: дом горит, по улице мечутся раздетые люди с детьми! Потом они стучались во все дома, и никто не открывал. Целый час! Окоченев от холода, они сами зашли в какой-то дом, который оказался незапертым, и там спасались, пока их не забрали прихожане.
«Это не просто равнодушие. Это какое-то сатанинское равнодушие», — говорит отец Константин. Он имеет в виду обычных жителей села — тех, кто любовался из окон на обезумевшую от холода и страха семью настоятеля и не хотел помочь. Но есть повод говорить и о «профессиональных» сатанистах — сектантах. Именно они, как предполагают священники, появились в сельской церкви накануне пожара.
— Храм в Посевной был ограблен и осквернен — часть утвари пропала, иконы были истыканы окурками, — сообщили «РГ» в соборе Александра Невского, при котором действует антисектантский центр. — За день до пожара в церковь приходила странная женщина в черном, которую вполне можно идентифицировать как сатанистку — она угрожала отцу Дмитрию. В тот же день у него украли собаку, вдруг оказались открытыми очень тяжелые железные ворота дома, в доме появились следы мужских сапог, родители священника слышали чужие шаги возле кочегарки, где затем начался пожар.
Нападение сатанистов — это лишь версия, подчеркивают священнослужители. «Может быть, это просто людская злоба, — размышляет отец Константин. — Священника ведь можно обижать безнаказанно — он не сможет ответить по определению. Посмотрел кто-то по телевизору про поджог в Тверской области, и сам решил повторить — такое бывает"…
Однако в версию о том, что пожар не случаен, укладываются и другие факты. Примерно за полгода до пожара в Посевной подвергся осквернению храм в райцентре Черепаново (в монастырской квартире при этом храме сейчас приютили отца Дмитрия с женой и детьми). А буквально несколько дней назад сгорел дом настоятеля прихода в другом районном центре — Чистоозерном. Такие вот горящие совпадения.
Между тем правоохранительные органы пока не видят в случившемся никакого криминала. В качестве предварительной причины пожара названо нарушение правил эксплуатации печи. «Как могли пожарные это установить? — недоумевает отец Игорь, благочинный церквей округа. — Мне рассказывали прихожане, что пожарные приехали через три часа после того как их вызвали, постояли возле догорающего дома и уехали. Я этим был очень возмущен"…
После того как история отца Дмитрия получила огласку, прокуратура Черепановского района запросила материалы о пожаре в районном управлении госпожнадзора. Будет ли возбуждено уголовное дело, в рамках которого можно тщательно изучить и сопоставить все факты? Решение, как сообщили в прокуратуре, примут сегодня.
Комментарий
Владимир Тузов, дознаватель Черепановского УГПН:
— Предварительная причина пожара — нарушение правил эксплуатации печного отопления. Топящаяся печь была оставлена без присмотра, что запрещено. Пока никаких признаков поджога не обнаружено. Пожар был обнаружен в 6.30 12 февраля, нам сообщили только 6.57. До места происшествия от расположения части — 18 километров, тем не менее пожарные расчеты были на месте в 7.18. К этому моменту дом горел почти час, крыша обрушилась, поэтому усилия были направлены на защиту соседних зданий. В 12.30 пожар был ликвидирован.
Олег Заев, заместитель руководителя информационно-консультационного центра по вопросам сектантства при соборе Александра Невского:
— «Как понравился наш пасхальный подарок?» — такую записку прислали настоятелю нашего собора сатанисты, убившие сторожа и спалившие церковное здание, где должна была разместиться Воскресная школа. Это произошло в 1997 году, и это не первый и не последний факт, доказывающий существование в нашей области секты сатанистов. В 1994—1995 годах, по нашей информации, ее адептами было совершено два ритуальных убийства: 33-летней женщины и семилетней девочки. Убийца ребенка в суде заявил, что считает себя последователем сатаны, занимается черной магией и совершил преступление, чтобы обрести сверхъестественную силу. В 1996 году сатанинским надписями была осквернена часовня имени Николая Чудотворца, символизирующая центр России, позже капище с сатанинской символикой было сооружено в храме на ВАСХНИЛе. Мы предполагаем, что в Новосибирской области существует несколько направлений сатанинских сект, однако не в состоянии отследить все их названия, места, где они собираются, и прочее. Это — дело правоохранительных органов.