Русская неделя | Александр Александров | 22.02.2007 |
«Сруби ствол, слетят и сучья!», а плоды на модификацию. А ведь в нашем конкретном случае эти плоды Мы с вами, как часть живого дерева, корни которого — вера, ствол — церковь, плоды — люди, ветви — традиции, а в целом есть государство.
Единение — формула русского здоровья! Понимая механизмы расчленения, осознавая связь всех элементов системы, мы можем внести свой вклад в единение, один из путей которого — возрождение национальных традиций.
На страницах этого журнала, мне хотелось бы начать цикл статей, о мужской состязательной культуре, и сегодня речь пойдёт о русской борьбе на опоясках.
Поясная борьба! Как много слышали, и как мало знаем мы о ней. Какая она? Какие силы и процессы сокрыты в ней?
В Тобольской губернии / Тюменской области эта борьба имела ряд условных названий: «сибирская», «деревенская», «крестьянская», «русская», но чаще всего просто «на опоясках».
Опояска — это широкая полоса ткани или пояс длинной более 2 метров. В каждой деревне был свой обычай. В одних сёлах её перекидывали через правое плечо до левого бедра, делали на боку ручку-свёрток трижды скручивая опояску, а затем повязывали вокруг талии. Захват брали только за опояску, правой рукой за ручку на боку, левой рукой за косую лямку в районе плеча. Мануфактуру в этом случае покупали мягкую, чтоб не растереть в кровь шею. В других сёлах для борьбы использовали пояс традиционной одежды, повязанный вокруг талии, за него и делали захват обеими руками.
Состязания в борьбе проводились в праздничные и будние дни с конца весны и до середины осени, сказывался суровый сибирский климат.
Боролись везде: на покосе, на школьных переменах, на вечёрках. Но по истине массовый характер борьба приобретала только в съезжие престольные праздники, когда приезжали сотни гостей из разных сёл, деревень и даже из городов, а с ними десятки сильнейших охотников побороться. Тут и торговали и веселились. Гостям всегда были рады, гостеприимства хватало на всех. Среди многих заметны были татары — любители побороться. Да и население в сёлах по национальному признаку было неоднородным, в селе могли жить бок о бок русские, немцы, малороссы, зыряне и другие, и все одним миром, одним «коллективом».
День начинался с торжественной службы в храме. После службы собирались, на просторном и красивом месте. Это могли быть, центральная «площадь», возле церкви, поляна на берегу пруда, озера или реки, перекрёсток двух улиц.
Во время борьбы жесткую обувь снимали, чтобы не покалечить ноги сопернику. Боролись босиком или в шерстяных носочках, если было сыро в мягких кожаных чирках.
Начинали борьбу ребятишки с 5−6 лет, затем вступали ребята постарше, подростки, взрослые мужики и старики бородачи. Весовых категорий не было. Борьба велась в положении стоя. Отпускаться от опояски было нельзя на кругу сразу кричали — «Не можешь держаться, так, зачем бороться идёшь!».
Боролись «партия на партию» «на победителя» — это когда проигравший уходил, а победитель оставался бороться со следующим. Здесь было важно выставлять бойцов в определённой последовательности, чтобы измотать сильных борцов противника, сохраняя силы своих на финальные поединки. Были такие силачи борцы, которые бороли подряд до 5, 10, 20 и даже до 40 человек. Их имена и сейчас помнят односельчане.
Для победы надо было дважды уронить соперника на землю или заставить его коснуться земли третьей точкой. Касание земли коленом уже считалась поражением.
Были и распорядители боя, которые заранее определяли последовательность выхода борцов. Они же вместе со стариками и кругом судили спорные моменты, отдавая победу одному из борцов. Победитель «уносил круга» т. е. считался абсолютным победителем, получал в подарок обе опояски. Такой человек пользовался почётом и уважением, становился объектом гордости односельчан. Победа одного была победой всего коллектива так как достигалась результатом общих усилий. Именно в такие моменты воспитывалось чувство товарищества, самоотверженность, взаимопомощь.
У борцов была своя терминологи, броски чаще всего имели следующие названия:
«C холки» — броски через бедро, через спину, подбивы и подхваты бедром. «С носка» — подбивы пальцевой частью своей подошвы ног противника. «С крючка» — подножки, зацепы голенью и стопой, обвивы, отхваты, подбивы голенью, подсечки изнутри в колено, некоторые подсады. «С пятки» — зацепы пяткой, стопой, часть подсечек в колено. «С колена» — броски подсадом бедра, броски через колено с предварительным отжиманием колена противника изнутри или снаружи. «С вертка» — сваливания противника рывком или жимом в сторону. «С кружка» — сваливание противника выведением из равновесия путём раскручивания в горизонтальной плоскости. «С подвала» — броски через грудь, через голову.
«Борись и борьба сама тебя научит!» или «Делай как я, повторяй за мной!» — главные принципы обучения борьбе. Действия ребёнка корректировались устно и личным показом со стороны взрослых: старшего брата, дяди, отца, деда, которые показывали где подбить ногой, когда лучше бросить, в каких случаях зайти «с холки», а в каких «с крюка». К 18 годам парень вырастал опытным борцом, а к 25−30 годам уже был настоящим мастером с двумя десятками лет практики. Благодаря простоте борьба была доступной для понимания, массового обучения и передачи.
За неделю до праздников мужчины собирались в удобном месте и устраивали в течение всей недели подготовительные поединки. Заядлые борцы-силачи набирались сил: меньше работали, ели больше мяса и хлеба, если позволяла церковная традиция.
Церковные праздники с массовыми гуляниями борьбой, каруселями, хороводами собирали все поколения. Они были институтом передачи традиций детям, институтом брака, укрепляли межобщинные, межнациональные, дружеские, родственные связи, в купе с торгами и экономические связи. Борьба же как часть праздника, была одним из символов мужского единства, вокруг которого объединялась вся община: старики, бабы, девки, ребятишки.
Однако со второй половины XX века традиция стала резко угасать. Нарушилась связь поколений. Сказались огромные людские потери в ВОВ и отток сельского населения, особенно молодёжи, в города после выдачи паспортов в 1962 г. Старики — носители традиции, остались без преемников. Повлияло и изменение образа мыслей. Рушались храмы. Нарушился традиционный распорядок бытовой и праздничной жизни. Старинные праздники заменялись новыми светскими. Деревенская молодёжь стала приобщаться к городской моде, музыке, развлечениям. Нарушились трудовые общинные традиции. Мужское население деревни ударилось в пьянство. Ослабевали родственные связи, взаимопомощь. Разрушающаяся община в деревне, не могла быть создана в городе. По политическим соображениям власти старались воспрепятствовать любым неформальным объединениям. Похожая ситуация была с церковной общиной. Старшее поколение до сих пор помнит, как после церковной службы дружинники и милиция устраивали задержание прихожан. Так старики и молодёжь лишились институтов преемственности национальных и религиозных традиций.
Русские как цементирующая нация, дабы скрепить и растворить другие нации в рамках общности — «советский народ», были намеренно, лишены, национально-религиозного, сознания, и, больше, чем другие народы СССР, ущемлены в правах на развитие национальной культуры. Сегодня мы пожинаем последствия той политики в виде национального экстремизма, и других разрушительных явлений.
Но возможен и обратный процесс — это приживление к «стволу» церкви оторванных от неё народных традиций, приобщение к традициям взрослых и молодёжи, объединение их в православные братства. Город, приобщаясь к национальной культуре, потянет за собой деревню. Это оздоровит общество и государство.