НГ-Религии | Павел Круг | 21.02.2007 |
«Среди критериев были новизна подхода, свежесть решений, качество журналистики и регулярность обновлений, — сообщил „НГР“ председатель общества „Радонеж“ Евгений Никифоров. — Православный интернет сейчас просто необозрим. „Клуб православных журналистов“ — это клуб главных редакторов ведущих православных СМИ, и мы принципиально оставляем за собой право на субъективность суждений. Мы не составляли профессионального жюри, но на практике мнение людей, искушенных в православной журналистике, оказывается верным».
Теперь сайт Саратовской епархии имеет все шансы стать примером для подражания. Создатели этого проекта, похоже, ставили цель охватить все стороны церковной жизни. В частности, предметом дискуссий в СМИ стал раздел «сектоведение», однако среди рубрик можно найти и такие безобидные, как «православная кухня», «детская страничка» и т. д.
Когда интернет-технологии стали бурно развиваться в России, всемирная паутина моментально стала трибуной для множества маргинальных религиозных течений. Однако со временем ситуация изменилась. На сегодняшний день интернет-странички имеют 82% епархий Русской Православной Церкви, находящихся на территории России. Не имеют своих сайтов, как правило, недавно образованные епархии, а также расположенные там, где нет возможности использовать интернет. Однако и в центральной России есть несколько крупных епархий, не имеющих своего представительства в глобальной информационной сети.
Более или менее постоянные рубрики, присутствующие на епархиальном сайте, — это история епархии и новости, реже встречается информация о паломничествах. Большим достоинством епархиального сайта является информация о входящих в состав епархии благочиниях и приходах (с адресами и телефонами). При этом непременный атрибут любого епархиального сайта — сведения о правящем архиерее. Некоторые наиболее «продвинутые» сайты содержат целые библиотеки духовной литературы.
Часто епархиальные интернет-порталы предоставляют возможность виртуального общения со священником, а некоторые — даже с архиереем. Вопросы, с которыми обращаются прихожане к священнослужителям, как правило, касаются дозволительности тех или иных действий, отношения Церкви к чему-либо, просьб о помощи в непростых жизненных ситуациях. Реже посетители просят дать толкование Священного Писания, обращаются с вопросами по церковной догматике и истории.
Пожалуй, главным показателем того, что сайт «живет», является его обновляемость. Она зависит от того, может ли епархия содержать администратора сайта. Очевидно, такая возможность есть не у всех — многие обновляются крайне редко. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорил об этом на собрании духовенства Москвы и Московской области в декабре прошлого года, имея в виду сайты московских приходов и храмов (см. «НГР» N 22 от 20.12.2006). Однако зачастую «молчат» целые епархии.
Абсолютное большинство епархиальных сайтов используют русскую языковую версию. Церковнославянский шрифт можно встретить разве что в заголовках. Но иногда сказываются местные особенности. Например, сайт Йошкар-Олинской епархии частично переведен на марийский язык.
Все епархиальные сайты РПЦ находятся в домене первого уровня ru, однако не все могут позволить себе оплачивать домен второго уровня. Многие епархии пользуются услугами бесплатного хостинга, так что адреса епархиальных сайтов выглядят порой довольно оригинально.
Дизайн весьма разнообразен. Тут все зависит от фантазии администратора сайта. Можно выделить две крайности. Либо сайт изготовлен явно кустарным способом, и все его содержимое размещается на одной бесконечной странице сплошным текстом с редкими вкраплениями картинок. Либо вас встречает гигантского объема анимированная презентация, призванная продемонстрировать всю мощь православия в данном уголке России. Правда, анимация загружается так долго, что путешествие по такому сайту становится не из легких. Но при всем этом содержательные и удобные для интернет-навигации епархиальные сайты с продуманной структурой — не редкость.
«Совершенно очевидно, что интернет — это лишь техническое средство, которое может быть использовано по-разному. Недопустимо пренебрегать им только потому, что кто-то поставил его на служение греху и пороку», — заявлял Патриарх Алексий II в конце прошлого года. Он сравнил всемирную паутину с другим, более древним средством коммуникации. «Римские дороги, выдающееся достижение человеческой цивилизации того времени, стали путями распространения евангельской проповеди, — сказал Патриарх. — Посмотрите на карту миссионерских путешествий апостола Павла: пути, по которым он шествовал из города в город, от одной общины к другой, пролегали по военным и торговым путям Римской империи».
Эти слова — знак того, что РПЦ все активнее овладевает интернет-технологиями. В то же время получается, что глобальная информационная сеть для нее сродни языческому Риму и при всех своих возможностях сама по себе была и остается явлением, чуждым церковной традиции.