Православие.Ru | Игумен Георгий (Шестун) | 21.02.2007 |
Игумен Георгий (Шестун), преподаватель Самарской Духовной Семинарии |
Мы считаем, что в современной системе образовательных стандартов должна существовать образовательная область духовно-нравственной культуры. Она должна существовать наравне с такими областями, как естественно-научная, область истории, филологии. Более того, мы считаем важным, чтобы само содержание образования базировалось на определенной мировоззренческой позиции.
— Что сейчас делается для того, чтобы духовно-нравственная область действительно вошла в российскую образовательную систему?
- Сейчас мы занимаемся подготовкой учебных пособий, программ, методических рекомендаций. Около 90% этой учебной литературы выпускается издательством «Покров». Наше сотрудничество с «Покровом» началось с издания учебника «Основы православной культуры» А.В. Бородиной. Недавно изданы книги «Я иду на урок православной культуры» — для начальной и средней школы. Готовится к изданию серия учебных пособий для учителей-предметников: духовно-нравственная культура на уроках физики, математики, химии, православный календарь на уроках русской литературы. Каждый преподаватель-предметник должен получить конкретные методические пособия, где сформулированы задачи уроков и подобраны тексты для них.
Подготовлен также набор учебных пособий по курсу «Основы православной культуры» для 1-х — 9-х классов. Это учебники, хрестоматии, медианосители с иллюстрациями и музыкой.
— Насколько существующие региональные образовательные стандарты по ОПК соответствуют тому, что действительно надо давать детям?
— Эти программы во многом экспериментальны. В разных регионах апробируются разные курсы, отбираются лучших из них. Что касается некоторой пестроты существующих региональных стандартов, то она вполне естественна для начального этапа, который мы сейчас переживаем. Например, до сих пор нет однозначного определения самого понятия — основы православной культуры. И это не удивительно, потому что возможны разные подходы: краеведческий, церковно-этический, культурологический, религиоведческий. Подход к преподаванию курса «Основы православной культуры» зависит и от учебного заведения. В православной гимназии может быть один подход, в светской школе — другой, и для той и для другой должны быть свои программы и учебные пособия. Существует, например, прекрасная программа, подготовленная отцом Виктором Дорофеевым, но эта программа хороша только для церковной школы. Здесь я хочу заметить, что само многообразие региональных образовательных стандартов, их многочисленность выражает волю всей России и говорит о том, что есть необходимость введения федерального стандарта преподавания ОПК. Подготовкой этого стандарта и занимаются разработчики нашей программы.
— Расскажите, пожалуйста, о рабочей группе, занимающейся разработкой программы?
— Это целая научная группа, которая существует на базе межвузовской кафедры православной педагогики Самарской духовной семинарии. Сопредседателями рабочей группы по созданию программы являются председатель Учебного комитета РПЦ, ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений и министр культуры России Александр Сергеевич Соколов. Мы сотрудничаем с Самарским институтом повышения квалификации работников образования, готовим преподавателей курса «Основы православной культуры». Учителя, опираясь на разработанную нами программу, «пишут» уроки. Мы выбираем лучшие уроки и из них составляем учебные пособия. Мы стараемся не противопоставлять курс «Основы православной культуры» другим предметам. Наша образовательная программа строится так, что в ней учитываются все темы, которые в это же время преподаются на других уроках, и эти темы она комплексно дополняет: например, изучение Ветхого Завета совпадает с изучением истории Древнего мира. Таким образом мы вписываем программу в систему федерального стандарта образования.
— Как к вашей работе относятся властные структуры федерального уровня?
— Программа «Духовно-нравственная культура» как научный проект, имеющий церковно-государственный статус, поддерживается Министерством культуры РФ, представительством Президента России в Приволжском округе, Советом Федерации, многими комитетами в Госдуме. Но не могу не сказать о том, что при этом программа не имеет федерального финансирования и сейчас реализуется на средства частных жертвователей.
— Расскажите о работе кафедры православной педагогики?
— Кафедра занимается не только подготовкой преподавателей ОПК, но и специалистов с православным мировоззрением самого разного профиля: поскольку кафедра является межвузовской, с нами сотрудничает Аэрокосмический университет, Академия путей сообщения и другие самарские вузы. Мы читаем для студентов курсы по духовным основам семейной жизни, по истории Церкви, по культуре Православия. Семинария входит в совет самарских вузов.
Более четырех лет на историческом факультете Самарского госуниверситета читается курс «Основы христианской антропологии». Этот курс не претендует на полный обзор святоотеческой антропологии, он проще, в большей степени просветительский, чем богословский.
— На фестивале православных фильмов «Лучезарный ангел», существующем в рамках вашей программы, был представлен фильм «Остров"…
— Я думаю, что фильм «Остров» положил начало новому жанру, который я назвал бы жанром духовного реализма. В чем этот реализм? Не в том, что Мамонов там не играл, а молился, а в том, что создатели фильма сумели показать, что за людьми стоит могущественная Сила, что Она-то все и творит.
— Вы — монах, насколько правдоподобно, на ваш взгляд, в «Острове» показана монастырская жизнь?
— Знаете, в чем правда заключается? В том, что люди в монастырях совершенно разные, как и показано в этом фильме. Что там? Вспомните. Вот они «поговорили», только что один нажаловался на другого, а дальше — показывается общая молитва. Молитва — главное в монастыре, это самая суть монастырской жизни. И, конечно, любовь, ведь они все равно любят друг друга и друг без друга жить не могут, потому что это — духовная семья. В ней есть и отец наместник, который всё примиряет; есть молодые монахи, которые растут, они духовного опыта еще не имеют, но хотят его иметь; есть старец, он — соль монастырской жизни. Если вы читали святоотеческую литературу, то вы, конечно, знаете, что жить рядом со старцем очень и очень нелегко. В фильме это хорошо показано.
— Презентация вашей программы на XV Рождественских чтениях — это некоторый итог вашей работы. Как вы его охарактеризуете?
— Нами пройден весьма важный этап: сейчас программа уже реализуется в региональных масштабах. Программа состоялась, одно из ее главных качеств в том, что она дает системный подход к многообразным проблемам духовно-нравственного воспитания молодежи. Систематичность — вот то, чего в первую очередь не хватает, чтобы и семья, и школа были связаны одним мировоззрением, пропитаны одним духом. Программа хорошо работает именно в миру, она рассчитана на детей, выросших в невоцерковленных семьях. Например, в самом обыкновенном детском летнем лагере появляются люди, которые проводят день духовного здоровья, и дети начинают вместо пляжа выбирать молитву, вместо дискотеки — посещение богослужения. Главное — это дать детям возможность выбора, не навязывая, а показывая.
Церковь входит в мир — в мир детей, в ученый мир. Сейчас Церковь работает с Российской академией образования. Президент академии Николай Дмитриевич Никандров поддерживает нашу программу.
— Сколько примерно человек принимает участие в разработке этой программы?
— Трудно сказать. Есть люди, которые работают как организаторы, а есть люди, которые привлекаются как авторы, как консультанты. В разработку программы включены целые церковно-научные круги.
— Каковы ваши планы на будущее?
— Нам нужно обосновать необходимость образовательной области духовно-нравственной культуры и разработать для нее федеральные стандарты.
— Сколько времени может уйти на разработку этих стандартов?
— Основные наработки у нас уже есть. Многое зависит от государственной позиции. Например, недавно Министр образования Андрей Фурсенко заявил о том, что Российской академии образования дано поручение разработать эти стандарты. А президент РАО Николай Дмитриевич Никандров мне сказал, что никакого официального указания приступить к разработке не было.
— То есть, позиция государства остается…
-…пока что выжидательной. При этом Министерство образования пытается упразднить региональный компонент, в рамках которого преподаются «Основы православной культуры». Принята поправка к Закону об образовании, в соответствии с которой пункт о праве регионов на собственную политику в сфере образования исключен из Закона. Первый шаг к сокращению самостоятельности регионов в сфере образования уже сделан.
— Каковы должны быть ответные действия?
— Необходимо противостоять подобной тенденции, и в первую очередь этому должны противостоять губернаторы, ведь это их лишают права проводить собственную региональную политику.
Беседовал Алексей Сагань
http://www.pravoslavie.ru/guest/70 220 163 356