Православие в Карелии | Наталия Теплоухова | 19.02.2007 |
Икона Пресвятой Богородицы «Владимирская» |
— Почему вы решили реставрировать иконы не традиционным методом, а с помощью компьютерных технологий?
— При ручной реконструкции нужно на утраченный кусочек положить заплату из краски и загладить края так, чтобы она слилась с основным фоном. Вручную подобрать оттенок, соответствующий тому, который должен быть, практически невозможно. Если утрат много, 30 или 50 процентов ожога, то Лик может просто «записаться». Поэтому ручным способом икону Владимирской Божией Матери и «Спаса Златые Власы» восстановить трудно. А компьютерная технология позволяет располагать палитрой, включающей практически 16,5 миллиона оттенков. Я попробовала использовать для восстановления икон компьютер, попытка оказалась удачной. Самой мне сложно изучать современные технологии, в этом мне помогает Марина Невзорова. Она большой энтузиаст и трудится самоотверженно.
— С чего начинается компьютерная реставрация?
— Сначала, если есть возможность, изучаю подлинник. Затем приступаю к работе: сканирую икону с альбома и получаю изображение на мониторе. У меня большой монитор, компьютер с огромной памятью, на нем я работаю только с художественными изображениями. Представьте: диск, на который можно записать целую библиотеку, вмещает всего один образ. И начинаю восстанавливать икону. Работаю той же кистью, только компьютерной. В Лик, основной фрагмент иконы, стараюсь не вторгаться, а вот в окладе позволяю себе что-то изменить. Например, рублевскую икону «Спас в Силах» я перевела в технику венецианской эмали, ее особенность — все краски должны быть яркими, сочными. Этот образ пребывает в петрозаводском храме во имя св. ап. Иоанна Богослова.
— Далее вы выводите изображение на бумагу?
— По-разному, когда на бумагу, когда на ткань. Порой приходится печатать раз 50, пока не получу удовлетворительный результат, то есть когда Лик практически не отличается от оригинала. Потом изображение приклеивается на доску. Раньше я заканчивала работу вручную — кисточками доводила недостающие детали, теперь же стараюсь как можно больше сделать на компьютере.
— Почему ваши иконы такие большие?
— В Тихвине в надвратной церкви монастыря сохранилась древняя большая фреска — копия чудотворной Тихвинской иконы. Когда вы смотрите на нее с любой стороны, то кажется, что все время находитесь в поле зрения Матери Божией. Что бы ни делали, где бы ни стояли, Она словно смотрит внутрь вас, и вы все время о Ней помните. Такое же впечатление оказывает на человека и монументальное искусство. Когда появились компьютерные технологии, сбылась моя давняя мечта увидеть древние образа не только в сиянии новизны и неутраченности, но и увеличенными. Результат оказался выше ожиданий — от увеличения иконописное изображение только улучшается. Примером может служить копия иконы Матери Божией «Владимирская» кисти прп. Андрея Рублева, поясная, высотой всего 17 см. В моей компьютерной реконструкции 85 см. Эта икона тоже находится сейчас в церкви во имя св. ап. Иоанна Богослова.
— Трудно реставрировать древнюю икону таким необычным способом?
— Любому, даже неверующему реставратору надо переломить себя, чтобы дерзнуть изменить что-то в древней святыне. Это ежедневный тяжелый кропотливый труд. Реконструкция Владимирской иконы Божией Матери заняла, например, 2,5 года. Тяжело еще и потому, что приходится переживать неудачи… Казалось бы, все сделано правильно, по науке, а икона «ушла», я чувствую, что в ней что-то не так. Начинается мучительная внутренняя борьба. Порой сама себе говорю: пора бы уже остановиться. Но что-то подталкивает: надо делать, ты же не портишь оригинал, он как находился в музее, так там и остается. И я продолжаю работать.
— И все-таки традиционно икону пишут на доске и красками…
— Седьмой Вселенский собор определил почитание святых икон, а не поклонение материалу, из которого они сделаны. Мы читаем поэтические описания благоговейного приготовления иконной доски и яичной темперы из толченых самоцветов. Всякий мастер, трудящийся с полной самоотдачей, заслуживает такого же поэтического описания его труда. Недавно православные японцы подарили храму Гроба Господня икону Божией Матери, даже Лик Которой выложен из жемчуга разного цвета.
Однажды подошла ко мне одна православная верующая и говорит: «Вы обратили внимание, вышла книга о духовном вреде компьютера?» Я попросила показать мне эту книгу. Открыла последнюю страницу, а там: составитель такой-то, компьютерная верстка такой-то. Многие не знают или не задумываются о том, как много хорошего сделано на компьютере. Ведь золотая и серебряная набойки на иконах, которые продаются в иконных лавках, набиты на компьютере. Эскизы крестиков, которые мы носим на шее, тоже выполнены на компьютере. Так что же, книги не читать, крестики не носить, а перед иконами не молиться? Когда археологи находят какую-то ценность, разве кого-то волнует, как они ее нашли — экскаваторами, лопатами? Ведь важен результат, важна сама ценность находки!
— Иконы, реконструированные вами, представлялись на выставках, прошедших в Петрозаводске, в Спасской Губе…
— Еще готовятся экспозиции в Москве и Смоленске. Эти выставки предназначены прежде всего для людей, которые еще не пришли к Богу, чтобы они попытались найти Его через прекрасное церковное искусство, которое заставит человека посмотреть на себя по-новому. Возвращаясь к вашему вопросу о размере икон. На большой иконе большие глаза, и, хочешь или нет, ты их увидишь.
Беседу вела Ирина ТАТАРИНА
http://eparhia.onego.ru/tepl.htm