Русская линия
Русский домСвященник Константин Буфеев19.02.2007 

Нужен новый праздник
15 лет назад были обретены мощи святителя Тихона 19 февраля 1992 года

Святитель ТихонИз двух памятных дней поминовения Патриарха Тихона (7 апреля и 9 октября по н. ст.) ни один не позволяет со всем усердием и любовью проявить почтение и молитвенное обращение к чудотворцу и начальнику всероссийской паствы. Встаёт вопрос о необходимости в нашей Церкви установить иной день, когда память святителя Тихона не растворялась бы в торжестве двунадесятого празднества Благовещения или в бдении в честь апостола и евангелиста Иоанна. Впервые эта проблема была поднята пять лет назад на страницах журнала «Благодатный Огонь».

Поистине Божиим избранником был святитель-исповедник Тихон, Патриарх Всероссийский: через него в 1917 году была восстановлена прерванная у нас более чем на двести лет цепь патриаршьего преемства. Если припомнить, что в этом же году прекратила в России своё существование монархия и народ в буквальном смысле осиротел, — значение новоизбранного патриарха Тихона как отца и духовного вождя станет ещё более зримым и промыслительным.
Св. Патриарх Московский и вся Руси Тихон

Тяготы святительского креста состояли в том, чтобы сохранить свою паству от агрессивного воздействия антихристиански настроенной большевистской власти. И святейшему Тихону удалось справиться с этой задачей. Не менее важно было сохранить Церковь от ересей и расколов, стремящихся уничтожить её изнутри, прежде всего — от губительного обновленчества, несущего с собой дух обмирщения и отступничества от православного Священного Предания. Не проста была для Патриарха Тихона и внешнецерковная политика в условиях брожения русской эмиграции на Западе и настроений, господствовавших тогда в белогвардейском движении. Не пришлось, разумеется, ждать помощи от Ватикана, с особой силой и наглостью устремившегося насаждать в России католицизм. Не нашлось поддержки и от иных западных конфессий, лишь приветствовавших бурное «свободное» развитие различных религиозных сект в молодом революционном государстве. Не пришло помощи даже от братских православных автокефальных церквей. Так, например, Константинопольский патриарх открыто поддержал обновленцев в России, был озабочен подготовкой перехода своей Церкви на новый календарный стиль и прочими модернистскими реформами, созвучными стремлениям российских живоцерковников.

Великими трудами, терпением и молитвой сумел управить церковный корабль мудрый кормчий. Жгучая ненависть врагов Православия и глубокая, признательная любовь всех верных чад Русской Церкви были платой Святителю Тихону за его подвиг служения. При этом никакой земной славы и почести он принять не успел. Угрозы, суды, провокации, обыски, аресты, унижения, многие скорби и воздыхания — вот та чаша страданий, которую при жизни сполна испил исповедник Христов.

Прошли десятилетия со дня преставления святителя, но неизменной остаётся горячая любовь православных русских людей к Всероссийскому Патриарху. Чудесным образом сохранённые в Донском монастыре честные мощи Святителя Тихона стали важнейшей святыней, явленной миру из-под спуда семидесятилетнего гонения на Церковь. Невозможно забыть то общее восхищение, поразившее десять лет назад православных верующих. Великая радость охватила тогда всех — от старцев до новообращённых. Дивны дела Твои, Господи! Обрелись мощи святителя Тихона! Очевидец этого чудесного события Алексей Валерьевич Артемьев, писал в журнале «Русский Дом» (2002, N 2): «Зимней ночью мы с отцом Тихоном (Шевкуновым. — Ред.) ходим по Донскому кладбищу, обсуждаем положение. Первая попытка уже сделана, мраморная плита поднята. Под ней обнаружили сложенный из кирпича свод. Склеп?! Но свод оказался всего лишь калориферным воздуховодом, идущим по всему храму. А где же могила?

О. Даниил (Сарычев. — Ред.) не сомневается — она была здесь. Значит, калорифер сложен после. Но кто же его сложил?

Такую аккуратную кладку могли сложить только добрые руки, видимо, для маскировки, — осквернители не стали бы так стараться. Надо разбирать калорифер и копать глубже.

Работы ведёт известный археолог Сергей Алексеевич Беляев. Копают с благоговением, идёт непрерывное чтение Псалтири. Под слоем песка и земли на глубине двух метров под уровнем пола — огромная бетонная плита. Звучат торжественные слова псалма: «Глас радости и спасения в селениях праведных, десница Господня, сотвори силу». Все замерли. «Кафизма-то какая пошла!» — восхищённо шепчет о. Тихон. Команда: «Подымаем!». Бетонная плита хрустнула по неожиданно проявившемуся шву. Она оказалась составленной из отдельных блоков и только сверху обмазана тонким слоем цемента. Все устремили взор в открывшееся тёмное отверстие под плитой. Отец Тихон поднёс свечу. В тёмной камере стоял богато украшенный накладной резьбой высокий дубовый гроб, а на нём сверху лежала небольшая мраморная табличка с надписью: «Патриарх Московский и всея России Тихон».

Богом прославленного угодника в 1989 году канонизировали как святителя первой величины на небосклоне православной святости, или, выражаясь языком Типикона, чтобы «творити ему бдение». Но скромность Тихона, отличавшая его при жизни, отличила его также и при церковном прославлении: день кончины святителя совпал с двунадесятым богородичным праздником Благовещения Деве Марии, как бы скрываясь в тени от его яркого сияния. Церковный Устав не велит в такие великие дни, дабы не умалять честь спасительного празднества Благовещения, оказывать молитвенное почитание иным угодникам Божиим: их память должна быть перенесена на другой день. К примеру, преставление святителя Иоанна Златоуста произошло в двунадесятый господний праздник — день Воздвижения Честнаго Животворящего Креста -, и служба в память вселенского великого учителя и святителя совершается, по установившейся традиции, со всей торжественностью в иной день, но не в день Крестовоздвижения.

День канонизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона в 1989 году, ставший днём его памяти, несомненно, представляет собой достойный повод для молитвенного прославления угодника Божия. Но в этот день Церковь с древнейших времён совершает память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, возлюбленного ученика Спасителя. Церковный Устав позволяет совместить два торжественных повода, отдав честь и апостолу Иоанну Богослову, и святителю Тихону. Однако богослужение оказывается в таком случае одновременно и перегруженным, и неизбежно ущербным для обоих чествуемых святых.

Из двух памятных дней поминовения Патриарха Тихона (7 апреля и 9 октября по н. ст.) ни один не позволяет со всем усердием и любовью проявить почтение и молитвенное обращение к чудотворцу и начальнику всероссийской паствы. Встаёт вопрос о необходимости в нашей Церкви установить иной день, когда память святителя Тихона не растворялась бы в торжестве двунадесятого празднества или в бдении в честь апостола и евангелиста Иоанна.

Такой повод для почитания прославленных угодников Божиих давно известен Церкви — день обретения честных мощей святого — событие, указанное и предопределённое Самим Богом.

Нам представляется, что этот вопрос — об официальном утверждении для всероссийского почитания памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси в день обретения его честных мощей 6/19 февраля, — должен быть рассмотрен на богослужебной комиссии Священного Синода и после благословения Святейшего Патриарха стать главным днём чествования славнейшего среди новомучеников и исповедников российских. Смиреннейший Тихон вполне явил свою скромность, чтобы мы оценили и прославили его величие.

http://www.russdom.ru/2007/20 0702i/20 070 220.shtml


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика