Русская линия
Prokimen.RuМитрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий (Васнев)12.02.2007 

«Святоотеческое наследие и некоторые практические вопросы жизни человека, семьи, общества, государства»
Доклад на пленарном заседании IV направления XV Рождественских чтений «Пути Промысла Божия и святоотеческое наследие»

Нравственный распад человеческой личности, который мы наблюдаем в настоящее время, вызывает тревогу. Человек практически вовсе утратил чувство личного греха. Насилие, распутство и пороки всячески поощряются. Понятия совести, долга, чести, порядочности, христианские идеалы чистоты и целомудрия вытесняются из жизни. Пропагандируется вседозволенность и потребительское отношение к жизни. В результате всего этого нарастает экологическая катастрофа, углубляется демографический кризис, возникает множество других проблем, которые беспокоят российское общество.

Оценивая происходящие в обществе процессы, многие задают себе вопрос: на каких основах должно созидаться общество; какими ценностями следует руководствоваться; где нужно черпать силы и знания для преодоления духовного оскудения в наше время? Как призвать человека увидеть свою душу и понять, во имя чего он живет, как должен готовиться к жизни в семье, обществе, как строить ее; как разъяснить человеку, что его заслуга не в том только, чтобы жить, а в том, во имя чего он должен жить?

Совершенно очевидно, что ответ на поставленные вопросы нужно искать не в настроениях нашей жизни, где порой господствует грубая сила, пошлые инстинкты, цинизм, потребительский взгляд на жизнь. Удобство и сытость убили в человеке честную стойкость и верность началам совести и нравственного долга. Уже в раннем возрасте в человека вселяются не чистота и благородство, а страстное искание и жажда сытой привольной жизни. Окружающая нас жизнь повинна в упадке морали в обществе, семья виновата в том, что отправляет на учебу невоспитанного ребенка, а школы и вузы усугубляют безнравственность молодых людей и нередко становятся рассадниками пороков среди молодежи. В себе самом человек хранит благо и радость жизни, и в то же время разложение и смерть. Семья, школа, общество и государство должны обратиться к такому высокому и чистому источнику, который смог бы возродить и обновить все в нашей жизни.

Родившийся на земле Христос и есть этот чистый Источник. Он указал нам Путь, Он открыл человечеству Истину и даровал Жизнь (ср.: Ин. 14,6). Нам только остается войти в Его жизнь, воспользоваться благодатными спасительными для каждого и в целом для всего общества средствами. Посылаемая Христом благодать помогает человеку совершать то, чего он не может сделать своими силами. Человеческих сил для подлинного преображения жизни недостаточно. Не мудрее ли всех был Соломон? Не достигал ли он всего, чего желала его душа? (ср.: Еккл. 2,10). Но он ведь признал тщетность всех человеческих усилий изменить греховное и гибельное содержание жизни. Проводимые преобразования, как правило, касаются лишь внешних правил жизни общества; по существу же неправда и беззаконие (ср.: Еккл. 3,16) всегда будут наполнять жизнь вне благодати. Вот почему нам следует отринуть кумиров естественного мира и возлюбить закон благодати Божией. Мы должны взять за основу нашей жизни непреходящий евангельский Закон Христов и тогда сможем всюду вносить духовную радость и духовное оживление.

Чтобы научиться терпеливо преодолевать проблемы и гармонично сочетать все новое, что приносит с собой каждый наступающий день, обратимся к неисчерпаемому богатству святоотеческого наследия, являющему собой сущность того духовного опыта, который был выработан христианством за всю историю его существования. При внимательном изучении творений святых отцов, этого, по слову святого праведного Иоанна Кронштадтского, «украшения земли», мы найдем ответы на многие злободневные вопросы, волнующие современного человека.

В течение своей истории Церковь всегда стремилась к преображению общества в соответствии с евангельскими нормами, к созданию уникальной христианской цивилизации, наследниками которой мы являемся. На основе православных ценностей в нашем государстве с начала его образования были выработаны нормы общественного поведения и устройства, сложилась национальная традиция воспитания детей, отношения к труду, собственности, получения образования, ведения хозяйственной жизни.

Важнейшим условием нормального функционирования государства является наличие в нем крепкой и здоровой семьи. Вопросы семейной жизни изначально пользовались исключительным вниманием Церкви. В трудах святых отцов содержатся глубокие и актуальные до нашего времени мысли о семье и ее роли. Святитель Климент Александрийский называет семью домом Господним, а святитель Иоанн Златоуст именует семью «малой церковью». «Скажу еще и то, — пишет Иоанн Златоуст, — что брак есть таинственное изображение Церкви». Домашнюю церковь образуют любящие друг друга мужчина и женщина, соединенные в браке и устремленные ко Христу. Плодом их любви становятся дети, рождение и воспитание которых, по православному учению, является одной из важнейших целей брака. Новомученик митрополит Владимир (Богоявленский) писал: «Все человеческое общество основано на семье и в ней, как здание в фундаменте, приобретает свою прочность и устойчивость"1. Именно в семье происходит формирование личности будущих граждан страны, что делает ее важнейшим институтом общества. «Многие не думают о том, какое громадное влияние в добром и худом направлении может производить семейство на отдельного человека. Семья производит святых, но она же может воспитать и сатану в образе человека», — говорит митрополит Владимир (Богоявленский)2.

Как бы не преуспевало государство внешне, но если семейная жизнь его граждан оставляет желать лучшего, такое благополучие государства призрачно. С состоянием семьи, как правило, связаны многие проблемы общества и государства, однако не все институты общества и государства в должной мере прониклись проблемами семьи. По-прежнему средства массовой информации беспрепятственно пропагандируют все виды смертного греха, бесстыдную наживу, насилие и разврат, продолжая растление человека и разрушая традиционные семейные устои, тем самым усугубляя нависшую над народом реальную угрозу вымирания. Еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст предупреждал: «Когда разрушатся семьи — падут города и низвергнутся государства». Как будто к нашим современникам обращен голос святого отца древней Церкви! Святитель Василий Великий говорил, что «всенародные преступления Бог уцеломудривает всенародными же казнями». Епископ Амвросий (Ключарев) продолжает эту мысль: «Народ растет, когда его обычаями охраняются вера, честность, целомудрие, человеколюбие, гостеприимство… Народ обречен на исчезновение с лица земли, когда в его обычаи вторглись безверие, разврат, своекорыстие, хищничество, грабежи, разбои и тому подобное"3.

Согласно святым отцам, семья — это не сообщество, созданное для выполнения различных социальных, экономических, физиологических и репродуктивных функций, это — священный союз, благословленный Богом. Если семья перестает восприниматься как духовное сообщество, если святость и нерушимость брака начинает подвергаться сомнению, если наблюдается отход от христианских норм в устроении семейной жизни — это неизбежно ведет к ослаблению и к разрушению института семьи.

Одним из последствий кризиса семьи стало отношение к деторождению. Между тем, в христианском обществе, в верующей семье, рождение детей всегда считалось священным деянием. Рождение каждого человека — это дивное чудо, явление в мир новой души, подобное созданию новой вселенной. Родители ребенка творят это чудо вместе с Небесным Творцом. Во времена Ветхого Завета бездетность, бесплодие для супругов считалось проклятием и позором, карой Божией за их грехи, а рождение детей осознавалось как благословение свыше. Люди, жившие в ветхозаветной культуре, понимали священный смысл продолжения рода, явления на землю новых поколений. Они радовались рождению детей и благодарили Бога за этот чудный дар. Они умели любить своих детей, а те платили родителям ответной благодарной любовью.

В современной России мы являемся свидетелями ослабления естественных традиционных отношений в семье. Рвется связь поколений: родители восстают на детей, дети — на родителей. Там, где должна царить светлая любовь, может водвориться ненависть. Иногда даже законные супруги смотрят на детей как на «нежелательный побочный продукт» физического удовольствия. Постоянно увеличивается число беспризорных детей, забытых отцами и матерями. «Нежеланных» младенцев часто бросают прямо в роддомах, изначально обрекая их на сиротство. Самое страшное и, к сожалению, массовое явление нашего времени — узаконенное убийство детей в материнских утробах, буднично прикрытое жестоким словом «аборт».

С древних времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности как тяжкий грех. Святые отцы в канонических правилах приравнивают аборт к убийству. «Умышленно погубившая зачатый в утробе плод подлежит осуждению смертоубийства… Дающие врачевство для извержения зачатого в утробе суть убийцы, равно как и приемлющие детоубийственные отравы», — сказано во 2-м и 8-м правилах святителя Василия Великого, подтвержденных 91-м правилом V Вселенского Собора. Иоанн Златоуст называл совершающих аборт «худшими, нежели убийцы».

В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человека является даром Божиим, поэтому всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно. Царь Давид описывает развитие плода в материнской утробе как действие Божие: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей… Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои» (Пс. 138. 13, 15−16). «Я образовал тебя во чреве…(и) освятил тебя» (Иер. 1. 5−6), — говорит Господь пророку Иеремии.

Широкое распространение и оправдание абортов в наше время Церковь рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак моральной деградации. Церковь всегда стремилась утвердить в сердцах людей заповедь о почитании родителей, которые в культуре Православия были окружены почетом и уважением. Святой праведный Иоанн Кронштадтский называл родителей «наместниками Божией благости на земле"4, а в одном месте своих дневниковых записей высказался даже так: «Родители, некоторым образом — боги наши"5. Не подлежит сомнению, что в том кризисе, который сейчас испытывает семья, повинны в первую очередь, родители. «Небрежность, беспомощность, безответственность родителей начинают возрастать от поколения к поколению"6. «Родители теперь совсем не умеют уже делать родительский дом лучшим, наиболее приятным местом пребывания детей своих, — пишет митрополит Владимир (Богоявленский). — Вот почему эти последние ищут себе удовольствий вне его и там легко потом развращаются, не имея за собою никакого надзора"7. Результатом небрежности родителей становится падение их авторитета в глазах детей.

Одной из важнейших причин такой небрежности в деле семейного строительства является то, что нашу молодежь не готовят к семейной жизни и не учат тому, как правильно ее устроить. Многие молодые люди, создавая семьи, порой совсем не понимают, что их ждет. Они слишком часто в своей семейной жизни, как, впрочем, и во всем, стремятся к достижению максимального комфорта и удовольствия. Естественно, такой подход мешает полноценной семейной жизни, и поэтому столь недолговечными оказываются многие современные браки. Наверное, вправе кто-то сказать, что и раньше молодежь семейной жизни не учили. Но это не так. Молодежь воспитывалась самой традиционной культурой, здоровой социальной средой. При этом важнейшие ценностные установки человек получал в Церкви, которая свидетельствовала, что семейная жизнь сопряжена с тяготами и заботами, что желающие создать семью будут иметь, по слову апостола Павла «скорби по плоти». Развивая эту мысль, святитель Феофан Затворник писал: «Супружество имеет много утешений, но сопровождается и многими скорбями, иногда очень глубокими. Имейте это в мысли, чтобы, когда придет что подобное, встречать то не как неожиданность"8.

Семейная жизнь — это подвиг, или точнее, она становится подвигом тогда, когда человек честно и добросовестно заботится о семье. Именно в семье человек обретает наиболее естественные для своей природы условия существования. Гармоничные семейные отношения способны сделать человека по настоящему счастливым. Как писал великий учитель Церкви святитель Григорий Богослов: «Связанные узами супружества, заменяем мы друг другу и руки, и слух, и ноги. Супружество и малосильного делает вдвое сильным, доставляет великую радость благожелателям и печаль недоброжелателям. Общие заботы супругов облегчают для них скорби, и общие радости для обоих восхитительнее. Для единодушных супругов и богатство делается приятнее, а в скудости самое единодушие приятнее богатства. Для них супружеские узы служат ключом целомудрия и пожеланий, печатью необходимой привязанности. Блажен, кто, уступив немного законам брака, приносит Христу большую часть любви».

Семейное счастье человеку нельзя обрести без взращивания в себе христианских добродетелей, главной из которых является любовь. Семья предоставляет супругам возможность стяжать эту любовь. Отец Иоанн Кронштадтский говорил: «Чтобы научиться тебе любить, как должно, любящего Господа, научись прежде любить любящую жену свою"9, а святитель Феофан Затворник призывал одного из своих почитателей «всякий день начинать так, как бы он был самый первый после свадьбы. Берегите с женой взаимно свою любовь, этот источник семейной жизни"10.

Трудности жизни в семье воспринимались у святых отцов как один из способов для человека приблизиться к Богу, как один из путей богопознания. «Супружество, — пишет святитель Григорий Богослов, — более привязывает к Богу, потому что имеет больше побуждений обращаться к Нему… Кто обязан заботиться о милой супруге и детях, тот рассекает более обширное море жизни, ему нужна большая помощь Божия, и он сам взаимно более любит Бога». Праведных, добродетельных и верных друг другу супругов, например, родителей Иоанна Крестителя святых Захария и Елисавету, Церковь именует «блаженной двоицей». А когда рождается ребенок, и к священной «двоице» присоединяется третий, то это уже образ Троической Божественной Любви.

Государство — это содружество людей, объединенных не просто общностью исторической судьбы, экономических, политических и культурных интересов, но и скрепленное тесными незримыми духовными связями. По слову митрополита Московского Филарета (Дроздова), «мир, любовь, единодушие — самые твердые основы общества и самые крепкие узы, связывающие между собой членов общества"11. Государство воспринимается Церковью как духовный организм, между отдельными членами которого должны быть любовь и согласие.

В настоящее время Церковь все более активно развивает социальное служение. Нас не может не волновать наличие в обществе имущественного и социального неравенства. Уже в первые века христианство выработало свое отношение к бедности и богатству. Спаситель сказал: «Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19, 23). В святоотеческих творениях можно найти много высказываний, в которых богатство осуждается. «Золото — идол, в капище которого толпилось и толпится наибольшая часть рода человеческого», — говорит святитель Иоанн Златоуст12. Однако при внимательном изучении святых отцов мы видим, что осуждается не само богатство, а неправильное отношение к нему. Сам Спаситель, призвав богатого юношу раздать свое имение и следовать за Ним, не требовал того же от всех богатых вообще. «Бедность евангельская состоит не в лишении богатства, но в отсутствии привязанности к нему», — находим у того же Иоанна Златоуста13. Значит, опасность богатства для человека заключается не в нем самом, а в порабощении ему, в том, что человек начинает этому богатству служить, превращаясь в его раба. «Деньги, — говорит отец Иоанн Кронштадтский, — средство которым мир держит в своей власти преданных сребролюбию и скупости"14. Именно против такого отношения к богатству восстают святые отцы, стремясь внушить обществу, что «богатство состоит не в имениях многих, но в доброй совести, которая и без богатства тленного уже имеет свои награды: и Бог силен даровать нужное и довольное», — так говорил преподобный старец Лев Оптинский15. Согласно святоотеческой традиции привязанность к богатству есть страсть, одинаково гибельная и для богатого, и для бедного. Этому учили своих чад оптинские старцы, говоря, что «можно спастись и в богатстве и в бедности. Сама по себе бедность не спасает. Можно обладать и миллионами, но сердце иметь у Бога и спастись… Можно привязаться к деньгам и в бедности погибнуть"16.

Признавая возможность существования богатых в христианском обществе, Церковь и в богатстве видела возможность служения Богу и ближним. Состоятельный человек не должен смотреть на свое имущество как на личную собственность, с которой он может поступать по своему усмотрению. Он только казнохранитель Божий, которому вверено состояние не для того, чтобы тратить его на свои удовольствия, но на благие дела. Соответственно — богатство не всегда есть зло. Оно является благом при наличии двух условий. Во-первых, если оно не наживается путем хищения, и, во-вторых, если оно расходуется на нужды бедных. Отсюда необходимость для обеспеченных людей совершать дела благотворительности и милосердия. «Богатство тогда только может быть нашей собственностью, когда его нищим раздаем», — учит святитель Иоанн Златоуст17.

О неоценимой духовной пользе дел благотворительности и милосердия очень точно говорил преподобный Серафим Саровский: «Стяжайте благодать Духа Святаго и всеми другими Христа ради добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больший прибыток дают. Собирайте капитал благодатный избытков благости Божией, кладите их в ломбард вечный Божий из процентов невещественных, и не по четыре или по шесть на сто, но по сто на один рубль духовный, но даже еще и того в бесчисленное число раз больше… Дело наше христианское состоит не в увеличении счета добрых дел, служащих к цели нашей христианской жизни только средствами, но в извлечении из них большей выгоды, то есть вящем приобретении обильнейших даров Духа Святаго"18.

Эти идеи были усвоены обществом, в котором многие богатые действительно значительную часть своих средств тратили на служение Богу и людям: строили храмы, больницы, странноприимные дома и т. д. С первых же лет утверждения христианства на русской земле такое отношение глубоко проникло и в русское общество. О равноапостольном князе Владимире «Повесть временных лет» сообщает, как он «повелел всякому нищему и бедному приходить на княжий двор и брать все, что надобно, питье и пищу и из казны деньгами. Устроил он и такое: сказав, что немощные и больные не могут добраться до двора моего», приказал снарядить телеги, и, наложив на них хлебы, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: «Где больной нищий или кто не может ходить?» И раздавали там все необходимое"19. А его потомок, великий князь Владимир Мономах завещал своим детям: «Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души"20. Пример благотворительности всегда показывала обществу Церковь. При храмах и монастырях устраивались школы, библиотеки, больницы, богадельни. Это способствовало утверждению добра, мира и любви в обществе.

Велико значение святоотеческого наследия в уврачевании многих человеческих пороков, которые оказывают негативное воздействие на общество. Современный мир, к сожалению, достаточно снисходительно относится к фактам нарушения супружеской верности, между тем, как писал преподобный Исидор Пелусиот: «Прелюбодейство… нарушает условие брака, унижает благородство детей, расторгает родственные связи и расстраивает всю человеческую жизнь"21. Церковь не может примириться с развитием в душе человека блудной страсти, ведь по мысли святых отцов: «Горе блуднику, оскверняющему брачную ризу! Со стыдом изгоняется он из брачного Царского чертога», — говорит преподобный Нил Синайский22.

Чрезмерная настроенность современного человека на получение земных удовольствий с одной стороны, способствует развитию в его душе различных пороков, а с другой — жизнь теряет для него всякую ценность, когда перестает приносить наслаждение. Не случайно в обществе наметился постоянный рост самоубийств, а также серьезно обсуждается вопрос эвтаназии, т. е. практики намеренного умерщвления безнадежно больных. Церковь весьма недвусмысленно высказывает Свое отношение к этим проблемам. По учению Церкви, Один Господь является «Владыкой жизни и смерти» (1 Цар. 2. 6). «В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти» (Иов. 12. 10). Блаженный Августин утверждает: «Как мы пришли на свет не по собственному желанию, так точно не имеем права и уйти из него без ведома и воли Того, Кто нас сюда прислал"23. Поэтому Церковь, оставаясь верной соблюдению заповеди Божией «не убивай» (Исх. 20. 13), не может смириться с распространением случаев самоубийства и эвтаназии, которая, по сути, является еще одной прикровенной формой убийства или самоубийства в зависимости от того, какую роль при решении вопроса играет сам пациент. Согласно святым отцам, скорби и болезни, являющиеся часто причиной самоубийств, должны восприниматься человеком как один из способов духовного совершенствования, в котором человек уподобляется Самому Страдающему Спасителю. По слову святителя Тихона Задонского: «Христианская победа ни в чем ином, как только в мужественном скорбей и напастей терпении состоит"24.

Общеизвестно, какую угрозу для общества представляет распространение алкоголизма и наркомании. Святые отцы всегда возвышали свой голос в защиту трезвого образа жизни. «Пьянство — мать порока, противление добродетели; оно делает мужественного робким, целомудренного — похотливым, не знает правды, отнимает благоразумие», — писал святитель Василий Великий25. «Не употребляй вино до упоения, чтобы не лишиться Божественной радости», — наставляет преподобный авва Исаия26. Предупреждая о тяжких последствиях пьянства, святитель Тихон Задонский говорит: «Пьянство многих и тяжких грехов виновно бывает. Оно ссоры, драки, и от того последующие кровопролития и убийства производит; оно буесловие, кощунство, хуление, оно ближнему досады и обиды делает. Оно научает лгать, льстить, чужое грабить и похищать, чтобы было чем страсть довольствовать; оно возжигает гнев и ярость; оно делает, что люди в нечистоте, как свиньи в болоте валяются; словом сказать, из человека скотом, из словесного безсловесным делает, так что не только внутреннее состояние, но и внешний человеческий вид часто переменяет"27.

Противостоя развитию в человеческом обществе пагубных страстей, святые отцы побуждали человека к честному труду. «Дела житейские и общественные, от которых зависит стояние домов и обществ, и исполнение их не есть отбегание в область небогоугодную, а есть хождение в делах Божеских», — пишет по этому поводу святитель Феофан Затворник28. С первых лет своего существования Церковь стремилась оградить сознание верующих от неправильного понимания духовной жизни, которая не должна иметь исключительно созерцательный характер. «Кто не хочет трудиться, тот и не ешь», — говорит апостол Павел (2 Фес. 3,10). Святитель Иоанн Златоуст свидетельствует: «Бог сотворил человека для труда и дал ему для сего необходимые члены; празднолюбец, следовательно, уклоняется от порядка Божия и от цели творения"29. Святитель Тихон Задонский уподобляет нерадивый труд воровству: «Грешат нанимающиеся и пороку хищения подлежа, и суть истые воры и хищники, когда, взявши достойную цену, не хотят прилежно работать, но лениво и нерадиво работают, и только дни и часы провождают. Видят они сами, что напрасно мзду берут, и так бессовестно чуждое добро похищают"30.

Добрыми гражданами Отечества земного называли святые отцы тех христиан, кто, следуя учению Православной Церкви, приобретает добродетель терпения. О значении терпения прекрасно сказал святитель Тихон Задонский: «Коль великую пользу терпение приносит в обществе и всяком звании! Терпением сохраняется любовь и согласие между властями и подвластными, между родителями и детьми, между господами и рабами, между братьями, между друзьями, между соседями, между покупающими и продающими, так что без терпения никакого добра быть не может"31. Без него не может обойтись ни человек, ни семья, ни общество, ни государство. Мудрая пословица: «Терпение и труд, все перетрут» созвучна мысли многих святых отцов и берет свое основание в святоотеческом наследии.

Назидательны и поучительны наставления святых отцов о необходимости любви к своему Отечеству. То, что чувство патриотизма у современной российской молодежи во многом утрачено, кажется, признают все. 90-е гг. ХХ столетия в этом смысле не прошли даром. Среди молодежи пугающе много людей циничных, считающих, что и без Родины они проживут. Очевидно, что когда количество людей с таким умонастроением превысит критическую отметку, наше общество окажется в большой опасности. Патриотизм в святоотеческой традиции неразрывно соединялся с религиозностью человека. Собственно патриотизм, т. е. любовь к Родине, по сути своей является религиозным чувством. Патриотизм предполагает самоотверженный труд на благо Отечества и готовность защищать его не щадя своей жизни. В сознании человека, живущего в христианской культуре и христианском государстве, понятия Отечество, религиозные ценности, святыни стоят в одном ряду. Христиане верят, что нельзя любить Отечество Небесное и не любить Отечество земное. «Худой гражданин царства земного и для небесного царства не годен», — писал святитель Филарет (Дроздов)32. А святитель Игнатий (Брянчанинов) призывал: «Развивайте в русских воинах живущую в них мысль, что они принося жизнь в жертву Отечеству, приносят ее в жертву Богу и сопричисляются к святому сонму мучеников Христовых"33. Александр Васильевич Суворов был убежден, что «христианская вера порождает героев"34.

В православной традиции воин пользуется особенным уважением. Святитель Феофан Затворник говорил: «Военный путь самый хороший — чистый, честный, самоотверженный"35. Глубоко усвоенные национальным сознанием истины веры определили неповторимость нашей истории, о которой святитель Игнатий (Брянчанинов) писал так: «Российская история представляет единственный пример христианского мученичества: многие русские — не только воины, но и архиереи, и бояре и князья — приняли добровольно насильственную смерть для сохранения верности царю, потому что у русского, по свойству восточного православного исповедания, мысль о верности Богу и царю соединена воедино"36.

В российской истории в самые трагические моменты Русская Церковь всегда была со своим народом. Русские войска бились на Куликовом поле по благословению преподобного Сергия Радонежского, ополчение Минина и Пожарского шло в бой, вдохновленное Святейшим Патриархом Гермогеном. В ХХ столетии, когда церковно-государственные отношения коренным образом поменялись, когда ушла в прошлое православная Российская империя, Русская Православная Церковь была со своей страной и со своим народом, вдохновляя на борьбу с немецко-фашистскими полчищами.

Мы воспользовались очень незначительной частью советов и назиданий как древних отцов Церкви, так святых подвижников благочестия и новомучеников, прославившихся в Русской Православной Церкви, при рассмотрении лишь некоторых аспектов жизни человека, семьи, общества и государства. Богатство их духовных дарований, несомненно, мы можем и должны использовать в нашей повседневной жизни. Наследие святых отцов является актуальным и современным для разных эпох. Они обращались, прежде всего, к живому конкретному человеку, говорили о духовном и нравственном преображении и обновлении человеческой личности, призывали освободиться от греховной зависимости и не плыть по стихиям мира сего, а утверждаться во Христе и в Нем обрести смысл жизни.

Оценивая святоотеческий взгляд на важнейшие общественные проблемы, мы должны усвоить главное. В христианском сознании общество — это живой организм, скрепленный духовными связями. Поэтому всякое игнорирование сферы духа в общественных отношениях может иметь для общества и государства губительные последствия. Церковь обладает богатейшей сокровищницей духовной мудрости, уникальным по своей значимости святоотеческим наследием. Голос Церкви, согласующийся с базовыми ценностями христианской цивилизации, должен быть хорошо слышен в обществе. Наставления святых отцов древней Церкви и отечественных святых мужей — всех одухотворенных носителей Божественной мудрости — должны быть востребованы в наше время.

В Святой Церкви, в Священном Писании и Священном Предании, в святоотеческом наследии современный человек может найти неиссякаемый источник сил духовных и телесных. Ведь Господь уже родился на земле, даровав человечеству Божественное Откровение и указав ему путь спасения, ведь «лето Господне приятно», как сказал Спаситель (Лк. 4, 19−21), уже наступило. Все, кто избирает путь веры и идет за Христом, у того «из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7, 38) и утолят жажду духовную и напитают почву нашей личной, семейной, общественной и государственной жизни.



Примечания

[1] Священномученик Владимир, митр. Киевский. Вечные истины христианства. М., 1999. С. 260.

2 Священномученик Владимир, митр. Киевский. Вечные истины христианства. М., 1999. С. 253.

3 Еп. Амвросий (Ключарев). Духовное наследие. О язвах современного общества. М., 2005. С. 38.

4 Св. Иоанн Кронштадский. Творения. Т. 2., М., 2003. С. 182.

5 Св. Иоанн Кронштадский. Творения. Т. 2., М., 2003. С. 284.

6 Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993. С. 200.

7 Священномученик Владимир, митр. Киевский. Вечные истины христианства. М., 1999. С. 268.

8 Жития и творения русских святых. М., 1993. С. 337.

9 Св. Иоанн Кронштадский. Творения. Т. 2., М., 2003. С. 652−653.

10 Жития и творения русских святых. М., 1993. С. 338.

11 Цветник духовный. Ч. 2. М., 1991. С. 58.

12 Цветник духовный. Ч. 2. М., 1991. С. 111.

13 Цветник духовный. Ч. 2. М., 1991. С. 119.

14 Цветник духовный. Ч. 2. М., 1991. С. 574.

15 Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев. Издание Оптиной пустыни. 2000. С. 57

16 Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев. Издание Оптиной пустыни. 2000. С. 57.

17 Цветник духовный. Ч. 2. М., 1991. С. 117.

18 Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М.: Сретенский монастырь, «Новая книга», 1998. С. 347, 349.

19 Памятники литературы Древней Руси. М., 1978. С. 141.

20 Памятники литературы Древней Руси. М., 1978. С. 399.

21 Творения святого Исидора Пелусиота. М., 1860. Ч. 2, С. 78.

22 Творения преподобного отца нашего Нила, подвижника Синайского. М., 1858. Ч. 2. С. 254.

23 Цит по «О самоубийстве пред судом Откровенного учения» свящ. Орнатского. СПб., 1894 С. 17.

24 Схиарх. Иоанн (Маслов). Симфония по творениям Тихона Задонского. М. 1996. С. 1036.

25 Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. 4-е изд. Сергиев Посад. 1900. Ч. 2, С. 106.

26 Преподобного и богоносного отца нашего аввы Исаии, отшельника египетского, духовно-нравственные слова. 2-е изд. Сергиев Посад. 1911, С. 91.

27 Схиарх. Иоанн (Маслов). Симфония по творениям Тихона Задонского. М. 1996. С. 781.

28 Свт. Феофан Затворник. Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1914.С.179−181.

29 Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского. 2-е изд., СПб., 1899. Т. 5, С. 182.

30 Схиарх. Иоанн (Маслов). Симфония по творениям Тихона Задонского. М. 1996. С. 1049.

31 Схиарх. Иоанн (Маслов). Симфония по творениям Тихона Задонского. М. 1996. С. 1039.

32 Цветник духовный. Ч. 2. М., 1991 С. 8.

33 Свт. Игнатий (Брянчанинов). Пишу к вам прямо из сердца: Сб. писем. М., 2005. С. 192.

34 Цит. по Свт. Игнатий (Брянчанинов). Пишу к вам прямо из сердца: Сб. писем. М., 2005. С. 192.

35 Душеполезные поучения святителя Феофана Затворника. М., 1998. С. 451.

36 Свт. Игнатий (Брянчанинов). Указ. соч. С. 193.

http://www.prokimen.ru/article_2597.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика