Русская линия
Фонтанка.Ru Рената Горошкова,
Светлана Борисова
07.02.2007 

Мощам нашли место в Интернете

Не секрет, что сегодня можно продать и купить все, что угодно…даже человеческие останки. Накануне на одном из антикварных сайтов появилась информация о продаже мощей православного святого, ранее находившихся в Казанском соборе. Это объявление возмутило верующих и представителей Русской Православной церкви. Антиквары, музейщики и милиция озадачены — уж больно это похоже на розыгрыш.

Текст объявления, размещенного на сайте Антиквариат.ру, немногословен и незатейлив, как будто речь идет о чем-то обыденном: «Вниманию ценителей русской старины предлагаются останки православного святого (череп в хорошей сохранности, плечевая кость), попавшие в частные руки из Казанского собора Санкт-Петербурга в 20-е годы XX века. На черепе имеется дореволюционная надпись, содержащая имя святого (Святой Филипп — авт.), год поступления в хранилище Казанского собора (1899 год) и инвентарный номер». Виртуальный продавец (или посредник) указал номер телефона, электронный адрес, имя и свои координаты: «Георгиев Борис Георгиевич, Россия, Санкт-Петербург».

На объявление торговца «специфическим» товаром молниеносно отреагировали представители РПЦ. Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин в разговоре с нашим корреспондентом назвал попытку продажи святых мощей осквернением православной святыни: «Совершено кощунственное действие. Если эти останки, действительно, святые мощи, то это кощунство по отношению к святыне, дорогой для миллионов верующих. Но если речь идет об останках обычного человека, то это тоже факт глубоко безнравственный, поскольку даже простая человеческая, то есть светская, мораль обязывает чтить останки усопших. Следующим шагом должно стать возвращение этих останков туда, откуда они были изъяты. А если это святые мощи, необходимо их возвратить церковной общине». Как заявил корреспонденту «Фонтанки» известный религиозный журналист Евгений Стрельчик (он же — представитель Росохранкультуры): «Даже когда продают иконы — это богохульство, но иконы — это, во всяком случае, произведения искусства. А мощи — это сакральный предмет. То, что произошло — свидетельствует о деградации нашего общества». Делать выводы о реальности выставленных на продажу предметов специалисты не спешат, а в самом Казанском соборе ситуацию пока никак не комментируют — настоятеля нет, а без него никто ничего сказать не может.

По словам Евгения Стрельчика, он сомневается в инвентарных номерах: «Здесь надо проводить служебное расследование, а может, даже возбуждать уголовное дело. Дело вот в чем. Скорее всего, мощи эти хранились в 20-е годы в Музее истории религии и атеизма, который раньше располагался в Казанском соборе. Скорее всего, эти мощи были музейным экспонатом. Могло быть два пути развития событий — либо музейный экспонат был украден, либо списан работниками музея и попал в чьи-то руки, потому что не представлял никакой художественной и исторической ценности — так могли полагать работники музея».

«Спросить» с Музея истории религии и атеизма предлагают и другие эксперты, хотя, по их мнению, мощи в «чужих» руках могли появиться примерно так: кто-то во время периода повального атеизма взял мощи (из собора, или из музея) на хранение, полагая, что они рано или поздно все равно окажутся на свалке. Потом «хранитель поневоле» умер, и «святые косточки» обнаружил другой человек, которому хранить их уже ни к чему. Вот и выставил их на продажу. Причем, скорее всего, это дилетант. Ибо на антикварном рынке так обычно не делается. Знающий человек попытался бы по-тихому найти заинтересованных людей с деньгами, которые из каких-либо соображений (например, желая вернуть мощи в собор), откликнулись бы на предложение. А тут в лоб: из Казанского, инвентарный номер имеется. При этом антиквары говорят, что в Петербурге на рынке антиквариата действительно работает Борис Георгиев.

Главный хранитель Музея истории религии Ирина Мартынчук утверждает, что «мощи в музее в 20-х годах хранились и никогда не списывались, но потом ВСЕ ОСТАНКИ были переданы Русской православной церкви». По инвентарному номеру можно было бы определить, из Казанского ли эти мощи, но номер продавец держит в секрете: телефон, указанный в объявлении, не отвечает, без ответа остаются и электронные письма. Найти Бориса Георгиева удалось журналистам BBCRussian.com. Им Георгиев поведал, что «изначально мощи были привезены из Великого Новгорода еще в сталинские времена для созданного в Казанском соборе Ленинграда музея атеизма и религии», а к нынешней их обладательнице «пришли случайно — после ремонта Казанского собора в 1990-х годах». Посредник утверждает, что владелица пыталась продать мощи в течение полутора лет, но не нашла покупателей, а теперь и вовсе передумала.

Президент Ассоциации антикваров Петербурга Александр Горбунов выставленные на продажу мощи встречает впервые: «В моей практике ни разу продаваемые мощи не встречались. Этот предмет не имеет аналога цены, то есть даже приблизительно нельзя сказать, сколько за такие мощи можно просить». Сам Горбунов не стал бы никогда заниматься перепродажей подобного товара: «Это рискованная покупка, поскольку ее может приобрести только благотворитель — для передачи в Казанский собор».

Предположим, что «товар» действительно когда-то принадлежал Казанскому собору. Каким образом можно заявить на него права? Обращаться в милицию должен владелец пропавшего предмета. В нашем случае музей, если мощи в нем хранились и были оформлены, как надо. Но это еще нужно доказать. А если документы не сохранились?

По мнению представителей правоохранительных органов, в этом случае активную позицию должны занять представители РПЦ. Только они могут оценить то, что продается. Естественно, не в материальном плане. Но это тоже сложно. Два года назад в милицию Петербурга поступило заявление о пропаже колбы с мощами Святого мученика Иллариона Троицкого из храма в честь Казанской иконы Божией Матери Воскресенского Новодевичьего монастыря. Как колбу могли похитить, настоятельница рассказала, а вот пояснить, как она оказалась в монастыре, затруднилась. Илларион Троицкий — святой канонизированный. А кому принадлежат «выложенные» в Интернете останки, надо устанавливать. По крайней мере, Казанский собор тревогу о пропавшей святыне пока не забил.

Продажа мощей — распространенное явление для западных стран. То и дело в глобальной сети встречаются такие объявления, даже на русском языке: «На аукцион выставлены мощи такого-то католического святого». Однако многие из предлагаемых в Америке и Европе мощей — это подделка (если останки человека вообще можно назвать подделкой) — очень редко подлинность святыни можно подтвердить. Но и на Западе продажа мощей не приветствуется. Группа христиан из Калифорнии в ноябре прошлого года призвала бойкотировать один из Интернет-аукционов, где нередко можно встретить частицы мощей католических святых несмотря на то, что правила самого сайта запрещают продажу частей человеческих тел.

http://www.fontanka.ru/2007/02/06/076/


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика