Русская линия
Prokimen.Ru Василий Жуков01.02.2007 

«Социальное служение и социальное образование: опыт и проблемы взаимодействия в интересах развития личности»

Для представителей РГСУ, самого молодого государственного вуза России, знаменательным является то, что 15 лет проводятся Рождественские чтения, 15-й раз я принимаю в них участие, 15 лет исполнилось первому и единственному социальному университету России и в повестку дня внесен вопрос о вере и образовании, который для научно — педагогического сообщества РГСУ никогда не был дискуссионным. Благополучие семьи, общества и судьба каждого Человека зависит от того, насколько прочен союз людей, занимающих в жизни четыре главные должности: врача, учителя, библиотекаря и священника. Все, кто принимает участие в Рождественских чтениях, знают: священник и учитель, а не генералы и фельдмаршалы, одерживают победы и терпят поражения. Цель нашего форума состоит в том, чтобы это знали не только мы, представители веры и образования. В своей образовательной деятельности РГСУ исходит из того, что социальное образование, социальное служение и религиозное воспитание обладают взаимными компенсирующими свойствами. Подготовка современного образованного специалиста, призванного трудиться в социальной сфере, будет неполноценной, если она основана только на рационализме доктрин и механизмах социальных технологий.

Вне духовного измерения можно дать знания, но нельзя подготовить специалиста, способного понять сущность явлений, влияющих на социальное положение и состояние человека.

С профессиональной точки зрения социальная деятельность представляет собою служение людям, ибо в реальной жизни социальная работа — это конкретная помощь тем, чьи психологические, моральные и другие ресурсы недостаточны, материальные возможности невелики, физические — ограничены, а способности решать свои проблемы самостоятельно неудовлетворительны.

Научно-педагогический коллектив РГСУ стремится к тому, чтобы привить студентам такие черты духовности, как совесть, достоинство, порядочность, способность сопереживать, испытывать сострадание, проявлять бескорыстие и человеколюбие, осуждать и отвергать жестокость, насилие, стяжательство. В каждом обществе есть ниши, заполняемые духовностью, верой, нравами, обычаями. Без этих компонентов немыслим внутренний мир человека. Но внутренний мир человека немыслим и без мира знаний, умений, навыков.

Из этого вполне логично вытекает один из базовых принципов деятельности высшей школы: необходимо обеспечить взаимное восприятие и гармоничное развитие ценностей, производных и от веры, и от знания.

При всей противоречивости развивающихся в стране процессов есть две области общественной деятельности, в которых произошли не вызывающие сомнения позитивные сдвиги.

Первая — это православное церковное возрождение.

В наши дни полностью оправдались слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о том, что на смену поверхностной религиозности неизбежно придет подлинное духовное возрождение. Взрыв интереса к религии не изменил кардинально образ жизни человека, но пробудил гражданскую потребность определить свою конфессиональную принадлежность. Сделать это в сжатые сроки и по отношению к тем, кто на себе долгие годы испытывал давление агрессивного атеизма, не только невозможно, но и нежелательно. Духовное возрождение — это не публичная демонстрация своей религиозности. Это результат религиозного просвещения, постижения основ православного вероучения, это участие в различных формах церковной жизни. Освобождению от лицемерия содействуют разнообразные формы религиозного социального служения на уровне приходов и епархий.

Возрождение стало подлинным национальным явлением, когда традиционная просветительская миссия, характерная для церкви в целом, трансформировалась в комплекс целенаправленной деятельности по улучшению социального самочувствия населения. Фундаментальной теоретической базой этой работы стали «Основы социальной концепции РПЦ». В прикладном отношении появилась целая отрасль социальной помощи и поддержки населения, сформировалась системная политика РПЦ, опирающаяся на такие учреждения, как реабилитационные центры, приюты, больницы, столовые и т. д.

Церковь не ограничилась восстановлением возвращенных ей монастырей и храмов. Она стала энергично взаимодействовать с властью и обществом в таких сферах, как образование и воспитание, благотворительность и миротворчество, реставрация и охрана исторических памятников, помощь различным категориям населения, наука и культура. Стало очевидным и то, что особую роль духовное возрождение играет в борьбе с преступностью, коррупцией, деградацией личности. В целом, результатом православного церковного возрождения стало превращение Русской Православной Церкви в институт, пользующийся наибольшим доверием населения России.

Процесс духовного возрождения сопровождался кардинальными изменениями ещё в одной области общественной деятельности — в сфере накопления и стремительного развития социального знания. Видоизменение предметного поля традиционных научных дисциплин, интеграция естественно-научных и гуманитарных направлении исследовательского поиска привели к становлению социальной науки и социального образования. Социальная антропология, экология человека, социальная работа, социолингвистика, социальная психология, социальная информатика, ювенология и семьеведение, социально-гуманитарная математика, всего, по моим подсчетам, более 100 новых направлений, характеризуют современную систему отечественного социального образования.

Именно эту новую для России область знания, просвещения и воспитания представляет Российский государственный социальный университет, основанный 25 ноября 1991 года.

Университет ведет подготовку специалистов для социальной сферы России, стран Балтии и СНГ, ряда других государств по 63 специальностям. В Москве, а также в 64 филиалах, расположенных в 59 регионах России, обучается более 120 000 студентов; работают более 8 000 преподавателей и сотрудников.

В 2000-м году РГСУ вошел в число 100 лучших вузов России; в 2003-м году прошел сертификацию и получил самый авторитетный в России сертификат качества; в 2005 году награжден золотой медалью ЮНЕСКО «Европейское качество»; в 2006-м — прошел международную сертификацию и открыл дорогу своим выпускникам на рынки труда 37 стран мира.

Единственным Хозяином университета, господином своей судьбы, настоящего и будущего РГСУ является его Величество Студент.

Студентами РГСУ научно-педагогическое сообщество гордится и тогда, когда они постигают секреты профессии в аудиториях; и тогда, когда слушают их доклады на сессиях Студенческой Академии социальных наук; и тогда, когда видят их в спортивных залах или на сцене. Университет прославляют Академический хор. Симфонический оркестр. Театральная студия, хореографические и вокальные коллективы.

Среди студентов РГСУ — чемпионы мира Екатерина Гамова, Мария Бодоракова, Ольга Капранова; олимпийский чемпион по боксу в тяжелой весовой категории Александр Поветкин; одиннадцать гроссмейстеров, в том числе Эрнесто Инаркиев, бронзовый призер первенства России по шахматам; Ирина Василевич, гроссмейстер, чемпионка Москвы среди женщин. Среди преподавателей — Елена Вяльбе, Анатолий Карпов, ученые с мировым именем, в числе которых академики Д.С. Львов, Г. В. Осипов, В.С. Степин.

На базе РГСУ создан Национальный общественный комитет «Российская семья». Широкую известность приобрел Научно-педагогический центр «Гендер — Семья — Демография». Традиционными и все более масштабными стали Всероссийские конгрессы «Российская семья», ежегодные праздники «Дня Матери России», возрождающие церковные традиции уважения к семье. Особое внимание уделяется студенческим семьям. В день рождения такой семьи университет оказывает молодым супругам материальную помощь в размере 100 000 руб. При рождении в студенческой семье ребенка помощь увеличивается в 3 раза и достигает 300 000 руб.

В развитии социального служения и социального образования есть свои особенности и свои проблемы.

Наибольший простор для взаимодействия образования и веры открывается в таких областях жизни и деятельности общества, как:

— возрождение института семьи, авторитета отцовства и материнства;

— формирование молодежной политики;

— оживление исторической памяти, утверждение патриотизма как основы общественного и социального прогресса;

— содействие формированию сильной социальной политики, направленной на искоренение нищеты, снижение порога бедности, уменьшение преступности, утверждение здорового образа жизни, укрепление среднего класса.

Мировоззренческие основы современного социального образования пополнились таким исключительным документом, как «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Социальная теория обогатилась целым рядом фундаментальных доказательств и выводов, в числе которых обоснование «связи научного знания с религиозными, духовными и нравственными ценностями», справедливое предостережение «от искушения рассматривать науку как область, совершенно независимую от нравственных принципов», признание в качестве основного партнера Церкви не государства, а общества, в котором государственность рассматривается как одна из его характеристик[1].

«Основы социальной концепции» имеет только Русская Православная Церковь, и в этом проявились одновременно её духовная сила и могучий творческий Дар.

Работа научно-педагогического коллектива РГСУ, по существу, есть реакция ответственных представителей отечественного образования и науки на потребность государства сформировать в стране православную общественность как составную и влиятельную часть российского гражданского общества, представленную во всех структурах и институтах страны. Традиционное влияние христианской социальной этики на население должно дополниться влиянием представителей православия на политическую власть в интересах консолидации народов, населяющих страну, в целях обеспечения прав и свобод человека.

Нам всем еще предстоит осознать величайшую мудрость, заложенную в словах Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «… В нынешней России необходимо строить церковно-государственные отношения на основе нравственной оценки политических действий… В нравственном плане ужасающе обыденной становится ситуация, когда лица, наделенные властными полномочиями, используют их в угоду своим личным интересам, забывая о чаяниях и нуждах граждан, отдавших им свои голоса в надежде на положительные перемены"[2].

Духовные начала церковного Богослужения в общественной жизни могут и должны трансформироваться в нормы гражданской жизни, укрепляющие социальный прогресс, возвышающие личность. С этой точки зрения ректорат РГСУ придает особое значение корректным, соответствующим Конституции страны и правам личности, формам взаимодействия с РПЦ. Уже в течение 5 лет действует Договор о сотрудничестве между Синодальным Отделом по делам молодежи и РГСУ, в рамках которого проводятся совместные конференции, ведутся дискуссии, открываются выставки, проходят православные семинары. На Крутицком Патриаршем подворье открыт Институт социального служения, в котором по специальностям «социальная работа» и «организация работы с молодежью» ведется подготовка специалистов для работы в православных молодежных организациях.

Двери Университета всегда открыты для проведения церковно-общественных диалогов и мероприятий. Например, в сентябре 2006 прошлого года в рамках церковно-общественного форума «Единением и любовью спасемся», посвященного 625-летию Куликовской битвы, состоялась Конференция «Обретенное поколение — опыт и перспективы молодежного служения Русской Православной Церкви». С докладами на Конференции выступили 7 архиепископов, более 40 представителей академической и вузовской науки, 12 студентов.

О делах милосердия, благотворительности, о деятельной любви к ближнему в рамках XIV Рождественских образовательных чтений в РГСУ шла речь на Конференции «В России все дети — наши. Проблемы беспризорности».

Участники Конференции сошлись в едином мнении об ответственности всего общества за социальные проблемы детства. Были предложены пути решения этих острейших социальных проблем.

Ученым Советом Университета принята программа Духовно-нравственного воспитания корпорации Университета. Кафедра православной теологии РГСУ успешно ведет преподавание духовно-культурного наследия, осуществляет большую научно-исследовательскую работу по истории государственно-церковных отношений, истории социального служения РПЦ, истории духовного образования.

Студенчество РГСУ принимает активное участие в православном паломничестве.

Ректорат РГСУ оказывает помощь, в том числе финансовую, необходимую для возрождения церковных сооружений, ремонта монастырей. При нашем участии строится жилье для семей священников, издаются учебные пособия для семинарий.

Социальное образование пришло к заключенным Можайской женской колонии и в колонию строгого режима в Екатеринбурге, где открылись филиалы РГСУ. В обеих колониях работа ведется совместно с представителями РПЦ, т. е. идет процесс «образования ума и нравов».

Вершиной участия университетского сообщества в реализации идей социального служения и социального образования стало сооружение на территории РГСУ храма в честь Феодоровской иконы Божьей матери. На пожертвования студентов и преподавателей в непосредственной близости от величественных зданий ИМЛ при ЦК КПСС, где с 2003 года размещается главный корпус РГСУ, за два года построен православный храм.

Пользуясь случаем от всего сердца благодарю Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, его Святейшество Алексия II за благословение освятить наш храм по великому чину. Хотелось бы выразить благодарность за сотрудничество высокопреосвященным владыкам: митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу, митрополиту Калужскому и Боровскому Клементу, митрополиту Воронежскому Сергию, архиепископу Истринскому Арсению, архиепископу Костромскому и Галичскому Александру, архиепископу Курскому и Рыльскому Герману, архиепископу Верейскому Евгению, архиепископу Тихвинскому Константину, архиепископу Белгородскому и Старооскольскому Иоанну, епископу Ставропольскому и Владикавказскому Феофану епископу Егорьевскому Марку, благочинному Троицкого округа г. Москвы протоиерею Сергию и всем священнослужителям, принимавшим участие в различных мероприятиях, проходивших в стенах РГСУ.

Научно-педагогическая корпорация РГСУ отдает себе отчет в том, что социальное служение не может быть ограничено конфессиональными рамками. Россия — страна богатейшей истории, многообразных традиций во взаимоотношениях культур и народов различных вероисповеданий. Важной составной частью воспитательной парадигмы в РГСУ является привитие молодежи уважительного отношения не только к православным вероисповедным традициям. Кстати, специальные молельные «комнаты для мусульман в учебных корпусах РГСУ появились раньше, чем был построен православный храм. В нашем университете нет проблемы межконфессионального диалога.

При этом ректорат РГСУ не скрывает своей принципиальной позиции: Россия — православная страна с большим количеством религиозных и этнических меньшинств. Мы уважаем мировоззренческий выбор других народов, но рассчитываем на понимание того, что православие является духовным стержнем российской государственности. При этом мы не рассматриваем Православие ни как «культурное наследие», ни как самобытную «национальную идеологию», ни как обособленную форму христианства, поскольку за этим в конечном итоге кроется угроза единству Православной Церкви. Мы понимаем: все, кто хотел бы видеть Россию слабым и зависимым государством, стремятся внести раскол в ряды православия, и потому нам близки и понятны слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «Вместе с церковью возродится и Россия, духовно воскреснут народы всех стран, на территории которых наша Церковь совершает служение Богу и людям».



[1] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. — М., 2001, разд. XIV

[2] Россия. Духовное возрождение. — М., 1999, с.75;76

В.И. Жуков, ректор Российского государственного социального университета, академик РАН

http://www.prokimen.ru/article_2532.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика