Русская линия
Православие и современность Марина Новакова15.01.2007 

«И будут двое одна плоть»

Еще каких-нибудь 15−20 лет назад венчание в церкви казалось чем-то из ряда вон выходящим. Сегодня это уже привычное явление. Венчаются и молодые, и люди с солидным семейным стажем.

Причины, по которым люди решают повенчаться, могут быть разными. Кто-то лишь слепо следует моде — «все так делают», кто-то уступает уговорам родителей или друзей, кто-то, и таких в последнее время становится все больше, искренно верят в то, что «браки заключаются на небесах». Но без понимания символического значения таинства невозможно понять всей глубины, всей красоты этого обряда. И бывает искренне жаль тех супругов, которые перед венчанием не удосужились поподробнее узнать о смысле таинства, чтобы всем сердцем прочувствовать его стоя перед алтарем. Для них обряд венчания часто остается лишь красивой церемонией. Да и само значение слова «брак» трактуется, особенно молодежью, очень свободно, тогда как Православная Церковь дает ему четкое определение.

Что такое христианский брак?

В основании брака лежит установление Господа, относящееся к моменту сотворения человека. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2, 18). Таким образом, ни один человеческий союз не имеет такого высокого значения, как брак. Супружество есть основа жизни человека, залог его счастья на земле и вечного блаженства на Небе. Освящая этот союз своим благословением, сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся на земле (Быт. 2, 28).

Христианский брак зиждется на любви, но что есть любовь? В современном мире под любовью понимается некое чувство — волнение, страсть, желание обладать. Но все это нельзя назвать любовью, скорее, это себялюбие: я люблю, я хочу… Вот что говорит апостол Павел в Первом послании к Коринфянам: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1 Кор. 13, 1−8). То есть любящий человек другого ставит превыше себя, его интересы — превыше своих собственных. Такая любовь остается при любых обстоятельствах: бедности, неудаче, несчастье, болезни. И если эта любовь взаимна, то двое становятся одним целым. Тайна сия велика (Еф. 5, 32) — говорит апостол Павел. Он говорит также, что эта тайна заключается в единстве двух: Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут одна плоть (Быт. 2, 24).

Конечно, это не значит, что среди супругов нет разногласий, споров и ссор. Но все невзгоды преодолеваются сообща и с помощью Божией. Чтобы такое стало возможным, нужно, чтобы человек хорошо представлял себе, каковы его обязанности как супруга.

Супружество — образ отношений Христа и Церкви. Как этот союз основывается на любви Христа к Церкви и на полной преданности Церкви в волю Христа, так и союз мужчины и женщины должен основываться на том же: на самоотверженной любви мужа к своей жене и на преданности жены своему мужу. Как Христос умер за Церковь, так и муж должен быть готов умереть за свою жену. И это не высокие слова, не героизм, а естественное и вместе с тем неповторимое духовное отношение двух людей. Муж — глава семьи, ему дана власть, но это не преимущество, а долг. Господство над женой — не для понукания, уничижения ее, а для разумного управления домом. Надо помнить, что муж и жена — равноправные члены Церкви, то есть они равнозначны перед Господом Иисусом Христом.

Конечно, это в идеале. К этому нужно стремиться. Но в силах каждого человека воспитать в себе христианское поведение, и не только в семье, что станет основой его нравственной жизни. Именно в семье человек может научиться исполнять основные заповеди, высшая из которых — любовь к ближнему. Не менее важная добродетель — терпение. Живущим в браке нужно учиться снисхождению и прощению, иначе будет очень сложно жить вместе, ведь по сути встречаются два эгоиста. Но победить это эго можно: невозможное человекам возможно Богу (Лк., 18, 27), то есть все возможно с помощью Божией. И оружием этой победы должны быть великодушие, кротость, смирение.

Но основной заповедью является, пожалуй, чистота брака: Брак у всех (да будет) честен и ложе непорочно (Евр. 13, 4). Если люди при вступлении в брак руководствуются нечистыми побуждениями и увлекаются страстями, то они нарушают чистоту брака.

Таким образом, в Таинстве Брака испрашивается и подается особая благодать — образовать супружеский союз двух верующих во Христа. Как нельзя разделить Христа и Церковь, так нельзя разделить мужа и жену. Поэтому они не только обязаны всю жизнь хранить друг другу верность, но и вместе следовать по пути духовного совершенствования. И одна из главных ролей в этом отводится воспитанию в православной вере детей.

Обо всем этом должны хорошо подумать пары, которые хотят освятить свою жизнь Таинством Брака.

Существуют ли препятствия к вступлению в брак?
Не всякий гражданский союз, зарегистрированный в ЗАГСе, может быть принят Церковью, поскольку условия заключения брака, установленные законодательством, отличаются от условий, закрепленных в церковных канонах. Так, Церковью не допускаются четвертый и далее браки; если один из будущих супругов фактически состоит в браке с другим человеком; браки между лицами, состоящими в близком родстве (даже между троюродными братьями и сестрами), между крестниками и крестными, а также между восприемниками одного ребенка; браки, в котором один (или даже оба) из новобрачных является убежденным атеистом и пришел в храм только по настоянию окружающих. Не венчают брачующихся, если хотя бы один из них некрещеный или исповедующий другую веру (разрешено с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога). В настоящее время венчание проводится только после регистрации в ЗАГСе. Это делается для того, чтобы убедиться в серьезности намерений брачующихся. Во время подачи заявления сотрудники ЗАГСа интересуются, достигли ли желающие вступить в брак совершеннолетия, добровольно и взаимно ли их желание, не состоят ли они в браке, в ряде случаев могут спросить о физическом и психическом здоровье. В церкви «дознание личности» не проводится. Поэтому, замышляя совершить незаконный брак, новобрачные должны хорошо подумать о том, что людей обмануть легко, но Бога — невозможно.

Возможен ли развод и допустим ли второй брак?

Церковь учит, что брак нерасторжим до смерти одного из супругов: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6). Разлучение супругов — это не только грех перед их детьми, но и перед Богом. Однако существуют причины, из-за которых брак может быть расторгнут. Долгое время таковыми считались прелюбодеяние и вступление в новый брак. Но в 1918 году Поместный Собор Русской Православной Церкви добавил в этот список «отпадение супруга от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожительству, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруга либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим». В наши дни к этому добавилось заболевание СПИДом, алкоголизм или наркомания, а также совершение женой аборта без согласия мужа.

Однако следует понимать, что «развенчаться» нельзя, можно только признать факт разрушения брака. Расторгнуть такой брак может только архиерей или церковный суд. И вступить в повторный брак можно лишь после специально полученного разрешения Церкви. Допускается это только по снисхождению к человеческой немощи. А если и жених, и невеста вступают в брак второй раз, изменяется и порядок венчания: в последование о второбрачных добавляются две покаянные молитвы, из него исключаются вопрошения о свободе волеизъявления.

Признает ли Церковь гражданский брак?

По мнению Церкви, гражданский брак — брак, заключенный в соответствии с законом. В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку». В том случае, если связь мужчины и женщины не закреплена гражданским актом (что большинством и понимается под «гражданским браком»), Церковь считает такие отношения безответственными и греховными.

Каковы особенности свадебной трапезы?

Венчание — необыкновенно трогательное и радостное событие. Торжественность церемонии, сияние свечей, поздравления родных и близких создают праздничное настроение. Праздник продолжается и по окончании обряда. И вот здесь возможно всякое: через непродолжительное время некоторые начинают неприлично себя вести: говорят скабрезности, упиваются, поют песни постыдного содержания, громко смеются и устраивают дикие пляски. Не таким должно быть застолье православных. Веселье должно быть радостным, а не буйным.

http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/03person/20 070 115.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика