Русская линия
Новые Известия Михаил Поздняев15.01.2007 

Веры — больше, идеалов — меньше
Россиянам знакомо слово «духовность», но все понимают его по-разному

Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) опубликовал результаты опроса россиян, целью которого было выяснить, что такое духовность. 91% из 1600 опрошенных заявили социологам о своем знании тайного смысла этого слова. Однако в ходе дальнейшего общения с респондентами выяснилось: каждый толкует его на свой лад.

О духовности говорят сегодня все, кому не лень. Ее рост в обществе — едва ли не главная цель отцов нации. Во всяком случае, не менее значимая, чем рост уровня благосостояния. То есть, вы, пожалуйста, станьте подуховнее, а уж мы позаботимся о вашем кошельке.

В советские времена слово «духовность» ассоциировалось исключительно с религиозным сознанием. Сегодня, как выяснили сотрудники ФОМ, лишь четверть граждан России связывают это понятие с верой в Бога, религией, церковью. Вот некоторые из ответов: «Духовность — единое целое с Богом», «это значит быть ближе к церкви», «я своего Аллаха знаю, верю в него и буду верить». В этой категории респондентов 46% считают, что духовности в жизни общества по сравнению с советскими временами стало больше, 39% заявили об ее упадке. Расклад практически 50 на 50 — уже серьезный повод для разговора о том, в каком состоянии сегодня пребывает баснословная «русская душа». Однако «духовность» и «религиозность» для подавляющего большинства жителей нашей страны — вовсе не синонимы.

Так, 21% опрошенных считают, что духовность — это совокупность положительных моральных качеств человека. А ее признаками называют некую «систему ценностей», «доброту и человечность», «поддержку и взаимопонимание».

К этой группе высказываний примыкают, по мнению экспертов, суждения, в которых духовность понимается как душевная чистота, мир и гармония. В глазах 7% участников опроса ФОМ духовный человек — тот, кто умеет жить в ладу с людьми и самим собой. Церковь четко разделяет понятия «духовность» и «душевность» (первое — от Бога, второе — так сказать, от папы с мамой), но большинство россиян, похоже, не чувствует разницы. Около 10% определяют духовность как «богатый внутренний мир», «богатство души», причем не уточняют, нравственный или интеллектуальный аспект имеется в виду. 8% полагают, что духовность — результат образования и воспитания, и ставят знак равенства между загадочной духовностью и «чтением книг», «интеллигентностью», «культурой поведения». 5% склонны видеть в духовности стремление к самосовершенствованию. Еще примерно для стольких же россиян духовность подавно размыта в очертаниях — это «вера во все хорошее», «вера в идеалы» и просто «вера, надежда, любовь».

Показательно, что все разговоры и споры о духовности чаще всего протекают в категориях «больше — меньше». 49% респондентов заявили, что раньше духовности было больше, 23% - считают, что ее удельный вес понемногу растет, остальные не смогли дать внятного ответа. Причем, как отмечают социологи, в данном случае различий в суждениях между возрастными группами нет — опыт жизни в советское время роли не играет.

Каким образом сегодня в России сосуществуют представления о росте религиозности — с одной стороны, и падении нравственности — с другой? Почему коллективный культпоход в церковь никак не сказывается на моральном облике постсоветского человека? Эти вопросы, по мнению экспертов ФОМ, заслуживают отдельного рассмотрения.

http://www.newizv.ru/news/2007−01−15/61 275/


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика