Русская линия
Известия Абдумалик Нысанбаев27.05.2003 

Жить мирно можно и нужно
Диалог как условие строительства открытого общества

Расположенная и в Европе и в Азии, наша страна по праву считается евразийской, впитавшей в себя культуры различных цивилизаций и, что немаловажно, являющейся пространством, на котором функционируют крупнейшие мировые религии — ислам и христианство. На первый взгляд может показаться, что естественным путем развития современного Казахстана должно быть его вхождение в тюркско-исламский мир, с которым нас связывает многовековая общность национальных корней, языков, традиций, обычаев. Однако, в отличие от наших восточных соседей, вряд ли у нас будут доминировать формы чисто мусульманской культуры.
В древности в степях Казахстана исповедовались и мирно сосуществовали различные религии, среди которых были и христианство, и буддизм, и зороастризм, и манихейство, а традиции тенгрианства по своей значимости для простого народа немногим уступали исламу. Учет этих исторических традиций, а также евразийского статуса и национальных интересов страны позволил нам за короткий период добиться значительных успехов в строительстве независимого государства с крепкой рыночной экономикой, в обеспечении устойчивого экономического роста, в развитии институтов демократии и гражданского общества, в укреплении межнационального и межконфессионального согласия. И огромную роль в этом процессе сыграла политика президента Нурсултана Назарбаева, направленная на системное реформирование Казахстана как евразийского государства.
Евразийская идея подразумевает преобразование мира и совершенствование человека не в отрыве друг от друга, а как взаимодополняющие процессы. Иначе говоря, материально-практическая деятельность человека должна базироваться на духовно-нравственном начале; в свою очередь духовно-нравственное развитие человека требует не изоляции от мира, а совместных действий человечества по преображению бытия. Таким образом, евразийство в своей сущности есть особый тип мироотношения, пронизанный нравственным началом и способный благодаря своему практически-гуманистическому потенциалу стать также и интегральным, то есть преодолеть крайности Запада и Востока и синтезировать их лучшие черты. И здесь важное значение приобретает межконфессиональный, межгосударственный и межкультурный диалог, позволяющий цивилизованно решать жизненно важные стратегические и глобальные проблемы.
А какова в этом смысле современная картина в сфере религиозной?
Благодаря исторически сложившимся добрым традициям межэтнического и межкультурного диалога и взаимодействия, взвешенной внутренней и внешней политике страны, основанной на философии ненасилия и взаимопонимания, обстановка в нашей республике, где функционирует более 40 конфессий, достаточно стабильна. В настоящее время главной задачей казахстанской внутренней политики, основанной на межкультурном диалоге, становится сохранение и упрочение религиозной толерантности, межконфессионального диалога и согласия. Если эту сферу упустить из виду, не придав ей должного значения, то веками складывавшееся духовное и культурное единство народов, населяющих современный Казахстан, может дать трещину, а это повлечет за собой чрезвычайно опасные последствия.
Конечно, в религиозной сфере Казахстана еще не все обстоит гладко. Существование «псевдорелигий» внутри и вне республики говорит о необходимости быть бдительными. Да, в Казахстане религиозные объединения, к счастью, не берут на себя функций некоей особой или всеобщей политической силы, у нас не существует таких чудовищных конгломератов, как «военно-религиозные» организации. Однако подобные силы и организации существуют не так уж далеко от нас. Следовательно, объективно они несут потенциальную угрозу национальной безопасности Казахстана.
Прошедшие столетия, особенно только что закончившееся двадцатое, наглядно показали необходимость налаживания взаимопонимания между людьми, их мировоззрениями и культурами. Процесс диалога цивилизаций и культур становится в период глобализации особо сложной проблемой, которая в современных условиях пронизывает все сферы жизни.
Дефицит начала XXI века — это дефицит взаимопонимания, духовности, нравственности, толерантности. Причина такого положения заключается и в том, что проблема, возникшая в одной сфере жизни или в одном регионе, неизбежно отзывается в других сферах и регионах; трудности и противоречия локального масштаба становятся трудностями и противоречиями глобальными.
Казахстан исторически стал местом взаимного обогащения цивилизаций, взаимопроникновения культурных моделей, создания общности различных народов. Он представляет собой полиэтническое государство, и его развитие будет в любом случае связано с этим фактом как с реальностью, от которой нельзя будет отмежеваться. Попытки развиваться на основе этноориентированной модели государства чреваты расколом общества и гибелью самого государства. Мы видим это на примерах межэтнических конфликтов на территории бывшего Советского Союза.
Казахстан проводит курс на укрепление независимой государственности, основанной на идее согражданства и равных условий для развития всех культур и этносов, имеющихся на его огромной территории. Это, бесспорно, является залогом стабильности транзитного общества, безопасности и гражданского согласия.

Справка «Известий»
На сегодня в государственных высших и средних специальных учебных заведениях страны обучаются:
более 3 000 студентов — будущих преподавателей русского языка;
2014 студентов — преподавателей немецкого языка;
220 студентов — преподавателей корейского языка;
156 студентов — преподавателей узбекского языка;
100 студентов — преподавателей турецкого языка;
80 студентов — преподавателей польского языка и других.
Заметные сдвиги произошли в развитии культуры, традиций и обычаев этнических меньшинств Казахстана. Культура все больше играет консолидирующую роль в обществе. Начавшийся в 90-е годы процесс возрождения национальных культур привел к созданию 27 республиканских и региональных национально-культурных объединений, которые имеют 352 областных и районных подразделения.
Впервые на республиканском уровне прошли и стали традиционными съезды корейцев, немцев, поляков, уйгуров, курултай и сабантуй татар и башкир, дни культуры этносов, фестивали культуры узбеков, уйгуров, турок, дунган, курдов, корейцев, немцев.
В республике работают 373 музыкальные школы, 41 художественная и 97 школ национальных искусств. Создаются фольклорно-этнографические группы, ансамбли с привлечением музыкальных специалистов за пределами Казахстана.
Демократические преобразования в казахстанском обществе вызвали рост численности средств массовой информации на языках этнических меньшинств. Благодаря государственной поддержке выпускаются газеты и журналы на 11 национальных языках, 44 телестудии вещают на 12 языках и 18 радиостудий — на 7 языках.
Главным практическим свидетельством поддержки национальной политики государства представителями всех этнических меньшинств служат здоровая атмосфера в обществе и национальное согласие. Положительным фактором в пользу взвешенности национальной политики государства также является реэмиграция — возвращение в страну ранее выехавших за ее пределы граждан Казахстана.
Одной из важных проблем и задач внутренней политики государства становится формирование новой казахстанской гражданственности. Приоритетом государства является стремление к политическому единству, общности интересов и судеб граждан разных национальностей, которые составляют основу государства и называются единым народом Казахстана.
Справка «Известий»
Сколько партий в стране
В настоящее время в Республике Казахстан функционируют следующие политические партии:
— Аграрная партия Казахстана;
— Гражданская партия Казахстана;
— Демократическая партия женщин Казахстана;
— Демократическая партия Казахстана «Азамат»;
— Крестьянская социал-демократическая партия «Ауыл»;
— Коммунистическая партия Казахстана;
— Народно-кооперативная партия Казахстана;
— Национальная партия Казахстана «Алаш»;
— Партия возрождения Казахстана;
— Партия «Народный конгресс Казахстана»;
— Партия патриотов Казахстана;
— Партия справедливости Республики Казахстан;
— Республиканская народная партия Казахстана;
— Республиканская политическая партия «Отан»;
— Республиканская политическая партия Труда;
— Социалистическая партия Казахстана;
— Демократическая партия Казахстана «Ак Жол»;
— Русская партия Казахстана.
С июля 2002 года вступил в силу новый закон «О политических партиях».
Парламент республики
В парламенте Республики Казахстан второго созыва в настоящее время действуют четыре фракции политических партий:
— депутатская фракция Аграрной партии;
— депутатская фракция Гражданской партии;
— депутатская фракция Республиканской политической партии «Отан»;
— депутатская фракция Крестьянской социал-демократической партии «Ауыл».
Национальный состав населения
Численность населения Казахстана в настоящее время составляет 14,9 млн человек. Всего в Казахстане проживают представители 131 национальности, в том числе 7,9 млн (53,4%) — казахов; 4,4 млн (30,0%) — русских; 547 тыс. (3,7%) — украинцев; 353 тыс. (2,4%) — немцев; 249 тыс. (1,7%) — татар. На долю остальных национальных меньшинств приходится 8,8% - 1,4 млн чел.
На каких языках учатся дети
В Казахстане функционируют национальные детские сады, школы. В республике на семи родных языках (казахском, русском, узбекском, уйгурском, таджикском, украинском и немецком) в дошкольных учреждениях обучаются и воспитываются 426 тысяч детей, а в общеобразовательных школах — свыше 3 миллионов.
В местах компактного проживания малочисленных национальностей для 106 тысяч детей организовано изучение 14 родных языков. Действуют воскресные школы по изучению родного языка на базе учебных заведений, православных и католических храмов.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика