Русская линия
Православие на Дальнем Востоке Василий Жуков09.01.2007 

Храмы Божии и любовь человеческая

Христиане всех веков проявляли свою особенную любовь к тем или иным церковным праздникам или святым, посвящая им лучшее, что творили их руки, начиная «начатками плодов» и кончая гимнами в честь них, иконами, золотом риз для икон и другими украшениями. Но самым значительным, самым замечательным и самым впечатляющим свидетельством любви христиан к Богу, Его Пречистой Матери и Его святым, является храм. И потому, что храм — это богословие в камне, и потому, что храм — это место для принесения Бескровной Жертвы, и потому, что храм — это место, где все христиане общины могут вознести свои благодарные мольбы ко Господу, Пресвятой Богородице или святому угоднику.

Эта традиция получила продолжение и на российском Дальнем Востоке.

Показательно, что на Руси были святые и праздники, которые были одинаково чтимы на всей территории государства. Так, самым любимым господским праздником на Руси была Троица. Эта традиция восходит ко времени самого значительного русского святого — преподобного Сергия Радонежского. Начиная с этого времени, Троицкая обитель становится духовным центром Руси, откуда и государственная жизнь получала необходимую «инъекцию Духа» для генерации новых созидательных сил во благо Церкви и народа. Не менее любим русским народом был и праздник Преображения Господня. Многие объясняют эту симпатию простонародным наименованием этого праздника — Яблочный Спас: в этот день благословлялись начатки плодов винограда и яблок, т. е этот праздник становился «праздником урожая» и, следовательно, поводом к народным торжествам. Но верующее сердце никогда не удовлетворилось бы этим объяснением — ведь этот праздник приоткрывал каждому человеку реальность Рая, реальность преображенного состояния человека после блаженной кончины. И в благодарность за этот дар русский человек полагал пред стопами Божиими лучшие творения рук своих: Соловецкий и Валаамский Спасо-Преображенские монастыри, кафедральные соборы, обители и храмы в других епархиях тому самое наглядное подтверждение. На Дальнем Востоке ярчайшей иллюстрацией следования этой традиции является самый величественный храм региона — Кафедральный собор Хабаровской епархии. Помимо этого прекрасного храма, в честь преславного Преображения Господня на Дальнем Востоке освящено еще десять храмов. Если же говорить о храмах, посвященных Пресвятой Троице, то их семнадцать; в их числе находится и самый крупный в мире деревянный православный храм — кафедральный Свято-Троицкий собор г. Анадыря.

Особняком в этом ряду стоят храмы, посвященные светлому празднику Рождества Христова. Таких храмов не очень много (на Дальнем Востоке, к примеру, их всего восемь), но они всегда были особо значимыми для судьбы народа и государства. Таким, например, является главный храм Русской Церкви — Храм Христа Спасителя, освященный в честь Рождества Христова. Это — храм-памятник народу-победителю в Отечественной Войне 1812 г., потому что именно в день Христова Рождества с русской земли навсегда ушел неприятель — войска Наполеона Бонапарта.

Такой же значимый храм Рождества Христова есть и на Дальнем Востоке. Христорождественский кафедральный собор. Построенный в конце XIX в. на средства фонда Императора Александра III как храм-школа при местом отделении Транссибирской железной дороге, в начале 20-х гг. прошлого столетия он был отобран у верующих и был превращен в школу, а затем — в детский сад железнодорожников. И только в 1945 г. богослужебная жизнь в храме была возобновлена. Именно Христорождественский храм стал кафедральным собором возрожденной на короткий срок Хабаровской епархии. Храм, несмотря на разруху и голод, вел широкую благотворительную деятельность — только в одном 1946 г. общиной было сдано 12 000 руб. в фонд помощи сиротам. С тех пор и до конца 80-х гг. он, наряду с храмом св. Александра Невского, был островком Неба в огромном океане атеистического региона. И когда Хабаровская епархия была возрождена вновь, собор Рождества Христова вновь стал епархиальным. В этой роли храм пребывал до ноября 2004 г., когда был освящен новый кафедральный собор — Спасо-Преображенский. Кроме того, особенно дорог этот

В Христорождественском соборе находится чтимая святыня епархии — икона Божией Матери «В родах помощница» Хабаровская, а также частцы мощей прп. Серафима Саровского, Оптинских старцев, свт. Тихона Московского и других святых.

Таким образом, этот праздник имеет для нас, дальневосточников, особое значение. Ибо для нас он еще — и праздник нашего сердца, в котором хранится любовь к своим святыням, пронесенная через все невзгоды кровавого лихолетья.

http://pravostok.ru/ru/main_theme/?id=166&theme=22


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика