Русская линия
Московский комсомолец Сергей Бычков20.05.2003 

Подарок Папы Римского
Примут ли в Казани чудотворную?

В августе 2003 года, направляясь с пастырским визитом в Индию, Папа Римский Иоанн Павел II намерен посетить Казань. Папа хочет передать президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву православную святыню: почитаемую икону Божией Матери — Казанскую. «Этот шаг доброй воли со стороны Ватикана мог бы стать прекрасным поводом для такого необходимого и, по сути, неизбежного диалога между двумя крупнейшими Церквами», — сказал Минтимер Шаймиев.
Ультраправославные сразу подняли крик о католической экспансии. Священник Всеволод Чаплин, зампред Отдела внешних церковных связей Русской церкви, заявил, что икона не представляет никакой ценности.
История этой иконы возникла во второй половине XVI века, уже после покорения русскими Казанского ханства. Русская девочка Матрона обнаружила на пепелище в Казани небольшую икону Божией Матери. Тогда архиепископом Казани был Гермоген, который стал впоследствии патриархом. Он принял участие в прославлении этой иконы, которая оказалась чудотворной. Когда в Смутное время Москва была захвачена поляками, патриарх Гермоген, брошенный ими в подземелье Чудова монастыря, рассылал письма-призывы по русским городам. Он призывал сплотиться русских людей и освободить Русь от нашествия захватчиков. Одно из его писем попало в Нижний Новгород. Минин и Пожарский стали во главе ополчения, которое двинулось освобождать Москву. С ними из Казани «шла» икона.
В память об освобождении Москвы на Красной площади был выстроен Казанский собор, в котором хранилась та самая чудотворная икона. В 1904 году она была украдена из храма, и следы ее затерялись. Икона была небольшой (31,5×26,1) — поэтому вору удалось без особых усилий похитить ее. Розыски не дали никаких результатов. В начале апреля католики пригласили в Ватикан представительную комиссию российских экспертов. Среди них был директор Музея древнерусской культуры и искусства, доктор искусствоведения Геннадий Попов и завотделом древнерусского искусства Института искусствознания Лев Лифшиц. Комиссию возглавлял заместитель министра культуры Павел Хорошилов. Президент Татарстана прислал в Ватикан своего представителя — Дмитрия Хафизова.
Экспертам предоставили специальную комнату в Ватикане, в которой было собрано все необходимое для серьезной экспертизы: рентген, установка с инфракрасными лучами, определитель драгметаллов. В течение нескольких дней вместе с представителями католиков российские ученые обследовали икону. Со стороны католиков также была создана комиссия во главе с архиепископом Франческо Маркизано, председателем папской комиссии по культурным ценностям. В нее вошли: директор ватиканских музеев Франческо Буранели, епископ Мишель Берже, священники Йозеф Май и Станислав Шовенец.
Комиссия установила, что икона написана не раньше первой половины ХVIII века. Оклад довольно ценный, но он — второй: первоначальный оклад утрачен. Второй оклад был изготовлен в конце ХVIII века. Серебро плохого качества, но украшено полудрагоценными камнями. Появление второго оклада и камней свидетельствует о том, что икона проявила себя как чудотворная: именно поэтому владельцы так заботливо украшали ее. Позади иконы — медальон с номером. Это признак того, что она принадлежала или какому-то российскому монастырю, или крупному храму. Ценность иконы, которой, кстати, в 80-х годах ХХ столетия была посвящена большая статья Андреева, определяется не древностью, ни ценностью оклада, а ее чудотворениями. Именно этим продиктовано решение Папы Римского вернуть ее в Россию.
Когда перед аукционами в Рублевский музей приносят на экспертизу иконы, среди них встречаются довольно редкие. Геннадий Попов упоминал о недавних экземплярах Казанской рубежа ХVII-ХVIII веков, которые он держал в руках. Но вряд ли они чудотворные, хотя безусловно современницы иконы. Проблема не в том, чтобы с ходу отвергать дары Папы Римского. Пора подумать о возвращении утраченных реликвий Древней Руси. К примеру, золотого креста святой Евфросинии Полоцкой середины ХII века. Он был утрачен накануне Отечественной войны и обретается где-то за рубежом. Или чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, которая находится где-то в Сан-Франциско. Этими проблемами должен был бы заниматься Отдел внешних связей Русской церкви. Но церковным дипломатам недосуг: они погрязли в интригах и полемике против католиков. Которые способствуют возвращению российских ценностей.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика