Русская линия
Зеркало недели С. Короткова24.05.2003 

Долгий путь к храму

В прошедшие выходные главные события духовной жизни страны происходили во Львове, древнем и прекрасном городе, основанном Даниилом Галицким. И пусть не обижаются на меня жители столицы и других украинских городов, но не каждый день происходит освящение древнего Храма, возвращенного усилиями многих людей разных национальностей одной из многочисленных в Украине диаспор — армянской.
Армяне — древний, гордый и вечно гонимый народ — рассеяны по всему миру и сохраняют, где бы ни обитали, свою культуру, духовную общность и родственные связи. Исторические корни этих связей с нашей землей уходят в Х-ХI века, когда стали устанавливаться торгово-культурные отношения между Древней Русью и Закавказьем. В Киеве располагалась самая древняя из армянских общин. Ее расцвету впоследствии способствовала женитьба киевского князя Владимира Святославича на сестре византийского императора Василия II, армянина по происхождению.
Киевские армяне занимались ремеслом и торговлей, врачевали и отважно защищали землю от внешних врагов. В одном войске с уроженцами Древней Руси шли армяне на бой с половцами и печенегами, позднее — с монголо-татарами и тевтонскими рыцарями.
«Без всякого преувеличения можно утверждать, — писал известный историк И. Линниченко, — что наиболее прославленные центры Южной России, каковыми являются Львов, Луцк, Каменец-Подольский, своим богатством, пышностью и значимостью в большой мере обязаны особенно армянам. Именно благодаря этому проворному, шустрому, способному ко всяким начинаниям народу торговые центры Южной России стали посредником между торговцами Востока и Запада. Зная восточный образ жизни, владея восточными языками, будучи отлично знакомыми с путями сообщения по Востоку, наделенные храбростью, хорошо владеющие оружием — качества, необходимые для совершения опасных путешествий по населенным разбойничьими племенами странам Востока, — армяне издавна приступили к сухопутной торговле между Западом и Востоком».
Во Львове, во второй половине ХIII века, князь Даниил Галицкий выделил армянам для поселения участок в северной части города, где располагались их улицы, впоследствии была построена церковь. Та самая церковь, на освящение которой неделю назад собрались львовяне и высокие гости.
Армянская апостольская церковь Успения Пресвятой Богородицы была возведена в 1363 году, вначале деревянная. Затем на ее месте был построен нынешний собор из камня в армянском архитектурном стиле. Собор сей был церковно-административным центром для Украины и Средней Европы. Во главе епархии стоял архиепископ, назначаемый Католикосом всех армян.
После Второй мировой войны армянская церковь во Львове была закрыта и, как многие другие культовые сооружения в то время, использовалась государством в качестве подсобных помещений, которые не считали нужным ремонтировать. В последние десятилетия здесь, правда, не располагалась ни прачечная, ни баня, как это было в некоторых церквах на Валааме, помещение принадлежало музею и служило хранилищем икон.
Вновь центром епархии армянской апостольской церкви Львов стал в 1991 году, после обретения Украиной независимости. Армянской общине городскими властями были переданы часовня и двор церкви, где и отправлялась служба, практически — под открытым небом. Саму же церковь было обещано передать полностью, когда найдутся соответствующие помещения для хранения музейного имущества.
В 2001 году, когда Армения праздновала 1700-летие принятия христианства, Католикос всех армян Гарегин II передал украинскому Президенту письмо о восстановлении собора. Президент, в свою очередь, отдал соответствующие распоряжения. К сожалению, все мы знаем, сколь долог путь от распоряжений до их воплощений, если не будет проявлена личная инициатива. Ее проявил Нвер Мхитарян, народный депутат Украины, заместитель председателя комитета по правам человека ВР, президент Союза армян Украины. Он инициировал передачу собора, построив за свой счет помещения для спецхрана музея.
— Со времен Великой Отечественной, — сказал Нвер Мхитарян во Львове, — Армянский собор служил лишь музейным складом для икон: отныне в нем будут служить Богу. Сегодня мы стали свидетелями, по сути, истинного чуда — все эти годы армянская церковь хранила украинские иконы, а украинские иконы, по большому счету, сохранили этот неповторимый памятник зодчества. Его много раз могли снести и уничтожить, но Бог и люди не допустили этого. И этот факт — еще одно неоспоримое доказательство тому, что дружба украинского и армянского народов — воистину святая дружба.
На освящение собора Успения Пресвятой Богородицы «слетелись» гости со всего света. Литургию во вновь обретенном храме служил сам Католикос всех армян Гарегин II. На скамьях в первых рядах сидели председатель парламента Армении Армен Хачатрян и первый Президент Украины Леонид Кравчук, принцесса Словакии Татьяна и посол Армении во Франции Эдвард Налбандян. Можно было бы еще долго перечислять знаменитые имена, но безусловным «хитом» был неподражаемый Шарль Азнавур, который приехал на этот праздник возвращения Храма со своим сыном Мишей.
79-летний Шарль, концерты которого называют двумя часами ностальгии, нежности и любви, в прекрасной форме. По-прежнему много работает. На сегодняшний день им написано более тысячи песен. Карьера Азнавура была сложной, а восхождение к славе долгим. После первого исполнения своих песен на концерте он прочел такие слова о себе: «Надо быть сумасшедшим, чтобы с такой внешностью и с таким голосом представиться публике». Думаю, не одного амбициозного артиста сломила бы такая рецензия, но не Азнавура.
Большую роль в его жизни и творчестве сыграла несравненная Эдит Пиаф, которая помогла зажечься на мировом песенном небосклоне не одной звезде. В 1946 году она пригласила его в гастрольное турне по Америке и Канаде с группой «Компаньон де ля шансон». Восемь лет он был под покровительством Эдит Пиаф.
— Благодаря ей я стал французом, — с улыбкой говорит Азнавур, вспоминая оплаченную Пиаф пластическую операцию по исправлению носа.
Но в то же время великий шансонье навсегда остался армянином — верным своей крови и своей стране. Не прерывая связей с исторической родиной, он чутко откликается на каждую ее просьбу, не говоря уж о беде — достаточно вспомнить невероятную работу, проделанную Азнавуром по сбору благотворительных средств для помощи пострадавшим от страшного землетрясения.
Последний его брак со шведкой Уллой Тюссель, бывшей манекенщицей, был освящен армянской церковью. Их дети, хоть и не владеют армянским, тоже чувствуют себя плоть от плоти армянского народа. Поэтому, вполне логично было вручение Нвером Мхитаряном ордена Св. Константина Шарлю Азнавуру и другим почетным гостям праздника. Награды армянской церкви вручал сам Католикос всех армян Гарегин II.
После вручения наград в церковном дворе прошел обряд жертвоприношения — матах. Этот древний обычай остался в армянской церкви от язычества. Жертву Богу приносят не для того, чтобы просить о будущих благах, а принося благодарность за то, что Бог помог выжить и на этот раз.
Два дня, проведенные во Львове, были светлы не только благодаря одухотворенности и присутствию ярких личностей. Казалось, обогретое общим светлым порывом солнце светит ярче, напрочь убрав тучки и туманы, столь свойственные погоде этого города.
Жизнь еще раз показала: чтобы найти собственную дорогу к Храму, как минимум необходимо, чтобы была открыта дорога к Храму реальному.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика