Русская линия
Петербургский Дневник Владимир Малышев25.12.2006 

Суета вокруг Блаженной

За последние дни в ряде петербургских газет появились статьи (вероятно, кем-то проплаченные, на правах рекламы), в которых предлагается открыть мощи Блаженной Ксении Петербуржской. Делается это от имени некой «инициативной группы». Однако русская православная церковь уже выступила против такой идеи.

Дату рождения Блаженной Ксении точно никто не знает. Известно, что родилась она где-то между 1719 и 1730 гг. на Петербургской стороне. Когда ей было всего 26 лет, ее муж, полковник Андрей Федорович Петров, бывший певчий придворного хора, скоропостижно умер, не успев причаститься. 26-летняя вдова была так потрясена этой трагедией, что решилась на труднейший подвиг — прикинулась безумной, чтобы умолить Бога о помиловании внезапно скончавшегося супруга. Другими словами, молодая женщина решилась на давно известный на Руси подвиг юродства.

Юродивые как святые

Как известно, русский народ всегда почитал юродивых как святых. Однако во времена Ксении число юродивых заметно уменьшилось и сами церковные власти начали относиться к ним с некоторым подозрением. Да и в обществе, ставшем более образованным, в юродивых стали чаще видеть просто притворщиков, а то и сумасшедших. А потому несчастная Ксения, бродившая по улицам Петербурга в лохмотьях — в неизменных красной кофте и зеленой юбке, — постоянно подвергалась насмешкам и оскорблениям.

Черная стая ворон с шумом и гамом поднимается над слегка припорошенными снегом голыми деревьями Смоленского кладбища. Такая же черная, но уже людская толпа тихо и терпеливо ждет у входа в часовню Ксении Блаженной. Рядом — другая молчаливая группа людей дожидается очереди поставить свечку и опустить записку в большой железный ящик. У задней стены часовни несколько модно одетых девушек, крепко прижавшись лбами к холодному камню, что-то сосредоточенно шепчут: молятся и просят Блаженную Ксению помочь им. Они верят в чудо и уверены: Ксения поможет, как она помогает уже много лет петербуржцам.

Свое имение она продала, а деньги раздала бедным, питалась подаянием, но брала не больше одной копейки, да и ее часто отдавала нищим. При этом юродивая заявляла, что давно уже не Ксения, а «Андрей Федорович». Но время шло, и постепенно люди стали замечать в «городской сумасшедшей» особые дары. Ксения с готовностью помогала в несчастье и обладала счастливой способностью в устройстве семейного быта других. Следуя ее советам, люди устраивали счастливые браки, усыновляли или брали на воспитание младенцев.

Чудеса Блаженной Ксении

Так, однажды, придя к семье Голубевых, Блаженная Ксения объявила 17-летней девушке: «Ты тут кофе варишь, а муж твой жену хоронит на Охте. Беги скорее туда!» Смущенная девица не знала, что ответить на столь странные слова, но блаженная Ксения буквально палкой заставила ее отправиться на Охтинское кладбище. Там хоронил свою молодую жену, скончавшуюся при родах, один доктор, безутешно рыдавший на могиле и, наконец, лишившийся чувств. Голубевы, как могли, пытались его утешить. Так состоялось их знакомство. И через год доктор сделал дочери Голубевых предложение, их брак оказался весьма счастливым. Такие случаи были бесчисленными. Юродивая Ксения воистину стала созидательницей человеческих судеб.

Жила Ксения в приходе на Пушкарской улице, но по ночам где-то пропадала. За ней стали следить, и оказалась, что блаженная ходит ночами на Смоленское кладбище и там тайком таскает кирпичи на леса, помогая рабочим в строительстве храма.

Ксения умерла в 1803 году, и на ее могиле по молитвам верующих стало совершаться множество чудес. Тысячи людей, особенно женщин, чудесным образом получали исцеление от недугов, а мужчины — от пьянства. Она являлась к человеку, страдавшему от запоев, и грозно говорила: «Брось пить! Слезы матери и детей твоих затопили могилу мою!» Надо ли говорить, что, охваченный суеверным ужасом, этот человек больше никогда не притрагивался к бутылке?

Одним из известных случаев было также скорое выздоровление цесаревича, будущего императора Александра III, по молитве к Святой Ксении его жены, принцессы, будущей императрицы Марии Федоровны. Неслучайно родившуюся потом у них дочь родители назвали Ксенией.

Часовня — место паломничества

Часовня, установленная над ее могилой в 1902 году, стала местом паломничества православных со всей России. Верующие продолжали ходить к ней даже после революции. Даже во времена Сталина этому не мешали. Однако во времена Хрущева, который стал взрывать в Ленинграде церкви и закрывать храмы, часовню Ксении сначала разграбили, а потом тоже закрыли. Но и тогда на ее стенах по-прежнему продолжали появляться обращения за помощью от верующих, написанные на клочках бумаги.

Во время юбилея, посвященного 1000-летию Крещения Руси, в 1988 году Поместный собор Русской православной церкви канонизировал Блаженную Ксению, объявив ее святой. Часовню восстановили, и паломничество к ней верующих со всей России, молящих о чуде, с каждым годом усиливается. По сути дела, могила Блаженной Ксении Петербуржской на Смоленском кладбище стала для православных едва ли не главной достопримечательностью Петербурга.

Это особое место для верующего человека, потому что Ксения Блаженная чудесным образом помогает всякому, кто со своими скорбями и просьбами приходит и молится. Очень многие благодарят Ксению Блаженную за помощь в каких-то житейских вопросах, трудностях, болезнях. Часто кладут к ее могиле записочки молодые девушки. Ее могилу неоднократно разбирали. Люди приносили домой частички, клали под подушку, молились, это их утешало. Делали новую насыпь, но люди снова разбивали камни на кусочки и уносили.

Странное предложение

И вот вдруг за последние дни в ряде петербургских газет, словно по команде, появились статьи, в которых выдвигается предложение «открыть мощи» (другими словами, вскрыть могилу) Ксении Петербуржской. Будто бы это должно стать «огромной радостью для православных» и «важным событием в церковной и политической жизни». Инициатором таких обращений выступает некая Елена Климовицкая, которую авторы статей (некоторые опубликованы на правах рекламы) довольно туманно именуют «руководителем фирмы».

Однако автор странной идеи почему-то не говорит о главном: как относится к предложению о вскрытии мощей Блаженной Ксении православная церковь. А относится она к этому отрицательно.

Вопреки мнению церкви

Как сообщил нашей газете отец Владимир, настоятель Князь-Владимирского собора в Петербурге, еще в октябре этот вопрос обсуждал Всеепархальный совет. Было решено «в соответствии с установившейся твердой традицией» молитвенных обращений в часовне Блаженной Ксении Петербуржской «считать нецелесообразным поднимать в настоящее время вопрос о вскрытии места захоронения».

Обратите внимание на дату: отрицательное решение было принято церковью еще в октябре, но вдруг несколько дней назад (т. е. в декабре) в газетах вдруг появляется уже упомянутая серия публикаций с настойчивым призывом о вскрытии могилы. Понимают ли их авторы, что они действуют наперекор мнению церкви? А если понимают, то зачем же они это делают?

http://www.spbdnevnik.ru/?show=article&id=1040


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика