Русская линия
Благотворительный фонд «Русская береза» Николай Головкин19.12.2006 

Колки

Предисловие автора

КОЛКИ — островные леса в зоне лесостепи Российской Федерации, обычно по междуречьям, в понижениях рельефа. Колки образованы в основном березой (Зап. Сибирь) и осиной (Европейская часть Российской Федерации), имеют полезащитное значение. А мои «КОЛКИ» — островки русского слова, мысли, нередко и грустные, о прошлом и настоящем России. Эти островки не должны «пропасть поодиночке». Их нужно объединять в нечто целое, что будет согревать русскую душу, поможет ей выстоять в новое смутное время, в которое мы ввергнуты демонократией.

Отец русских вертолетов

В июле 1754 года на заседании Санкт-Петербургской академии наук великий русский ученый Михаил Ломоносов продемонстрировал действующую модель летательного аппарата — прообраз современного вертолета.

Предназначенная для изучения атмосферных явлений, модель поднялась на два десятка метров. Это было первое в мире документированное испытание летательного аппарата тяжелее воздуха.

Как известно, еще Леонардо да Винчи сделал чертеж аппарата, который должен был вертикально подниматься в воздух с помощью затейливо изогнутых лопастей. Но бумажная абстракция таковой и оставалась, пока Ломоносов не создал модель «аэродинамической машины» со встроенной часовой пружиной.

Мысль о такой машине возникла у русского гения в связи с его работами по физике и метеорологии. Ломоносов изыскивал средство, с помощью которого можно было бы поднять над землей регистрирующие приборы. Летательные аппараты легче воздуха тогда еще не имели практического применения, и ученый решил создать летательную машину тяжелее воздуха.

В протоколе заседания Академии наук было зафиксировано:

«Господин Советник Ломоносов показал придуманную им машину, которую он называет аэродромической и назначение которой должно быть в том, чтобы работой крыльев, приводимых в сильное движение пружиной, каковые обычно бывают в часах, горизонтально в противоположных направлениях, прижимать воздух и поднимать машину в направлении верхней воздушной области с тем, чтобы можно было исследовать условия верхнего воздуха метеорологическими приборами, эта аэродромическая машина… при заведенной пружине тотчас поднималась вверх и тем обещала желаемое действие. Это же действие, по суждению изобретателя, еще более возрастет, если увеличится сила пружины и если расстояние между крыльями в обеих парах их будет больше, и если коробка, в которую вложена пружина, для уменьшения веса будет сделана из дерева, о чем он обещал позаботиться».

Но одно дело — проект или даже модель, другое — летающий аппарат. Увы, в последующие годы Ломоносов, занятый многими исследованиями, к этой теме больше не возвращался.

Только в начале ХХ столетия — мы гордимся, что это произошло в России! — человеку впервые удалось подняться в воздух на винтокрылом геликоптере, построенном по проекту студента, а впоследствии академика Бориса Юрьева. В 1950 году слово «вертолет» придумал выдающийся советский авиаконструктор Николай Камов.

2004

Первый бомбардировщик

В 1914 году на вооружение армии Российской Империи был принят легендарный самолет «Илья Муромец», который по праву можно считать родоначальником мировой стратегической бомбардировочной авиации.

«Илья Муромец» — детище великого русского ученого-авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского — первый в мире бомбардировщик, способный проникнуть глубоко на территорию противника и донести до цели тонну бомб, «огрызаясь» от истребителей противника 7−9 пулемётами кругового обстрела. Этот четырехмоторный гигант мог развивать скорость до 120 километров в час. В его экипаж входило 10 человек.

Сикорский доказал огромные потенциальные возможности своего изобретения триумфальным перелетом на «Илье Муромце» из Петербурга в Киев и обратно.

Всего было выпущено 80 таких самолетов. Уже в феврале 1915 года самолеты «Илья Муромец», сведенные в первое в мире подразделение тяжелых бомбардировщиков «Эскадра воздушных кораблей», наносили мощные удары по противнику на фронтах Первой мировой войны. Они произвели на немцев запугивающее впечатление. Хотя промышленный потенциал Германии превышал русский, их собственный подобный самолет запоздал на три года. Он появился в небе Англии лишь в последние месяцы войны, когда все ставки в игре были уже сделаны.

Представив проект Императору Николаю II, Сикорский сказал: «С ним мы выиграем войну». На ватмане тут же появилась высочайшая резолюция. Русские войска были в 50 километрах от Вены. Это было 4 января 1917 года…

За всю войну лишь два русских чудо — самолета были сбиты немцами. «Илья Муромец» был практически неуязвим. Зенитных орудий тогда не было, а ранение или даже гибель одного — двух человек из экипажа самолета не слишком отражалось на боеспособности машины. Умелые летчики (каким был, например, штабс-капитан Горшков) и ловкие метатели 40-фунтовых бомб наносили большой урон противнику.

Другое дело, что лишь наиболее передовые русские военачальники понимали преимущества нашего самолета. Большинство же по-прежнему уповало на конницу.

К сожалению, производство самолетов сдерживалось поставками импортных французских двигателей. Значительная часть «Муромцев» так и остались не собранными на русских военных складах.

После октябрьского переворота «Илья Муромцы» послужили и советской России — сначала в качестве военных машин, а затем — как транспортные самолеты. Но Сикорского в то время уже не было на Родине: его конструкторский талант оказался не нужен большевикам…

Для отечественной авиации почти на десять лет началось безвременье. И советский ТБ-1, имевший практически одинаковые с проектом Сикорского характеристики появился только в 1925 году.

2004

Корни родового древа

В конце XIX-начале XX века в Китай-городе, в Ипатьевском переулке, стоял двухэтажный собственный дом (в нем родился папа), а рядышком — москательный завод моего прадеда Алексея Алексеевича Головкина, человека глубоко верующего.

Прадед умер в 1917, а его семью после октябрьского переворота долго не давали в обиду рабочие «национализированного» завода и снабжали продуктами.

Верю, что наши почившие родные и близкие, кто вел праведную жизнь, ни раз помогали, и всегда будут помогать нам в нашем земном бытии.

2006

Как слово отзовется

Дожили! В одном из московских клубов прошел открытый чемпионат… по сквернословию.

Это состязание, устроенное между «мужским» и «женским» праздниками, как бы подчеркивало: оба пола в современной России равны и ничто гадкое им не чуждо.

Первый (хотелось бы надеяться, что и последний!) открытый чемпионат столицы по мату и графомании невозможно назвать иначе как гнусной провокацией кучки неких поэтов и прозаиков, которые употребляют в своих произведениях ненормативную лексику, и их покровителей.

«Языковая распущенность — одна из причин падения культуры в нашем обществе, — утверждает доктор филологических наук, профессор Всеволод Троицкий. — Это симптомы глубокой деградации как личностей, так и общества».

В последние годы Москву, увы, трудно чем-либо удивить. Культ насилия, порнографии, сквернословия прорывается на улицы, развращая нашу молодежь, через чуждую русскому человеку рекламу, бульварные издания, блатные песни, звучащие буквально из каждой торговой точки.

Кто защитит нас от дурнословия?

«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется», — восклицал Федор Тютчев.

Мат разрушает личность человека, особенно в юном возрасте. И, растлевая подрастающее поколение, литераторы-сквернословы тащат Россию в пропасть нравственной деградации и духовной опустошенности.

Неужели остается только молиться Богу, чтобы уберег Отечество наше от скверны?

2004

Беспризорность — боль и стыд Отечества

Министр здравоохранения и социального развития РФ Михаил Зурабов явно занижает масштабы детской беспризорности в стране, считая, что в последние годы таких подростков было не более 40 тысяч.

Но представители общественности доверяют в этом вопросе больше врачу Леониду Рошалю. По его авторитетному мнению, которое он не раз высказывал, только в одной столице 36 тысяч беспризорных детей.

Об этом и шла речь на пресс-конференции, проведенной в Москве Всероссийским фондом образования. Участники этой встречи подвергли резкой критике позицию министра здравоохранения и социального развития РФ и выразили серьезную озабоченность по поводу критической ситуации с беспризорностью в России.

Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков сделал заявление о том, что органы милиции не заинтересованы в борьбе с беспризорностью, так как зачастую многие мелкие нераскрытые преступления «навешивают» на задержанных беспризорных подростков. По его словам, от решения этой проблемы полностью отстранились Министерство образования и науки РФ, его региональные управления.

По мнению участников встречи, борьба с беспризорностью должна стать не очередной кампанией, а целенаправленной долгосрочной программой, находящейся под контролем Президента России.

2004

Идол глобализации

Утром погожего воскресного летнего дня идем с товарищем к сельскому храму. Кажется, еще вчера по этой земле ходил преподобный Сергий Радонежский. Вот и для этого храма место указано им.

Но буквально недавно со знакомым и привычным здесь каждому силуэтом, привносящим глубокий смысл в окрестные поля и перелески, взялась соперничать другая, нелепая доминанта — этакий идол глобализации.

Идя по шоссе, мы увидели одну из новых базовых мобильных станций, пронзившую, словно наркоигла вену, высокое безоблачное небо. Операторы сотовой связи стали активно прибирать к рукам и глубинную Россию.

2004

Глобализация сознания

Волну протеста вызвало в обществе решение столичного правительства построить кришнаитский храм на Ходынском поле.

Более тысячи человек пришли 21 марта (в этот день отмечалась четвертая годовщина ритуального убийства кришнаитом иеромонаха Григория Яковлева) в сквер Пушкинской площади на митинг, чтобы протестовать против этих планов.

К столу, где собирались подписи протеста, выстроилась очередь. Их собрали в тот день более 20 тысяч. Подписные листы будут переданы в префектуру Северного округа столицы, Московскую мэрию и Генеральную прокуратуру.

Столичная милиция и организаторы митинга — Совет православных молодежных организаций, общество «Радонеж», Союз православных граждан и другие организации — опасались возможных провокаций и поэтому предприняли чрезвычайные меры предосторожности. Все участники митинга, приходящие в сквер, были проверены металлоискателями. Их постоянно призывали рассредоточиться по Пушкинской площади, чтобы избежать давки.

Неуважением общественности стало заявление ГУВД Москвы, что организаторы митинга на Пушкинской площади могут подвергнуться административным преследованиям: на участие в митинге было заявлено, мол, не более 500 человек, а реальное число протестующих превысило эту цифру. Тем самым-де нарушена договоренность организаторов и московских властей.

Кстати, против предполагаемого строительства кришнаитского храма в Москве протестуют представители различных традиционных конфессий.

Так, заместитель главы Центрального духовного управления мусульман России муфтий Мухаммедгали Хузин назвал это не просто кощунством, ибо речь идет о совершенно чуждой для России религии:

— Я видел уличное шествие кришнаитов и с печалью наблюдал, что более половины его участников пребывали в невменяемом состоянии.

А на Новом Арбате (уже в двенадцатый раз!) прошел парад в честь… национального праздника Ирландии — Дня святого Патрика, считающегося покровителем этого небольшого государства. Было даже для удобства организаторов парада перекрыто движение транспорта. В шествии участвовали ирландцы, живущие в столице, и российские почитатели кельтской культуры.

Для гостей праздника подготовили специальную программу: проезд красочных автоплатформ, конное шоу, дефиле военного оркестра, выступление фольклорных ансамблей, театрализованный показ эпизодов из жизни ирландского святого…

Заморский гость — святой Патрик — как бы потеснил Небесного покровителя нашей столицы, сына святого благоверного князя Александра Невского, основателя Московского княжества — святого благоверного князя Даниила Московского (1261 — 1303). Его память скромно почтила на прошлой неделе только Русская Православная Церковь. Московские же власти подобного рвения, как с празднованием дня чужого для нас святого, не проявили.

С попустительства властей глобализация проникает уже и в духовную сферу. Доколе же Россия будет терпеть это национальное унижение?

2004

Приватизация… памяти

Поставленный Николаем Алексеевичем Некрасовым в позапрошлом веке вопрос «Кому на Руси жить хорошо» многими в России, кажется, на время забылся, так как не касался лично нас. Сегодня же, в новых реалиях жизни, вопрос этот вдруг стал вновь злободневен, до боли ясен через призму общественного интереса. И антагонизм в России по отношению к олигархам и чиновникам нарастает.

Об этом я думал близ некрасовской Карабихи, в пансионате «Ярославль» на берегу реки Которосль на Всероссийском семинаре-совещании «Взаимодействие ВООПИиК и государственных органов по сохранению историко-культурного наследия». Символично, что эта встреча единомышленников, на которой была выражена тревога в связи с возможной передачей памятников истории и культуры в частные руки, проходила на древней ярославской земле, в самом сердце России, на родине преподобного Сергия Радонежского, где сохранилось более пяти тысяч уникальных памятников. Круги на воде и круги времени… Нет, не все возвращается на круги своя. Во всяком случае, у нас, в России. Вот уж поистине: «Что имеем — не храним…». Чудовищно, если мы в одночасье лишимся (и это — не гипербола!) самого важного и дорогого — многовековой памяти нашей многонациональной Родины. Больно и горько думать о том, что и память хищно загребут олигархи. Также как нашу родную землю, обильно политую кровью и потом предков, или нефть, потоки СКВ за которую обогащают лишь тех, кто любит не Россию, а то, что на ее бескрайних просторах еще плохо лежит. Вряд ли из нынешних российских гадких утят — нуворишей, обосновавшихся в бывших дворянских гнездах, вырастут новые Мамонтовы, Морозовы, Третьяковы…

2004

Под угрозой родина «Калевалы»

Жители карельской деревни Панозеро подписались под обращением к Президенту России с требованием не возобновлять строительство Белопорожской ГЭС, которое приведет к уничтожению жемчужины Беломорской Карелии. Это известие меня очень огорчило: в 70-е годы прошлого века я побывал в этих местах в студенческой фольклорной экспедиции, запомнившейся на всю жизнь.

Деревня Панозеро — родина всемирно известного эпоса «Калевала». Она уникальна и своей деревянной архитектурой, исторической застройкой. Это — единственная в Европе северная деревня, почти не претерпевшая изменений в архитектурном плане с момента ее строительства.

С середины 1990-х годов международный фонд World Monuments Watch трижды включал ее в список 100 памятников мировой культуры, находящихся под угрозой уничтожения, а несколько культурных фондов Финляндии выделяли средства на реставрацию деревни.

Однако все эти годы судьба Панозера зависела от решения вопроса о строительстве Белопорожской ГЭС на реке Кемь, поскольку территория деревни попадала в предполагаемую зону затопления.

Проект строительства ГЭС был утвержден в 1991 году. На стройплощадке начались работы, но потом объект был признан нерентабельным.

Большую роль в прекращении строительства станции сыграла активная позиция ученых и общественности Карелии и Финляндии, выступивших против экологически небезопасного и экономически сомнительного проекта. Нерентабельность капиталовложений в строительство Белопорожской ГЭС подтвердила и международная энергетическая комиссия, работавшая в Карелии в рамках европейской программы «ТАСИС».

А год назад о незаинтересованности энергетиков в возобновлении строительства Белопорожской ГЭС письменно заявил и глава РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс, уведомивший одного из ведущих специалистов по реставрации памятников деревянного зодчества, академика Российской академии архитектуры и строительных наук Вячеслава Орфинского, что «продолжения строительства этой гидроэлектростанции не предусматривается».

Но совсем недавно руководство Карелии объявило о намерении найти инвесторов для возобновления строительства ГЭС.

Карельские и финские ученые оценили эти планы как геноцид коренного населения республики и серьезную экологическую угрозу.

По мнению академика Орфинского, затопление района деревни Панозеро может обернуться и экологической катастрофой.

— Известно, что предполагаемый район затопления имеет торфяные грунты, которые, безусловно, окажут негативное влияние на экологическое состояние реки Кемь, — заявил академик. — Проект каскада Кемских ГЭС, в которую входит и Белопорожская гидроэлектростанция, разрабатывался в конце сороковых годов прошлого века, когда об экологической составляющей подобных проектов никто не задумывался. А разработка проекта строительства самой ГЭС производилась тогда, когда на уровне правительства СССР всерьез обсуждался план переброски стока северных рек на юг, и проект Белопорожской ГЭС был составляющим звеном этой грандиозной авантюры.

В поддержку академика Орфинского выступил один из известнейших специалистов в области этнографии, североевропейской архитектуры и фольклора, руководитель финского фонда «Юминкекко» Маркку Ниеминен.

По его мнению, в Карелии сохранилось слишком мало памятников древнего зодчества, поэтому Панозеро, которое несколько раз включалось в список памятников мировой культуры, следует во что бы то ни стало сохранить.

— Правительству Карелии следовало бы изыскивать средства на реставрацию памятника старины, каким является Панозеро, а не на строительство нерентабельной гидроэлектростанции, которая его погубит, — заявил Ниеминен.

Научно-экспертный совет при Министерстве культуры Карелии высказался за придание старинной карельской деревне Панозеро статуса памятника федерального значения. Участники заседания совета выступили также с инициативой включения деревни в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Предполагается, что этот шаг позволит спасти древнее поселение от разрушения.

2005

Грабители осквернили часовню

Милиция Москвы задержала с поличным грабителей, которые похитили у знаменитого русского путешественника и художника Фёдора Конюхова из его мастерской три якоря и якорную цепь.

Кража тяжеловесных морских реликвий была совершена, когда Конюхова не было в столице.

500-килограммовые якоря планировалось установить по углам часовни Николая Чудотворца во дворе его мастерской в Замоскворечье, а 25-метровая якорная цепь опоясывала бы часовню, которую путешественник построил в память о погибших моряках.

Неизвестные подъехали к мастерской на машине типа «эвакуатор», погрузили металл и уехали. Но свидетели кражи успели записать номер грузовика, передали данные в милицию. Через два часа стражи правопорядка задержали грабителей.

2005

Зарплата учителя — национальный позор

На совещании в Хабаровске министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил, что уровень зарплаты наших учителей он считает «национальным позором».

Именно так власть наконец-то отреагировала на готовящуюся беспрецедентную акцию педагогического сообщества, доведенного, что называется, до ручки реформами образования.

Напомним, что уже несколько месяцев учителя России требуют сохранить социальные гарантии и с 1 сентября нынешнего года индексировать заработную плату не менее чем в полтора раза. В противном случае они готовы начать бессрочную всероссийскую забастовку. В администрацию Президента РФ под этими требованиями поступило уже три миллиона подписей.

Фурсенко же призвал школьных учителей искать… альтернативные источники повышения зарплаты — самой низкой среди всех бюджетников.

Однако чтобы не быть понятым превратно, министр предостерег от трактовки своих слов, как предложения коммерциализовать общее образование. Мол, министерство считает принципиально важным, чтобы деньги спонсоров и родителей, которые поступают в сферу образования, «были прозрачны, находились под контролем общественности».

Министр предложил «подумать, как органы общественного управления школ могли бы заработать наиболее эффективно», чтобы средства спонсорской поддержки и другие поступления «должным образом оформлялись, а спонсоры или родители точно знали и понимали, на что эти деньги идут».

Пролил министр слезу и по поводу демографического спада в России:

— В этом году в российских школах будет обучаться на миллион детей меньше, чем в прошлом.

А раз убывают ученики — то и школ нужно меньше, и учителей?

Как известно, основополагающая идея «приоритетных направлений» модернизации российского образования на период до 2010 года очень проста. Образование в этом документе объявляется услугой, за которую надо платить, следовательно, образование — это бизнес.

Но отказ от бесплатного образования, даже частичный, противоречит Конституции РФ, идет вразрез с мировой практикой.

Станет ли жить лучше педагог, учитель, профессор? Будет ли их труд достойно оценен обществом, государством? На эти «профсоюзные» вопросы «приоритетные направления» ответа не дают. Слова министра о «национальном позоре» не ведут к конструктивному решению давно назревшей проблемы.

2005

Оплёванная земля

Здания, которые строили наши предки, стоят столетиями. Современные здания в России нередко рушатся как бы сами собой.

Может, потому, что возводятся на оплёванной земле?!

Так выглядит ежедневно тротуар перед МИСИ, возле которого по утрам, перед началом занятий, толпятся питомцы этого старейшего строительного вуза России.

Пока подобное происходило и в МИИТе — старейшем железнодорожном вузе, наверное, и крушений на железных дорогах было больше.

«Когда я впервые появился в МИИТе после долгого перерыва, — вспоминал митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев), — меня поразило количество окурков перед зданием. В наше время такого не было — во-первых, потому что мы докуривали всё до самого основания, во-вторых, мы никогда не бросали окурки где ни попадя. Для человека настоящей нашей русской культуры это невозможно — русский мужик даже не плюнет на землю, потому что земля его кормилица, она ему мать. Это же всё равно, что плюнуть матери в лицо, — кто может это сделать, если не подонок?!».

Слава Богу, воспитанник МИИТа владыка Питирим смог до своей блаженной кончины изменить духовный облик студентов родного вуза.

Здесь был открыт теологический факультет — первый в технических вузах России, возрожден домовой храм во имя святителя Николая Чудотворца.

Миитовцы продолжают ежегодно работать в стройотряде, помогающем возрождению Иосифо-Волоцкого монастыря, наместником которого был известный архипастырь.

Но ведь было, было и здесь, в МИИТе, это неуважение к родной земле…

2006

У России — есть будущее!

В свое время Чехов сказал о Воробьевых горах так: «Кто хочет понять Россию — должен посмотреть отсюда на Москву».

Я попытался понять современную Россию, стоя за спиной… у самого графа Ивана Шувалова, одного из основателей Московского университета, отмечающего своё 250-летие. Накануне юбилея памятник Шувалову установлен у входа в Интеллектуальный центр — Фундаментальную библиотеку МГУ.

Мне посчастливилось побывать в библиотеке еще до её официального открытия. Впечатление, действительно, грандиозное. Библиотека, рассчитанная на полторы тысячи читательских мест, расположена в девяти этажах основного здания и нескольких блоках поменьше.

А фонд здесь астрономический — 5 миллионов томов!

И если сегодня, когда Минобрнауки РФ проводит непопулярные реформы, направленные на разрушение фундаментальной науки и образования, МГУ строит лучшую в мире университетскую библиотеку, то это означает, что у России — есть будущее!

2005

Три рукопожатия до Пушкина

Всего три рукопожатия отделяют от Александра Сергеевича Пушкина нашего выдающегося современника — академика РАН, заведующего кафедрой археологии МГУ имени М.В.Ломоносова, руководителя Новгородской археологической экспедиции Валентина Лаврентьевича Янина.

— Один из главных моих учителей в нумизматике — Александр Александрович Сиверс, потомок знаменитой дворянской фамилии, — рассказывает мне учёный об удивительном примере совершенно потрясающей цепочки взаимосвязи эпох и поколений. — Когда я с ним познакомился, ему шел уже девятый десяток, но он ещё работал — заведовал отделом нумизматики в Государственном историческом музее. А до октябрьского переворота Александр Александрович был камергером двора Его Императорского величества Николая II. Он был знаком с Александром Михайловичем Горчаковым. А ведь Александр Михайлович был лицейским товарищем Пушкина!

Поэтому когда я пожимал руку Александру Александровичу, всегда думал, что она пожимала руку Александра Михайловича, а тот — руку Александра Сергеевича.

Несколько лет назад Валентин Лаврентьевич передал в Московский литературный музей-центр К.Г. Паустовского свою коллекцию книг писателя.

Расспрашиваю учёного о Паустовском, которого и я люблю читать со школы.

— С детства я зачитывался Паустовским и собирал все его издания, — вспоминает он. — Да, конечно, необычные сюжеты, герои этого писателя повлияли на мой жизненный выбор. Первая его книга, которая у меня оказалась, — «Созвездие Гончих Псов». Большого формата. Про Испанию. С этого чтения, пожалуй, всё и началось.

Однажды Константин Георгиевич, узнав из письма, что юноша так любит его произведения, прислал ему свою очередную книгу с надписью: «Даже у меня нет всех моих книг…».

Так учёный постепенно собрал коллекцию, в которой было больше 200 книг Паустовского.

— Уже взрослым, в экспедиции или после лекций в МГУ, — продолжает Валентин Лаврентьевич нашу беседу, — я ни раз перечитывал или вспоминал многие его произведения: «Мещерскую сторону», «Колхиду», «Черное море"…

Но так много хочется еще в жизни успеть. Времени на чтение, даже самых любимых книг, практически не остается. Вот я и подумал: не передать ли мне мою коллекцию книг Паустовского в его музей? Погрустил-погрустил. Собрал эти дорогие для меня издания и отвёз туда.

По словам учёного, директор Илья Ильич Комаров и все сотрудники очень обрадовались. Некоторых книг, которые были в коллекции Янина, не имел и музей. Потом Валентин Лаврентьевич съездил вместе с ними в Тарусу, побывал в доме, где жил Константин Георгиевич, поклонился его могиле…

Древний Новгород вошел в судьбу Янина впервые летом 1947-го. Его встретили руины — горькое напоминание о недавней войне. Из 45 тысяч новгородцев, живших здесь до Великой Отечественной, на пепелище вернулось всего тысячи три. Из бывших немецких землянок, где они поселились, вились дымки.

И даже в таких условиях, когда в первую очередь, казалось бы, нужно было думать о налаживании мирной жизни, государство считало своим долгом заботу об изучении отечественной истории и поддержке науки.

Но, кто знает, приехал ли бы сюда этот студент МГУ, ныне — корифей отечественной археологии, учёный с мировым именем, если бы не его увлечение романтикой книг Константина Георгиевича Паустовского?

Это — один из учителей Янина. Учёный научился у писателя удивительному умению видеть и открывать необычное в обычном, как, например, в иван-чае, который Константин Георгиевич очень любил и называл самоотверженным цветком, цветком-защитником…

2006

Искушение на Садовом кольце

Однажды мы ехали по Садовому кольцу с наместником одного из известных русских монастырей.

Конечно, мне было радостно ехать с владыкой. Но после недавней трагедии, которая произошла с сыном моего друга, ехать по оживлённой трассе было немного тревожно.

Вдруг прямо перед нами я увидел машину. Рядом с цифрами номера были буквы — ХВ.

Я успокоился.

Когда слева от нас мы одновременно с водителем увидели другую легковую машину с намалёванным на ней лукавым, который цепко держал это авто в своих объятиях, то я не встревожился. Просто было очень противно.

А машина с буквами ХВ всё ехала и ехала перед нами, защищая нас от неприятного попутчика.

Сгинула сатанинская. И только тогда машина — ангел-хранитель свернула куда-то.

Дай Бог, чтобы такие машины всегда встречались нам в пути…

2006

Фильм-покаяние о распятой России

Давно не испытывал духовное потрясение от произведений отечественного искусства. И вот посмотрел «Остров» Павла Лунгина.

Это — фильм-покаяние о распятой после предательства 1917-го России, который очистил душу, словно исповедь в храме.

Хочется смотреть его вновь и вновь. И вместе с героем Петра Мамонова, создавшего живой, убедительный образ отца Анатолия (думаю, именно на таких батюшках держалась и держится Русская Православная Церковь!), вновь и вновь просить у Господа прощение за свои прегрешения, за грехи тех, кто разрушал храмы, участвовал и участвует в геноциде нашего народа, делает всё для того, чтобы низвести нашу великую державу до острова в океане глобализма, насадив на нём культ потребления вместо высокой духовности.

Не знаю, что рассчитывала увидеть молодежь, пришедшая посмотреть «Остров» с пивом и попкорном (а в зале московского кинотеатра «Киргизия» на вечернем сеансе была в основном молодежь)?! Но весь зал, как один человек, затаил дыхание. Хочется верить, что фильм заставит этих молодых

людей задуматься о смысле жизни, не совершить вновь чего-то плохого, что они совершали до сего дня.

А их сверстники, как я увидел после сеанса, бездумно расстреливали кого-то в игровых автоматах, заполонивших фойе кинотеатра. Те же, кто искал более острых ощущений, уединялись в расположенном под кинотеатром казино.

Мир «Острова» — более реальный, чем тот, в который я вернулся.

Это ли страна преподобного Сергия Радонежского и Александра Сергеевича Пушкина, святого благоверного князя Димитрия Донского и Льва Николаевича Толстого, преподобного Серафима Саровского и Фёдора Михайловича

Достоевского, преподобного Варнавы Гефсиманского и Ивана Сергеевича Шмелёва, святых царственных страстотерпцев и Михаила Михайловича Пришвина, святого праведного старца Московского Алексия (Мечева) и Валентина Григорьевича Распутина, святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого) и Владимира Николаевича Крупина?!

Сегодня кто-то, увы, не знает этих святых и этих писателей, совершая тяжкие преступления, как, например, убийство семьи священника Андрея Николаева. А наше больное общество, которое разъедают язвы нового Смутного времени,

словно отец Анатолий в свою топку, всё подбрасывает и подбрасывает для кинематографистов, писателей, публицистов сюжеты.

Живы, живы наши литература и искусство, которые вместе с Церковью помогают врачевать русскую душу!

2006

Храни Россию, чудотворная !

Свершилось! 23 июня перед началом вечернего богослужения в Храм Христа Спасителя была доставлена одна из самых почитаемых православными верующими чудотворных икон — Богоматерь Тихвинская. Ее возвращения из Соединенных Штатов мы ждали все послевоенные годы.

Торжественную встречу чудотворной иконы, которая, по преданию, была написана евангелистом Лукой еще при жизни Богородицы, возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Предстоятель Русской Православной Церкви напомнил, что, начиная с 1383 года, с момента чудесного явления иконы Божией Матери в северных пределах Отечества, перед ней возносили слезные молитвы, возлагая веру в заступничество Пречистой Богородицы. «И сегодня, — отметил Патриарх Алексий, — встречая святыню в Храме Христа Спасителя, мы молим, чтобы Царица Небесная хранила Отечество и многострадальный народ наш от бед, скорбей и напастей».

По окончании всенощного бдения к иконе стали подходить верующие. На богослужение собралось около 5 тысяч человек — прихожане московских храмов и представители духовенства России. Не меньшая очередь, несмотря на проливной дождь, выстроилась на улице. Лица верующих излучали искреннюю радость. Многие молились в ожидании встречи со святыней.

До 27 июня икона будет выставлена в Храме Христа Спасителя для круглосуточного поклонения. Каждый час священнослужители из разных приходов Москвы будут совершать перед нею молебны.

А потом состоится церемония проводов чудотворного образа в Санкт-Петербург. Святейший Патриарх возглавит Крестный ход с Тихвинским образом через Красную площадь. Здесь, возле Иверской часовни, Алексий II благословит святыней Первопрестольный град Москву.


Символично, что она вернется в возрожденный Тихвинский Богородичный Свято-Успенский мужской монастырь, основанный в XVI веке на месте чудесного обретения иконы, 9 июля. Это — день праздника чудотворной иконы, которая издавна считается покровительницей северо-западных земель России.

Из самых дальних уголков России едут и едут в эти дни в Москву верующие.

Такого паломничества давно не знала Россия! Сегодня в едином порыве всё наше Отечество повторяет: «Пресвятая Богородица, спаси нас!»

2004

Божий Промысл

Настоятель Свято-Троицкого Александро-Невского общежительного девичьего монастыря, что в Клинском районе Подмосковья, иеромонах Петр, человек уже немолодой, радостно улыбаясь, как ребёнок, задаёт мне риторический вопрос:

— Вы верите в чудеса?! Только что меня принял и благословил Святейший Патриарх Алексий, к которому я и не чаял попасть, зная его огромную занятость. А потом, когда пришел со своими проблемами к архиепископу Истринскому Арсению, владыка неожиданно передал для нашей обители несколько древних икон, которые пожертвовал Московской Патриархии предприниматель Александр Ястребов. Причём вышел он из его кабинета буквально передо мной…

— Божий Промысл, отец Петр!

— Божий Промысл! — соглашается он.

Отец Петр рассказывает о своей обители. Свято-Троицкий Александро-Невский общежительный девичий монастырь возник в 1899 году на основе женской общины, учрежденной в 1889 году на средства Ф.О. Захарова.

Самым интересным и значительным памятником церковной архитектуры монастыря был собор Александра Невского. Он построен в 1902—1904 годах по проекту известного московского архитектора И.П. Машкова, участника реставрации Успенского собора в Кремле, храма Василия Блаженного на Красной площади.

Когда в 1930-е годы монастырь был закрыт и брошен на произвол судьбы, местное население стало потихоньку растаскивать на стройматериалы деревянные постройки и приватизировать каменные.

Разрушение продолжило государство: территорию обители многие годы занимал пионерский лагерь «Факел».

Когда «Факел» потух, отец Петр принял руины.

Остатки изуродованного храма скрывало здание из стекла и бетона — типичная постройка 1970-х годов, где располагался пищеблок.

День за днём шла работа. И вот над возрождаемым храмом вновь поднят крест.

— А икон у нас не было, — сказал, прощаясь, счастливый отец Петр. — Подарок по молитвам как нельзя кстати. Дар от Господа! Теперь, верю, и монастырь наш скорее возродим. В нём будет около тридцати насельниц. Приезжайте посмотреть, что уже сделано, и помолиться вместе с нами.

Поблагодарив за моё предложение помочь донести сумки с иконами до его машины, отец настоятель величественно направился по одному из коридоров Патриаршей резиденции в Чистом переулке к выходу.

2005

Зримое чудотворение старца Варнавы

2 марта 2006 года исполнилось 100 лет со дня кончины старца Варнавы Гефсиманского, прославленного в 1995 году в лике Радонежских Святых.

Молитвенно отметили памятную дату в Гефсиманском Черниговском скиту Троице-Сергиевой лавры. Здесь, в храме в честь чудотворной Черниговской иконы Божьей Матери, почивают святые мощи преподобного.

Божественную литургию возглавили епископы Сергиево-Посадский Феогност, наместник Троице-Сергиевой лавры, и Брянский и Севский Феофилакт, бывший настоятель Гефсиманского Черниговского скита, немало сделавший для его возрождения. Им сослужила братия лавры и скита.

При жизни преподобного Варнаву, который был народным духовником скита, называли «старцем-утешителем». К нему, как повествует об этом в своих произведениях «Лето Господне» и «Богомолье» Иван Сергеевич Шмелев, шла вся Россия.

Побывали у преподобного и последний русский государь Николай II со своей семьей. Старец предсказал будущим царственным страстотерпцам мученический конец и гибель старой России.

Ныне об этом паломничестве напоминает одна из новых настенных росписей храма над ракой преподобного, а о трагедии Отечества и Церкви — пробитая пулями надвратная Иверская икона Божьей Матери, выставленная для поклонения при входе в храм. Символично, что три пули красноармейцев, пришедших закрывать скит, угодили в нимб, чело и сердце Богородицы.

Поздравляя участников праздничного богослужения, владыка Феогност назвал одним из самых зримых чудотворений преподобного Варнавы возрождение его оскверненной обители, в которую год от года претекает все больше верующих из разных уголков России.

2006

Маршрутом «Богомолья» Ивана Шмелёва

С 1998 года Православный культурный центр имени И.С. Шмелёва ежегодно организует паломнические походы для православных школьников из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру по маршруту, описанному в книге Ивана Сергеевича Шмелёва «Богомолье». Юные почитатели таланта великого русского писателя отправляются каждое лето в путь, чтобы вслед за героями любимой книги пройти по Святой Дороге.

За эти годы по Троицкому пути прошли вместе со старшими товарищами из Центра имени И.С. Шмелева ребята из Москвы, Зеленограда, Солнечногорска, Тамбова, Тулы, Ставрополя, Печёр, а также из Беларуси и Молдовы.

Проект «Тропой «Богомолья» — это православное паломничество в Дом Пресвятой Троицы, в Обитель Великого Заступника Земли Русской преподобного Сергия Радонежского, совместные молитвы в пути и на привалах, встречи со священнослужителями, прихожанами и православными сверстниками из придорожных храмов.

Это краеведческая экспедиция, изучение истории Троицкого пути, по которому ходили сотни лет наши предки, знакомство с хозяевами Святой Дороги, старающимися сохранить её традиции.

И, конечно, это мемориальный поход, посвященный памяти любимого писателя, поиск мест, описанных в книге, исторических свидетельств о её прототипах и панихида в Троице-Сергиевой Лавре о упокоении души автора.

2006

Град во имя святого Царя-мученика Николая

Мурманчане уже давно добиваются, чтобы их славному граду вернули его историческое имя — Романов-на-Мурмане. Но к нынешнему юбилею — 90-летию — этого, увы, не произошло.

После октябрьского переворота Романов-на-Мурмане — последний русский град, основанный при Царе-мученике Николае, — поменял свое название на Мурманск. Отметит ли он с ним и свой вековой юбилей — Бог весть?!

Судьба уготовила этому русскому граду быть северным форпостом державы — в Российской империи, Советском Союзе и, наконец, в нынешней России.

Символично, что одним из первых поселенцев будущего Романова-на-Мурмане, как гласит народная молва, был старый отставной солдат Семён Коржнев. По его имени названо Семёновское озеро, у которого стояли крест и избушка Семёна.

Когда началась первая мировая, Россия приложила немало усилий, чтобы укрепить свои северо-западные рубежи. В 1915 году сюда, на Русский Север, пришла железная дорога. Вскоре население поселка-станции Мурман стало превышать количество жителей уездного Александровска (ныне Полярный). Министр путей сообщения Трепов предложил государю преобразовать поселок во град. Император Николай II согласился. Свою резолюцию он поставил 6 (19) июля 1916 года. В его честь и назвали град — Романов-на-Мурмане.

21 сентября (4 октября) 1916 года на центральной площади нового града, ныне носящей название Пяти углов, архангельский архиепископ Нафанаил отслужил молебен. Владыка окропил место будущего храма во имя святителя Николая в честь Небесного покровителя государя святой водой и торжественно произнес: «Отныне здесь, на Русском Севере, возникает новый светильник веры и благодати!»

Сегодня в Мурманском областном краеведческом музее хранится закладная доска, текст на которой гласит: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа в лета от сотворения мира 7424 и от Рождества Христова 1916 сентября 21 дня при Державе Благочестивейшего Великого Государя Императора Николая Александровича Самодержца Всероссийского во вновь строящемся граде Романове-на-Мурмане при Святительстве же Приосвященнейшего Нафанаила епископа Архангельского и Холмогорского заложен сей храм во имя святителя Николая Мирликийского чудотворца. Закладка совершена при участии министров путей сообщения Александра Федоровича Трепова, морского — Ивана Константиновича Григоровича, начальника Архангельской губернии Сергея Дмитриевича Бибикова, и начальника работ по постройке Мурманской железной дороги Владимира Васильевича Горячковского в бытность попечителя учрежденного города графа Михаила Евстафьевича Нирода».

Через четыре с небольшим месяца, в проклятом 1917-м, Российская империя канет в небытие. Никто из участников торжества, наверное, не догадывался, что в XX веке — самом кровавом в истории России — собор здесь не суждено будет построить. Это — завещание потомкам! Несколько лет назад на месте закладки собора установили крест. А вот решение местных властей о строительстве памятной часовни пока не выполняется. Наверное, нужна горячая молитва и мурманчан, и всех, кто хочет поспособствовать этому благому делу.

В советское время на площади воздвигли Дом культуры имени Кирова и памятник Сергею Мироновичу. И по сей день эта мрачная тень прошлого омрачает души верующих.

Когда в честь 1000-летия Крещения Руси Мурманску наконец-то разрешили построить небольшой кафедральный Свято-Никольский собор, то место для него определили лишь на городской окраине. Грустная параллель, но освящение этого собора в 1989 году также произошло накануне краха великой державы.

2006

По молитве святителю Николаю

Я старый русский — не новый. Долго колебался прежде, чем приобрел компьютер, потом — мобильник. Но все-таки профессия потребовала этих новшеств в моей жизни. Стараюсь ограничить до минимума пользование ими, хотя это и не всегда получается.

Постепенно и я, увы, стал рабом «трубки». Когда выхожу из дома, почти машинально сую ее в карман. Откуда-то из памяти всплывает чеховское: «как бы чего не вышло». Ведь наша нынешняя действительность — фронт без линии фронта.

А в другом кармане постоянно ношу иконку моего Небесного покровителя — Святителя Николая.

Иногда в выходные выбираюсь побродить в подмосковных лесах. И опять-таки беру «трубку» с собой.

— Погибать в волчьей пасти, — шучу я, — так с музыкой: Баха, Моцарта и т. д.

Однажды, блуждая по лесу в поисках грибов, заблудился. Не звонить же в МЧС!

Так Николай Чудотворец, к которому обратился с молитвой, и помог мне — послал дачника (до этого долго никого не встречал!). Мужчина в ветровке, такой похожий на столь почитаемого в России святого, собирал возле болота чернику.

— Если в сапогах, идите прямо! А нет — так обходите болото правее, — добродушно сказал незнакомец, указывая мне дорогу.

2006

Николай ГОЛОВКИН, член Союза писателей России

http://www.rusbereza.ru/golovkin/kol.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика