Русская линия
Парламентская газета Галина Васина17.04.2003 

Возрождение Валаама

Древнейшая духовная жемчужина России, ее воистину Северный Афон, за века немало претерпевший от бурь истории, получил наконец надежную поддержку. Патриарший попечительский совет по восстановлению Спасо-Преображенского Валаамского монастыря объединил многих его почитателей и благотворителей.
Следи за внутренним, и внешнее устроится
История монашеского острова тесно переплетена с судьбой России. Большая часть архива в лихолетья погибла, однако есть свидетельства о существовании на Валааме монастыря еще за три десятка лет до Крещения Руси. Неспокойно жилось там уединенным молитвенникам: местоположение обители пришлось на границу владений Великого Новгорода со Швецией. Позже не обошла валаамских иноков благосклонность русских царей. Испытали они и последствия екатерининской секуляризации (обмирщения). Радостен был расцвет монастыря в конце XVIII века, на Валааме вводится строгий устав и практика старчества, когда послушников и иноков передают под руководство опытных монахов.
«Следи за внутренним, и внешнее устроится» — это незыблемое правило духовной жизни не замедлило дать зримые плоды. К середине XIX века обитель расцветает: строятся храмы и скиты, дороги и мосты, открываются различные мастерские, организуется детский приют… Фермерство и садоводство позволяют монастырю обеспечивать себя всем необходимым и продавать излишки продукции. И это на покрытых мхом скалах! Удивлялись паломники и гости, когда им подносили груши, вишню, малину, виноград и арбузы.
Храмы, скиты, часовни расписывали свои иконописцы. В здешней иконописной школе обучались иноки Валаама и других северных монастырей. Современники уважительно величали ее «валаамской академией художеств». С середины 1880-х годов руководил ею иеромонах Алипий. Иван Шмелев назвал его «первостатейным художником и иконописцем», а Василий Немирович-Данченко, брат знаменитого режиссера, — «валаамским Рафаэлем».
Злая воля, время и непогода
1917 год отрезал северную обитель от России. Валаам отошел к Финляндии. Братия петербургского и московского подворий оказалась в эпицентре борьбы с «опиумом для народа». Да и самому монастырю пришлось несладко: много было случаев резни русских финнами, хулиганство, мародерство.
Благодаря поддержке финского фельдмаршала Карла Густава Маннергейма, когда-то служившего начальником гвардии в Царском Селе, Валаам был сохранен. Насельников там оставалось немного. Управляться с огромным хозяйством было все труднее.
В марте 1940 года по настоянию финского правительства из-за начавшихся военных действий с великой скорбью расстались валаамцы с родной обителью. С собой везли все, что могли спасти от будущего разорения. Летом в восточной части Финляндии был основан Ново-Валаамский монастырь.
Для острова-монастыря начались страшные годы. В июле 1940 года здесь обосновываются школа боцманов и рота юнг. В нижнем храме величественного Преображенского собора был устроен клуб, монументальная живопись замалевана краской. В верхнем храме юнги упражнялись в стрельбе по иконам, выцарапывали глаза святым. 22 июня 1941 года, вернувшись из похода на шлюпах, они узнали о начале Великой Отечественной войны. Их отправили на Ленинградский фронт, где почти все они вскоре погибли.
Около четырех лет на монашеском острове царили тишина и безлюдье. Лишь несколько раз наведывались сюда из Финляндии валаамские иноки, чтобы собрать оскверненные иконы, навести порядок в библиотеке, спасти и увезти еще хоть что-то. Война близилась к концу, и на рубеже 1944−1945 годов на Валааме был создан колхоз. А через год здесь организовали интернат для инвалидов войны. Сюда — подальше от глаз народа-победителя — свозили человеческие обрубки: людей без рук, без ног, страшно изувеченных или обгоревших.
В 1965 году придумали устроить на острове природный заказник. И тут же в районе Воскресенского скита открыли турбазу. Туристы оказались людьми любознательными, охочими до беспризорного антиквариата, а заодно и до самовыражения в виде подлых граффити и осквернения того, что не могли унести.
Лишь в 1979 году здесь был организован историко-архитектурный и природный музей-заповедник.
А в 80-х началась реставрация храмов. До боли медленно залечивались раны, нанесенные Валааму, как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, «злой человеческой волей, временем и непогодой».
В декабре 1989 года на многострадальный остров вновь пришли монахи. На их плечи легли тяготы не только по восстановлению храмов обители, но и заботы о потомках тех самых инвалидов войны. И не однажды на московском и питерском подворьях объявлялся сбор помощи мирянам, живущим на Валааме: сюда везли лекарства, консервы, юбки, шапки, пальто.
Монахи несут послушания на ферме, конюшне, огородах, полях, в мастерских, возрождающихся садах. Ловят рыбу и пекут хлеб. У монастыря есть свои начальник пристани и гостиничный, которые, как в былые времена, первыми принимают на себя заботы о приезжающих сюда тысячах паломников. На острове оборудована современная телефонная станция…
Обитель славы
Патриарший Попечительский совет по восстановлению монастыря возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, а председателем Правления Совета стал игумен Валаамского монастыря архимандрит Панкратий. В состав Попечительского совета входят виднейшие политики и предприниматели — Георгий Полтавченко, Герман Греф, Евгений Примаков, советник Председателя Госдумы, председателя благотворительного общества «Друзья Валаама» Александр Котелкин.
Прошлой весной Попечительский совет принял программу по восстановлению Северного Афона. А летом в день преподобных Сергия и Германа, прибыв на Валаам в качестве паломников, его члены получили подробный отчет о выполненных за это время работах. Но, главное, своими глазами увидели состояние валаамских храмов и скитов. Тогда же был освящен храм во имя Валаамской иконы Божией Матери и заложен камень нового Свято-Владимирского скита.
Недавно в храме Христа Спасителя состоялось очередное заседание Попечительского совета. Святейший Патриарх Алексий II констатировал: «Этот год был наиболее плодотворным за все годы возрождения Валаама». Наконец воссоздаются иконостас, монументальная живопись алтаря. Реставрируются другие храмы и скиты обители, отремонтирована монастырская гостиница, куплен теплоход «Святитель Николай».
Не бывает ничего случайного
В 1938—1939 годах Алеша Ридигер дважды побывал на Валааме. Библиотекарь обители о. Иувиан писал мальчику: «Вы для нас — точно свои родные по духу». В 1997 году Святейший Патриарх Алексий II всецерковно прославил Валаамскую икону Божией Матери.
На вопрос корреспондента «Парламентской газеты», может ли он сравнить дух той, прежней обители и нынешнего, возрождающегося Валаама, Святейший Патриарх ответил:
— Тот Валаам имел вековые традиции духовной жизни, и его старцы, убеленные сединами и увенчанные жизненным опытом, во всей полноте отвечали вопрошающим на их вопросы. Нынешний Валаам еще молод. Но монахи, пришедшие сюда из других обителей России, принесли с собой духовный опыт и умножают его.
Валаам суров, и здесь не любят рассказывать о чудесах. Главное — поднимается обитель на Ладожском озере, крепнет ее духовная сила. Постепенно возвращается внешнее великолепие монастыря. И помощь Патриаршего Попечительского совета по восстановлению этой древнейшей духовной святыни неоценима.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика