Русская линия
Молодежь Эстонии А. Литвинюк14.12.2002 

Любовь к истории церковной

«Берега суровой Балтики издавна были освоены нашими предками — новгородскими и псковскими купцами. Со времен князя Ярослава Мудрого ходили они отсюда торговать на Варяжское море в Скандинавию и Центральную Европу. Возникавшие на путях купеческие храмы были неотъемлемой частью русской духовной культуры», — пишет в предисловии к изданному в честь 175-летия Никольской церкви альбому «Никольская церковь в Таллинне» патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй. Грядущая неделя для православного храма и его паствы будет наполнена радостными событиями, связанными с празднованием славного юбилея.
Настоятель Таллиннской Никольской церкви, протоиерей Олег Врона любезно согласился рассказать «МЭ» о том, как один из старейших православных приходов в Таллинне готовится отметить сие торжество. 175-летие Никольской церкви приурочено к храмовому празднику Святителя Николая Чудотворца 19 декабря. Уже 18 декабря в церкви состоится вечернее праздничное богослужение. Утром 19 декабря здесь будут служить торжественный молебен с крестным ходом. Праздничные богослужения возглавит митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий. Вечером в галерее при посольстве России в Эстонии откроется выставка «Имена русского реализма», приуроченная к этому знаменательному событию. Здесь же пройдет презентация недавно выпущенного альбома «Никольская церковь в Таллинне».
На выставке московских живописцев Российской академии живописи, ваяния и зодчества будут представлены 22 работы шести художников на православные и исторические темы. Центральное место в экспозиции, по замыслу организаторов, отведено монументальному полотну художника Павла Рыженко «Смутное время. Подвиг князя Волконского». А с 20 декабря все желающие смогут ознакомиться с эскизами росписи храма Успения Пресвятой Богородицы в городе Пышма художника Ивана Глазунова, картиной Бориса Штейна «Церковь Спаса в Уборах» и другими произведениями российских живописцев.
Рукописная история
С грядущим юбилеем паству храма и его настоятеля уже поздравил патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. В прекрасно изданном альбоме «Никольская церковь в Таллинне» содержится информация об истории храма на протяжении тысячелетия. По словам настоятеля церкви Олега Вроны, прежде ничего подобного выпустить не удавалось. В альбоме обобщен богатый материал, который накопился за долгую историю существования Никольской церкви. Здесь приведены выдержки из летописей священников церкви, в которых обнаруживаются любовь к истории церковной и большие познания духовных пастырей прежних лет. В своих летописях священнослужители ссылаются на все известные в то время исторические источники. К скрупулезному изложению своих мыслей о происходящих в храме и вокруг событиях подвижников побуждала любовь к храму, к православной традиции, так как ведение летописей было делом сугубо добровольным.
Историк Александр Пантелеев, любящий и знающий свое дело, изложил в изданном альбоме почти 1000-летнюю историю бытия Никольского церковного прихода. Конечно, историки могут усомниться в этом, заметил протоиерей Олег Врона, но церковное предание гласит, что история его основания восходит к XI веку, к временам, когда Ярослав Мудрый «сходил в Ливонию» и «в Колывани церкви и дворы поставил». Мы не претендуем на бесспорность наших выводов, но тем не менее доверяем церковному преданию не меньше, чем историческому изысканию, подчеркнул мой собеседник.
Первый православный храм в Колывани был возведен на Брокусовой горе в районе сегодняшней церкви Олевисте. Первую православную церковь построили новгородские и псковские купцы. По одной версии в XV веке эта церковь сгорела, по другой — в ходе существенной перестройки крепостной стены храм разобрали и по политическим мотивам не разрешили построить на старом престижном месте. Храм оттеснили в «русский конец». Отсюда ведет свое название и улица, на которой расположена современная Никольская церковь. Долгое время она оставалась единственным православным храмом в Таллинне. Поэтому московские государи лично заботились о ней, когда находили время и возможности. Одни из них оказывали регулярную помощь в виде денежных пособий, другие — в виде подарков. Свидетельств о многих дарах не сохранилось, но до сих в храме существует серебряный подсвечник с дарственной надписью Бориса Годунова.
Если говорить о внутреннем убранстве Никольской церкви, самый большой вклад внес Петр Первый, подаривший храму прекрасный иконостас. Художник и реставратор Николай Кормашов в своей статье в альбоме «Никольская церковь в Таллинне» называет появление иконостаса в храме «событием не только огромной церковной важности, но и культурной». Сейчас в церкви идет реставрация иконостаса под руководством Ивана Кормашова, сказал нам отец Олег. В рамках программы помощи церковным приходам «Ренессанс», при помощи попечительского совета церкви и Департамента памятников культуры Таллиннской горуправы осуществляется поэтапный внутренний и внешний ремонт церкви, реставрация древних икон.
Это уже третье храмовое здание нашего прихода, отметил настоятель Никольской церкви. Мы отмечаем его 175-летний юбилей. В истории церкви было много ярких страниц, касающихся отдельных личностей, священников. Для верующих особую значимость имеет тот факт, что под Никольской церковью покоятся святые мощи невинно убиенного митрополита Ростовского Арсения Мацеевича. В 2000 году митрополит Арсений был канонизирован, причислен к лику священномучеников.
Протоиерей Олег Врона написал для альбома статью о сегодняшнем бытии прихода. Альбом «Никольская церковь в Таллинне» создан для широкого круга читателей, сказал наш собеседник. Издание на русском, английском, эстонском языках не состоялось бы без поддержки Департамента памятников культуры Таллиннской горуправы. Над оформлением альбома трудилась династия художников Кормашовых.
Альбом «Никольская церковь в Таллинне» не увидел бы свет и без помощи попечительского совета церкви. Этот единственный в своем роде орган поддерживает развитие духовного песенного творчества, хоровой церковной традиции прихода. Свою историю попечительский совет ведет с 1875 года.
При поддержке попечительского совета Никольской церкви с 15 по 19 декабря 2002 года пройдет Третий международный фестиваль православной духовной музыки, также приуроченный к 175-летию таллиннского храма. Открытие фестиваля состоится в Нарвском замке 15 декабря в 17.00. В гала-концерте, который 17 декабря в 18 часов пройдет в Концертном зале «Эстония», примут участие хор Таллиннской Никольской церкви, детский хор «Радуга», хор собора Александра Невского, Русская хоровая капелла, хор концертно-выставочного комплекса «Смольный собор» из Санкт-Петербурга. На взгляд протоиерея Олега Вроны, очень важно, что впервые в рамках фестиваля с православной программой выступит прославленный Эстонский национальный мужской хор (RAM) под руководством дирижера Антса Соотса.
Праздник во время поста
Идет рождественский пост, сказал в конце нашей беседы настоятель Никольской церкви. Среди поста нас ожидает такой хороший праздник. И вся жизнь человеческая так устроена, что невзгоды и радости чередуются между собой. Мы твердо уповаем на то, что Бог не дает тягот, переживаний, скорбей, испытаний выше сил человеческих. История Никольской церкви подтверждение тому. Если человек претерпит какое-то испытание, напомнил настоятель Никольской церкви верующим, лишение какое-то, это может ему вмениться как вольный подвиг. Немногие люди могут взять на себя подвиги добровольные в виде поста, сна на голой земле, раздачи всего имущества. Но когда человек претерпевает невольный подвиг — болезнь, лишения, — ему это вменяется как подвиг вольный. Важно примириться с тем, что есть в жизни, не озлобиться. Пост же немыслим без молитвы. Голодание без молитвы ни в каком отношении ничего не прибавляет, становится просто диетой. Тот, кто молится, уповает на Бога. Молитва есть подтверждение того, что человек всю свою жизнь доверяет Богу. Тот, кто не молится, уповает на самого себя, на случай.
Когда пост и молитва совершаются вместе — это и есть великая духовная сила, преображающая человека, врачевательно действующая. Пост — это создание человеком условий для божественного воздействия. В духовном смысле все мы несовершенны, больны страстями нашими, грехами. Пост, напротив, способствует выздоровлению. Бог не может спасти человека без него самого. Добровольное самоограничение необходимо для духовного выздоровления.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика