Русская линия
День (Киев) Клара Гудзик29.10.2002 

«Образование и семья в постатеистических обществах»

Газета «День» информировала читателей о Международной конференции «Образование и семья в постатеистических обществах», состоявшейся в Киеве в конце сентября, в которой участвовали многие украинские и зарубежные ученые. На заключительном заседании, проходившем в Киево-Могилянской академии, в зале негде было яблоку упасть — духовенство, студенты и преподаватели Академии, гости с Запада и Востока, интеллигенция города Киева. Сегодня мы публикуем заключительные доклады ведущих участников конференции и приглашаем наших читателей продолжить обсуждение темы на страницах газеты «День». Ибо хоть никто из нас не может отрицать важность этой социальной проблемы, у каждого человека есть свое мнение, свой горький опыт, а также — свои рецепты.
Вопросы семьи, отношений между ее членами, особенно между родителями и детьми, важность передачи из поколения в поколение «жизненной эстафеты», эстафеты культуры, знаний — это вечные проблемы, присущие любому обществу. Сегодня эти проблемы особенно обострились, чему есть объективные причины. Первая причина — общечеловеческая; она связана с темпами того, что называется прогрессом. Скорость обновления знаний, технологий, продуктов достигла небывалого до сих пор уровня и, очевидно, уже превышает физиологические адаптационные способности человека. Вспомним, на чем основывалось уважение к старейшинам во многих древних культурах? Главным образом на том, что старики были носителями накопленных в течение долгой жизни знаний, опыта, навыков. Если в определенном обществе эти знания и навыки остаются неизменными в течение многих поколений, то каждое предыдущее поколение там является естественным учителем и советчиком последующих — оно знает больше и потому его почитают.
В ХХ веке ситуация изменилась радикально — жизнь в конце этого века бесконечно отличается от того, что было в его начале. Ускорились темпы не только научных исследований, но и главное — скорость и темпы практического использования научных открытий, достижений. Примеров можно привести сколько угодно. Технология постоянно изменяет условия и содержание работы, быт человека, технологии обучения, отдыха, образования. Старшие теряются среди этого карнавала изменений и часто превращаются из мудрых советчиков в опекаемых. Фундамент для уважения утрачивается.
Вторая причина уходит корнями в нашу современную историю — переход от социализма к капитализму (не будем рассуждать о его качестве). Какой бы ни была советская власть, а — следует отдать ей должное — людей воспитывала крепко. Немалая часть общества, по-видимому, так и не откажется от многих советских убеждений, понятий, привычек, иными словами — не сможет адаптироваться к новым условиям жизни. И чем старше человек, тем сложнее ему переключаться. Молодые же люди воспринимают новые реалии играючись — из воздуха, из рекламы, из мультиков, на «тусовках» и тому подобное. Так чему, казалось бы, могут научить их «аксакалы»? Особенно учитывая то, что такие понятия, как например, «воспитание чувств», давно перестали употреблять даже беллетристы.
Из всего этого можно сделать вывод, что сегодня, как никогда, единственным цементирующим семью, разные поколения фактором может быть только одно, отнюдь не прагматическое явление — настоящая любовь.
В связи с этим хотелось бы еще обратить внимание читателей вот на какое обстоятельство. Большинство участников конференции подчеркивало, что семья является не только «первичной ячейкой» церкви, но и надежным убежищем от негативных внешних влияний, в частности, от тоталитаризма. К сожалению, очень легко привести примеры семей, члены которых драматично страдают от внутреннего тоталитаризма («диктатуры» жены, тещи, единственного ребенка и др.) Наше время дало также примеры религиозного тоталитаризма в семье. Сколько душ калечатся в семьях, внешне весьма пристойных и даже набожных. А сколько ненависти, бывает, накапливается среди близких людей и сколько неуважения к старым и малым. Что с этим делать, Читатель?

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика