Русская линия
Российская газета Захар Гельман25.10.2002 

Божественное имя как научный факт

После сенсационного сообщения о находке в Израиле останков апостола Иакова, брата Иисуса Христа, появились первые мнения специалистов.
Напомним суть. Французский археолог из Сорбонны Андре Лемэр обнаружил в Израиле, в одной из частных коллекций, погребальный сосуд из песчаника, на котором на арамейском языке высечена надпись: «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса». По мнению ученого, сосуд относится к 63 году нашей эры. Экспертиза, проведенная специалистами израильского Института геологии подтвердила этот возраст, отметив, что следов недавней обработки на сосуде не выявлено. Первый вывод специалистов — это не подделка и захоронение действительно датируется первым веком нашей эры, а значит, может принадлежать Иакову, брату Христа, вошедшему в историю религии под именем Праведного.
Это была довольно противоречивая личность. Жизнь его подробно описана в преданиях церкви со времен апостолов, в «Житиях святых» Дмитрия Ростовского, в Евангелии от Матфея, в посланиях Павла, где он прямо именуется братом Христа. О нем рассказывал и историк Иосиф Флавий. Так что личность историческая. Однако и католики, и православные полагают, что на самом деле он приходился Иисусу двоюродным братом. Старший сын Иосифа Обручника от его первого брака с Соломонией, он сопровождал святое семейство при бегстве в Египет и с ними же вернулся в Иудею. В то же время он не верил в Иисуса, уступая в своем неприятии Мессии разве что другому апостолу — Павлу из Тарса, и даже пытался препятствовать его проповедям.
Признание пришло неожиданно, после смерти Иисуса. По церковным преданиям, вернувшись с Голгофы, он вдруг горячо уверовал в Христа и в его восстание из мертвых и в порыве раскаяния поклялся не есть и не пить до этого момента. Как гласят те же предания, воскресший Иисус явился первым именно к Иакову и протянул ему кусок хлеба со словами: «Ешь, брат мой, ибо истино говорю тебе, Сын Человеческий воскрес из мертвых».
По свидетельству Иосифа Флавия, Иаков Праведный, виднейший представитель раннехристианской церкви, основал и возглавил первую христианскую общину в Иерусалиме, управляя верующими весьма сурово. Судя по всему, он был властолюбивым человеком, сумев убрать из нее «конкурентов», в том числе и любимых учеников своего брата, апостолов Петра и Иоанна. Тем не менее интриги, борьба за власть в общине привели его к печальному концу. В 62 году нашей эры первосвященник Анна настроил против него христиан, и Иаков Праведный был казнен: сброшен с крыши храма и затем добит камнями — обычный в те времена способ казни.
Вот все, что мы знаем об этом человеке. И если израильская находка не фальшивка, то она имеет огромное значение для христиан всего мира. Ведь это первый и единственный экспонат I века н.э., который упоминает Иисуса. Кроме Библии, о жизни Сына Божиего известно очень немного.
Как сообщает газета «Вашингтон пост», ссылаясь на мнение экспертов, до появления погребального сосуда самый ранний известный экспонат, упоминающий Иисуса, — фрагмент папируса Евангелия от Иоанна, датированный приблизительно 125 годом нашей эры. Склеп был бы первым подтверждением родственной связи Иакова, Иосифа и Иисуса и давал возможность определить их отношения, поскольку такие упоминаются в Библии. Если этот сосуд, датированный приблизительно 63 годом н.э., действительно содержал прах Иакова, то надпись на нем — наиболее важное свидетельство существования библейских персонажей. Но здесь у специалистов возникает множество сомнений.
Их нет только у самого Андре Лемэра. И ряд данных подтверждает его убежденность. Так, ученые из Библейского археологического обозрения Израиля подтвердили, что погребальный сосуд из известняка был типичен для библейского Иерусалима. Исследователи также утверждают, что поверхностный налет в углублениях знаков надписи указывает, что коробка и надпись имеют один и тот же возраст.
Не так оптимистичны другие ученые. Например, Роберт Айзенман, автор книги «Иаков, брат Иисуса», отмечает, что упоминание о брате на гробе вызывает большие сомнения в аутентичности находки. «Зачем надо было добавлять имя Иисуса? Как будто кто-то специально старался, чтобы у нас не возникло никаких сомнений», — считает он. К тому же надо добавить, что обычай помещать тела умерших в урны существовал очень недолго: приблизительно с 20 года до нашей эры по 70 год нашей эры, когда римляне разрушили Иерусалим. Но никогда в них не хоронили казненных: их, как правило, закапывали в общей могиле. И никогда в надписях на сосудах не упоминалось, чьим братом являлся усопший. Кроме имени покойника и его отца, других имен никогда не было.
В свою очередь, как указывает газета «Крисчен сайенс монитор», наибольшие вопросы вызывает тот факт, что находка сделана в собрании раритетов некоего анонимного коллекционера, который молчит об ее оригинальном источнике. Это, по мнению специалистов, может свидетельствовать о том, что находка является искусно выполненной подделкой, какими наводнен археологический «черный рынок».
И, наконец, мнение Московской патриархии. «Сейчас уже можно с уверенностью говорить о том, что найденная профессором Сорбонны Андре Лемэром погребальная амфора действительно содержит останки первого епископа иерусалимской церкви и брата Господня по плоти апостола Иакова. Для вынесения подобного заключения находка должна быть тщательно исследована специалистами по церковной археологии и светскими учеными. В то же время нам известно, что, согласно преданию, часть мощей святого апостола Иакова почивает в римском храме Двенадцати апостолов. Другая часть честных мощей апостола Иакова, как известно из истории, была подарена Русской православной церкви патриархом Александрийским в ХIХ веке. Вместе с тем хотелось бы возразить против формулировки, к которой прибегли, в частности, газета „Вашингтон пост“, а также некоторые российские издания, рассказавшие о находке профессора Лемэра. Речь идет о фразе „найдено доказательство земной жизни Иисуса Христа“. Верующие христиане всегда имели и имеют в избытке свидетельства земного бытия Сына Божия».
Альберт Валентинов
Сколько Иисусов было в Иерусалиме?
В то время как мировые средства массовой информации освещали иерусалимскую находку со всех сторон, телеканал ABC News сосредоточился на одном аспекте — надписи на стенке погребального сосуда. И провел интервью с Беном ВИДЕРИНГТОНОМ, специалистом по древнееврейской религии.
— Надпись арамейским курсивом, — говорит Видерингтон, — устанавливает границы периода, когда это могло быть написано. Тщательная проверка знаков показывает, что надпись была сделана в соответсвующий период времени, это не более поздняя подделка. Надпись гласит: «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса», а не «Иаков, брат Иисуса, сын Иосифа». Мы могли бы ожидать последнего варианта, если бы это была подделка. Поскольку написано именно так, это говорит о том, что Иаков имеет отношение к его близким родственникам — отцу и брату.
— Это мог быть другой Иисус и Иаков. Разве эти имена не были обычными?
— Да, но вот что является необычным в надписи — не просто «сын Иосифа», но есть ссылка на брата Иакова. Этот факт предполагает, что Иисус был кто-то известный и важный, так как это не была обычная практика — помещать имя брата на собственном склепе. (Библейский Обзор археологии по частоте употребляемых имен гласит, что имена Иаков, Иосиф и Иисус были довольно обычными среди евреев на рубеже веков. Когда были изучены имена, используемые в то время во всех типах надписей, оказалось, что Иосиф употреблялся в 14 процентах, Иисус — в 9 процентах и Иаков — в 2 процентах случаев. В Иерусалиме в течение двух поколений до 70 года н. э. существовали приблизительно 20 человек, которые могли зваться «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса».)
— Арамейские названия для «брата» и «сына» подтверждают, что Иисус имел кровное отношение к Иакову и Иосифу? Язык оставляет место для интерпретации, ведь они могли быть единокровные браться или пасынки?
— Арамейское слово, используемое на склепе, akhui, конечно, обозначает брата. Порядок слов в надписи не указывает, что Иисус был сыном Иосифа. Надпись ясно дает понять, что это двое самых близких мужских кровных родственников Иакова. Это не поясняет отношения Иисуса с Иосифом, но можно сделать такие выводы по отношению Иакова к Иосифу и Иисусу. Есть определенные свидетельства, например Tobit — это не всегда брат, оно могло бы означать что-то, кроме полного брата, но без какого-либо уточнения в надписи. Основная версия — Иаков был связан с Иисусом таким же образом, как он был связан с Иосифом.
Ариадна Рокоссовская
Ответ дадут гены
Нынешнее открытие в Израиле может оказаться первым археологическим свидетельством, связанным с Иисусом Христом.
Нынешнее открытие, взбудоражившее весь мир, — случайно. Некий израильский коллекционер, пожелавший остаться неизвестным, 15 лет назад приобрел в Восточном Иерусалиме нечто среднее между мини-саркофагом и погребальной урной, не предполагал особой ценности своего приобретения. Можно не сомневаться, что имя коллекционера известно в кругах археологов, ибо однажды к нему пожаловал гость… Да не простой, а профессор из Сорбонны, археолог и исследователь иудейских древностей Андре Лемэр. Увидел Лемэр этот мини-саркофаг и ахнул, прочитав на нем имена библейских персонажей.
Сам мини-саркофаг представляет собой подобие полуметровой довольно глубокой коробки, выделанной из песчаника. В начале новой эры у народов Двуречья, в том числе у евреев, существовал особый обряд захоронения. Вначале умерших в саванах помещали на год в погребальные пещеры. Такие пещеры естественного или искусственного происхождения, существовали при каждом кладбище. Через год родственники возвращались в пещеры, чтобы собрать «тлен» (на арамийском и на иврите «рикавон») — мумифицированные части трупа в мини-саркофаги, погребальные урны, которые и захоранивались на кладбищах. Однако надписи на саркофагах были исключением. Их удостаивались только почтенные граждане… Иаков как раз был из их числа.
А. Лемэр считает, что мини-саркофаг был захоронен не ранее 63 года н. э. Эта дата вполне вписывается в библейские хронологии. В настоящее время мини-саркофаг совершенно пуст, и необходим сложный комплекс исследований (прежде всего радиологических, спектроскопических и хромотографических), чтобы попытаться выявить следы содержащихся в нем веществ. Если будут найдены следы ДНК, то в принципе их возможно сравнить с результатами анализов ДНК на знаменитой Плащанице, в которую, согласно Новому Завету, было завернуто тело Христа после казни.
В связи с нынешним открытием в Израиле вспоминают еще одну случайную находку. Примерно 10 лет назад один из любителей древностей приобрел чем-то приглянувшийся ему выполненный из дерева маленький плод граната. Опять-таки случайно этот «гранатик» попался на глаза крупному специалисту по иудейским древностям. И что же вы думаете? «Гранатик» оказался деталью ритуального одеяния первосвященника Иерусалимского храма. По прошествии почти двух тысячелетий сохранилась только эта деталь одеяния. Сегодня этому «гранатику» цены нет!..
Так что и мини-саркофаг не последняя ошеломляющая находка на Святой земле.
Сенсаций будет еще много.
Иерусалим

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика